г. Самара |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А72-13114/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03.04.2023 в помещении суда апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.02.2023 по делу N А72-13114/2022 (судья Абдулова И.С.), возбужденному по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889), г.Москва, к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (ИНН 7303005240, ОГРН 1027301172458), г.Ульяновск, об обязании произвести перерасчет,
в судебном заседании приняли участие:
от ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России - Буркова И.В. (доверенность от 05.12.2022),
от УМУП "Ульяновскводоканал" - не явился, извещено,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением об обязании Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (далее - УМУП "Ульяновскводоканал", водоканал) произвести перерасчет необоснованно оплаченных учреждением денежных средств в сумме 41 985 590 руб. 90 коп. в счет последующих платежей за 2022 год и последующие периоды за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, поставку воды и водоотведение в рамках заключенных гражданско-правовых соглашений.
Решением от 16.02.2023 по делу N А72-13114/2022 Арбитражный суд Ульяновской области в удовлетворении исковых требований отказал.
ФГБУ "ЦЖКУ" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
УМУП "Ульяновскводоканал" отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании представитель ФГБУ "ЦЖКУ" апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя УМУП "Ульяновскводоканал", надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя ФГБУ "ЦЖКУ" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, УМУП "Ульяновскводоканал" (поставщик) и ФГБУ "ЦЖКУ" (заказчик) заключили государственные контракты холодного водоснабжения и водоотведения от 25.12.2018 N 29137, от 31.12.2019 N 29137, от 09.12.2020 N 29137, от 21.02.2022 N 29137, по которым поставщик обязался подавать заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а заказчик - оплачивать воду в объеме, определенном контрактами. Также поставщик обязался осуществлять прием сточных вод заказчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а заказчик - соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, предусмотренные контрактами.
По условиям контрактов УМУП "Ульяновскводоканал" обязано осуществлять контроль за соблюдением ФГБУ "ЦЖКУ" установленных ему нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод (п.32 контрактов).
Сведения о нормативах допустимых сбросов (лимиты на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для заказчика в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, указаны в приложении N 6 к контрактам (п.31 контрактов).
Пп."д" п.13 контрактов предусмотрено право поставщика взимать с заказчика плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пп."е" и "т" п.14 контрактов заказчик обязан соблюдать установленные нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, а также производить оплату по контракту в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с контрактами; вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
Границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения сторон определяются в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по форме согласно приложению N 1 (п.2 контрактов).
Перечень объектов заказчика, сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб содержатся в приложении N 4 к контрактам.
В результате отбора проб сточных вод УМУП "Ульяновскводоканал" фиксировало превышение установленных нормативов по составу, в связи с чем начисляло ФГБУ "ЦЖКУ" плату за негативное воздействие на централизованную систему водоснабжения и плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.
Полагая, что расчет платы водоканалом производился неправильно, ФГБУ "ЦЖКУ" в претензии от 21.07.2022 N 370/У/3/13/1461 просило УМУП "Ульяновскводоканал" пересчитать плату за негативное воздействие на централизованную систему водоснабжения за 3 предыдущих года (июль 2019 года - июнь 2022 года) и зачесть образовавшуюся переплату в счет предстоящих платежей.
УМУП "Ульяновскводоканал" претензию не исполнило, что послужило основанием для обращения ФГБУ "ЦЖКУ" с заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.10 ст.7 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с п.2 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728) при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (фактические показатели состава сточных вод) и (или) фактические показатели свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации), на соответствие фактическим показателям состава и свойств сточных вод, указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), и (или) нормативам состава сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, установленным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644; далее - Правила N 644) в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно п.124 Правил N 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб.м в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Положение, предусмотренное абз.1 данного пункта, не распространяется на объекты абонентов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов. Представление декларации в отношении таких объектов абонента не допускается независимо от объема сбрасываемых сточных вод.
В соответствии с п.123(4) Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, содержащейся в данном пункте, осуществляется в отношении сточных вод, сбрасываемых с объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абз.1 п.124 данных Правил;
с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = К Т
Qпр1, где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5); Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб.м); Q пр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Кроме того, в соответствии с п.203 Правил N 644 для абонентов, у которых для отбора проб сбрасываемых сточных вод отсутствует контрольный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (П норм.сост.) определяется по формуле: П норм.сост. = 2 x Т x Qпр1.
По мнению ФГБУ "ЦЖКУ", расчет платы за негативное воздействие на ЦСВ и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для указанных в иске объектов учреждения водоканал произвел с нарушением требований законодательства, без учета наличия иных абонентов (АО "Военторг-Центр", АО "Оборонэнерго", ФГАУ "Росжилкомплекс", УМУП "Городская теплосеть"), заключивших с водоканалом прямые договоры холодного водоснабжения и водоотведения и имеющих те же контрольные канализационные колодцы для отбора проб сточных вод; в случае, если суммарный объем составляет менее 30 куб.м, а контрольные колодцы имеют стоки сторонних организаций, согласно Правилам N 644 данные объекты подпадают под категорию, где расчет ведется согласно коэффициентам. Таким образом, водоканал обязан произвести перерасчет ранее оплаченных учреждением денежных средств.
Возражая против заявленных требований, УМУП "Ульяновскводоканал" указало на то, что применение коэффициентов невозможно, поскольку учреждение не подпадает под условия, предусмотренные п.123(4) Правил N 644, так как суммарный объем сточных вод по всем выпускам составляет более 30 куб.м; указанные учреждением суммы, в том числе пени, были взысканы/уплачены на основании вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Ульяновской области по делам N N А72-4163/2020, А72-4164/2020, А72-11039/2020, А72-11184/2020, А72-11185/2020, А72-15759/2020, А72-15761/2020, А72-15753/2020, А72-3856/2021, А72-5730/2021, А72-12422/2021, А72-6130/2021, А72-8349/2021, А72-8356/2021, А72-12427/2021, А72-16134/2021, А72-18932/2021, А72-19410/2021, А72-13486/2022.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч.1 ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном названным кодексом.
Способы защиты гражданских прав приведены в ст.12 ГК РФ. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, при этом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав или защиту законного интереса.
Таким образом, удовлетворение исковых требований должно вести к восстановлению нарушенных прав истца по делу.
По настоящему делу ФГБУ "ЦЖКУ" просило обязать УМУП "Ульяновскводоканал" произвести перерасчет платы, рассчитанной и уплаченной за период с июля 2019 года по июнь 2022 года, в счет последующих платежей.
В силу ч.1 ст.133, ч.1 ст.168 АПК РФ арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений. Суд по своей инициативе определяет круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решает, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении.
Однако право формирования требований, их предмета, основания и размера принадлежит исключительно заявителю, и арбитражный суд не вправе выходить за пределы заявленных требований (ст.4, 41 и 125 АПК РФ).
Конституционный суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод (статья 46 часть 1), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок судебной защиты по заявлениям заинтересованных лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для заинтересованного лица по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, - они определяются законами на основе Конституции Российской Федерации, ее статей 46, 123 и 128.
Следовательно, в силу ст.12 ГК РФ истец должен обосновать и представить доказательства, какой именно закон позволяет ему обращаться с иском в суд.
Истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его материальные права (охраняемый законом интерес) и каким образом нарушены ответчиком, а также избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.
Принимая решение по существу спора, арбитражный суд должен учитывать, насколько принятое решение исполнимо и приведет ли указанное решение к восстановлению нарушенных прав и интересов истца.
Из ст.16 и 182 АПК РФ следует, что решение арбитражного суда должно отвечать принципу исполнимости.
Как установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае правоотношения сторон основаны на договорах водоснабжения и водоотведения, которыми предусмотрена обязанность учреждения оплатить фактически оказанные ему услуги.
Вопрос об обоснованности примененных УМУП "Ульяновскводоканал" расчетов может быть предметом исследования и оценки суда по искам о расчетах за оказанные услуги с исследованием и оценкой приводимых доводов.
Суд первой инстанции отметил, что ни контрактами, ни законом не предусмотрена обязанность водоканала производить перерасчет стоимости оказанных услуг, в том числе платы за негативное воздействие на централизованную систему водоснабжения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.
Спор о расчетах за оказанные услуги возникает после подачи УМУП "Ульяновскводоканал" иска о взыскании задолженности с заказчика (абонента), при этом от заказчика (абонента) не требуется подачи какого-либо заявления в суд об оспаривании начисленной платы. Свои интересы абонент защищает посредством заявления возражений на требования о взыскании задолженности в рамках иска, поданного водоканалом.
Применительно к обстоятельствам по настоящему спору, именно в рамках иска о взыскании задолженности с абонента судом рассматриваются и разрешаются разногласия, связанные с обоснованностью применения того или иного способа определения размера платы, в том числе судом устанавливается и наличие оснований для уменьшения стоимости либо полного освобождения абонента от внесения соответствующей платы.
Следует отметить, что в настоящее время на рассмотрении Арбитражного суда Ульяновской области находятся дела N А72-16117/2022 и N А72-19023/2022 по искам УМУП "Ульяновскводоканал" о взыскании с ФГБУ "ЦЖКУ" задолженности за оказанные в марте-августе 2022 года услуги, в том числе платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, ФГБУ "ЦЖКУ" выбрало ненадлежащий способ защиты своих прав.
Кроме того, в материалах настоящего дела имеются копии вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Ульяновской области по делам N N А72-4163/2020, А72-4164/2020, А72-11039/2020, А72-11184/2020, А72-11185/2020, А72-15759/2020, А72-15761/2020, А72-15753/2020, А72-3856/2021, А72-5730/2021, А72-12422/2021, А72-6130/2021, А72-8349/2021, А72-8356/2021, А72-12427/2021, А72-16134/2021, А72-18932/2021, А72-19410/2021, А72-13486/2022 о взыскании с ФГБУ "ЦЖКУ" в пользу УМУП "Ульяновскводоканал" задолженности по указанным контрактам, в том числе платы за негативное воздействие на централизованную систему водоснабжения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов за период, заявленный учреждением в настоящем деле.
ФГБУ "ЦЖКУ" данное обстоятельство в ходе судебного разбирательства не отрицалось со ссылкой на то, что о наличии иных абонентов по канализационным колодцам при рассмотрении указанных дел ему известно не было, с заявлениями о пересмотре судебных актов в порядке главы 37 АПК РФ учреждение в суд не обращалось.
Согласно ст.16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обращение ФГБУ "ЦЖКУ" с данным исковым заявлением фактически направлено на преодоление вступивших в законную силу судебных актов и установленного действующим законодательством порядка их пересмотра (обжалование либо пересмотр по новым/вновь открывшимся обстоятельствам), что является недопустимым.
С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал ФГБУ "ЦЖКУ" в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц АО "Военторг-Центр", АО "Оборонэнерго", ФГАУ "Росжилкомплекс", УМУП "Городская теплосеть", а также для приостановления производства по настоящему делу - подтверждаются материалами дела и в апелляционном порядке не оспариваются.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в силу ст.333.37 НК РФ ФГБУ "ЦЖКУ" освобождено от уплаты государственной пошлины, суд апелляционной инстанции вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе учреждения не рассматривает.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 февраля 2023 года по делу N А72-13114/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-13114/2022
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "Центральное ЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное ЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации Жилищно-коммунальная служба N 2 г.Пенза
Ответчик: МУП УЛЬЯНОВСКОЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА "УЛЬЯНОВСКВОДОКАНАЛ", УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал"