г. Хабаровск |
|
06 апреля 2023 г. |
А73-12192/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кляузер М.А.
при участии в заседании:
от Федерального агентства лесного хозяйства: Черняк Александр Андреевич, представитель по доверенности N 22 от 01.01.2023;
от общества с ограниченной ответственностью "Рыболовецкая компания имени Вострецова": Набока Андрей Сергеевич, представитель по доверенности N 7-общ от 20.09.2016
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства
на решение от 17.01.2023
по делу N А73-12192/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840, адрес: 113184, город Москва, улица Пятницкая, 59/19)
к администрации Охотского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700825630, ИНН 2715001278, адрес: 682480, Хабаровский край, Охотский район, рабочий поселок Охотск, улица Ленина, дом 16), обществу с ограниченной ответственностью "Рыболовецкая компания имени Вострецова" (ОГРН 1152720000685, ИНН 2715000475, адрес: 682494, Хабаровский край, Охотский район, село Вострецово, улица Набережная, дом 6)
о признании недействительными образование земельного участка, договора аренды N 28 от 28.11.2008, снятия земельного участка с государственного кадастрового учета
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053, адрес: 680020, Хабаровский край, город Хабаровск, улица Запарина, дом 5), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700170116, ИНН 2721121630, адрес: 680000, Хабаровский край, город Хабаровск, улица Карла Маркса, дом 74), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, адрес: 107078, город Москва, переулок Орликов, дом 10, строение 1),
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.11.2022 по настоящему делу принято к производству исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, истец) к администрации Охотского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Рыболовецкая компания имени Вострецова" (далее - ООО "РК им. Вострецова", общество) с требованиями:
- признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером 27:11:001901:725 общей площадью 76 153 кв. м на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плате территории, утвержденной постановлением администрации Охотского муниципального района Хабаровского края N 301 от 28.07.2017;
- признать недействительным договор аренды земельного участка N 28 от 28.11.2008, заключенного между администрацией и обществом, сведения о котором содержатся в едином государственном реестре недвижимости в виде обременения земельного участка с кадастровым номером 27:11:001901:725;
- снять земельный участок с кадастровым номером 27:11:001901:725 с государственного кадастрового учета с одновременным прекращением в сведениях едином государственном реестре недвижимости записи о государственной регистрации обременения указанного объекта недвижимости в виде аренды (дата и номер государственной регистрации 26.03.2018 N 27:11:0010901:725-27/020/2018-1).
Определениями суда от 08.11.2022, 22.07.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (далее - Министерство), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Управление Росреестра), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФКП "Росреестра").
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.01.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Рослесхоз обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на неполное выяснение обстоятельств дела, не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права
Согласно приведенным в жалобе доводам, судом сделан необоснованный вывод об отнесении исходного земельного участка к землям запаса. На основании нормы статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", представленным в материалы дела сведений регистрации собственности Российской Федерации, выписки из государственного лесного реестра, материалов лесоустройства спорный земельный участок пересекается с границами земель лесного фонда Охотского лесничества Хабаровского края.
Суд не исследовал вопросы формирования и использования участка, наличия или отсутствие в границах участка лесных насаждений, законности возникновения прав на участок.
Вывод суда о пропуске срока исковой давности является ошибочным. Срок исковой давности следует исчислять с момента, когда государственный орган узнал о нарушении права. Кроме того, применительно к требованиям Рослесхоза об устранении нарушений не связанных с лишением владения, исковая давность не должна применяться (статья 208 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2023 жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 30.03.2023 в 09 часов 40 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.
Администрация, ООО "РК им. Вострецова" направили письменные отзывы на жалобу, в которых просили отказать в ее удовлетворении, оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Третьи лица отзывы на жалобу не представили.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Рослесхоза доводы жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить исковые требования.
Представитель ООО "РК им. Вострецова" в судебном выступлении просил отказать в удовлетворении жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные участвующие в деле лица, явку представителей не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствовало проведению заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Российская Федерация является собственником земельного участка из состава земель лесного фонда кадастровым номером 27:11:0010901:375 общей площадью 15 825 444 га, право на который зарегистрировано 20.08.2009, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 23.07.2011 серии 27-АВ N 546823, сведениями единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Местоположением земельного участка является Хабаровский край, Охотский район, Охотское лесничество, участковые лесничества Инское часть 1, кварталы 1-150; часть 2, кварталы 1-129; Охотское, часть 1, кварталы 1-114; часть 2, кварталы 1-553; Ульинское, кварталы 1-197.
Территориальным органом Рослесхоза - Департаментом лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу в ходе анализа информации ФКП "Росреестра" о внесенных в ЕГРН изменениях описания местоположения Охотского лесничества выявлено размещение земельного участка кадастровым номером 27:11:001901:725 общей площадью 76 153 кв. м. (категория - "земли сельскохозяйственного назначения") в границах земель лесного фонда входящих в Охотское лесничество Хабаровского края.
Границы Охотского лесничества определены приказом Рослесхоза N 154 от 13.02.2020.
В результате проведения ФГБУ "Рослесинфорг" работ с применением программного комплекса АРГО по совмещению координат границ земельного участка кадастровым номером 27:11:001901:725 с векторной границей Охотского лесничества, определенной приказом Рослесхоза установлено, что границы спорного земельного участка частично пересекаются с границами земель лесного фонда в части лесного квартала N 110 Охотского участкового лесничества (часть 1) Охотского лесничества Хабаровского края (площадь пересечения 5,7 га). О пересечении (наложении) составлено заключение N 10. Координаты определялись в системе МСК-27.
Комитетом лесного хозяйства Правительства Хабаровского края письмом от 28.04.2021 N 04-06/6364 предоставлена выписка из государственного лесного реестра от 27.04.2021 N 111-1, согласно которой лесной квартал N 110 входит в состав земель лесного фонда Охотского участкового лесничества (часть 1) Охотского лесничества Хабаровского края (вид целевого назначения лесов - "защитные леса").
В ходе проводимой Рослесхозом проверки установлено, что земельный участок кадастровым номером 27:11:001901:725 передан в аренду по договору аренды земельного участка N 28 от 28.11.2008 между Администрацией (арендодатель) и ООО "РК им. Вострецова" (арендатор).
Ссылаясь на то, что спорный земельный участок частично располагается в границах земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 27:11:0010901:375, сделка аренды совершена в отношении лесного участка с нарушением закона, Рослесхоз обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ) способами, в том числе признанием права, а также иными способами, предусмотренными законом, целью которых является в любом случае восстановление нарушенных или оспариваемых прав.
В силу положений статьи 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304 ГК РФ).
Совместным постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22) разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
В пунктах 32, 36 постановления Пленумов N 10/22 разъяснено, что к числу юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению судом при рассмотрении виндикационного иска, относятся наличие у истца вещного права на истребуемое имущество, наличие спорного имущества в натуре, незаконность владения ответчиком спорным имуществом, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемого имущества.
Согласно пункту 3 статьи 129 Гражданского кодекса земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии с пунктом 1 статья 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В пункте 2 статьи 214 Гражданского кодекса, пункте 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, ЗК РФ) закреплена презумпция государственной собственности на землю: земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с положениями части 21 статьи 11 Земельного кодекса и абзаца второго пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) органы местного самоуправления муниципальных районов вправе распоряжаться расположенными в пределах территории соответствующих районов земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно статье 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности, помимо прочего, относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
На основании пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс, ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В пункте 2 статьи 9 Земельного кодекса предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в числе которых указаны в следующих подпунктах: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 5) земли лесного фонда; 7) земли запаса.
Согласно статье 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.
В силу статьи 103 Земельного кодекса к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
На основании пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со статьей 4.6 Закона N 201-ФЗ информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
В силу положений частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Частью 7 статьи 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что земельный участок, права граждан или юридических лиц, на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса.
Пунктом 1 статьи 11.4 Земельного кодекса установлено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Как следует из подпункта 1 пункта 6 статьи 11.4 Земельного кодекса при разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности. При этом исходным является один участок.
Согласно сведениям ЕГРН в отношении "налагающихся" земельных участков, участок кадастровым номером 27:11:0010901:375, относящийся к землям лесного фонда, поставлен на кадастровый учет 17.12.2002, право собственности Российской Федерации на участок зарегистрировано 20.08.2009.
Земельный участок с кадастровым номером 27:11:0010901:725 образован и поставлен на кадастровый учет 26.03.2018.
При исследовании хронологии образования участков и лиц, которые фактически ими владели, установлено, что спорный земельный участок кадастровым номером 27:11:001901:725 сформирован в результате раздела в соответствии со статьей 11.4 Земельного кодекса исходного земельного участка кадастровым номером 27:11:0010901:9 в границах указанного исходного земельного участка.
В свою очередь, земельный участок с кадастровым номером 27:11:0010901:0009 сформирован и поставлен на кадастровый учёт в 2004 году (с новым номером 27:11:0010901: 9 - 28.02.2007). При этом в ЕГРН в отношении данного земельного участка, а также образованных в дальнейшем из него земельных участков с кадастровыми номерами 27:11:001901:725 и 27:11:0010901:726, определена категория "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешённым видом использования "рыбоводный завод".
В частности, согласно кадастровому плану земельного участка от 16.03.2004 N 11/04-384 земельный участок кадастровым номером 27:11:010901:0009 в 2004 году был отнесен к категории земель запаса и предоставлен в пользование по договору аренды рыбколхозу им. Вострецова с разрешенным использованием - для производственных целей, фактическим под рыбоводный завод.
В дальнейшем рыбколхоз им. Вострецова продолжал пользование земельным участком в соответствии с его назначением, что, в частности, подтверждается распоряжениями администрации сельского поселения "Село Вострецово" Охотского муниципального района Хабаровского края N 3 от 01.04.2006 и N 20 от 18.04.2007, о предоставлении земельного участка из земель запаса с кадастровым номером 27:11:010901:0009 по договору аренды сроком до 1 года с 01.04.2006 по 30.03.2007 и 01.05.2007 но 30.04.2008.
Земельный участок кадастровым номером 27:11:010901:0009 переведен в категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения согласно кадастровому плану земельного участка от 04.07.2007 N 11/07-0202.
Согласно пункту 16 Особых отметок кадастровой выписки из Государственного кадастра недвижимости от 10.12.2008 N 11/08-0574 (ГКН), приложенной к договору аренды от 28.11.2008 N28 между администрацией и ЗАО "РК им. Вострецова", граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о земельном участке в базу ГКН внесены в соответствии с перечнем ранее учтенных земельных участков от 17.12.2002 кадастрового квартала 27:11:010901. Сведения о наличии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов отсутствуют. Категория земель (пункт 8.1 выписки) - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - рыборазводный завод. Кадастровый номер земельного участка изменен на номер 27:11:010901:9 и внесен в государственный кадастр недвижимости 28.02.2007.
29.10.2007 создано ЗАО "Рыболовецкая компания имени Вострецова".
21.09.2008 между ЗАО "РК им. Вострецова" и ООО "Гермес" заключен договор купли-продажи лососевого рыбоводного завода на реке Урак. Право собственности на завод зарегистрировано, что подтверждается свидетельством серия N 27-АТ N 132399 от 28.05.2015.
Завод располагался на земельном участке с кадастровым номером 27:11:010901:9.
На основании протокола внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "РК им. Вострецова" от 12.08.2014 N 14 общество реорганизовано в форме преобразования в ООО "РК им. Вострецова".
На основании постановления N 475 от 28.11.2008 ЗАО "РК им. Вострецова" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 27:11:010901:9, площадью 91 200 кв.м., для использования под объекты рыборазводного завода, расположенного на реке Урак, сроком на 5 лет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Постановлением администрации Охотского муниципального района N 425 от 25.09.2012 утверждена схема расположении земельного участка с кадастровым номером 27:11:0010901:9 площадью 91 200 кв.м, с указанием границ земельного участка в координатах, с разрешенным использованием - рыборазводный завод, на ЗАО "РК им. Востреиова" возложена обязанность оформить документы о постановке на кадастровый учет (выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 25.05.2022 N КУВИ001/2022-79244945).
С 2008 года в рамках договора на искусственное воспроизводство тихоокеанских лососей в водных объектах рыбохозяйственного значения Охотского района Хабаровского края от 05.05.2012 N 3/Втл компания ежегодно за свой счет осуществляет выпуск молоди кеты в реки Урак, Луктур (Северо-Охотоморская подзона).
С 2017 осуществляет работы по аквакультуре - товарному рыбоводству.
Таким образом, исходный земельный участок еще в 2004 году относился к землям запаса, что подтверждается кадастровым планом земельного участка от 16.03.2004 N 11/04-384, не был включен в состав земель лесного фонда.
Впоследствии исходный земельный участок переведен в категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения согласно кадастровому плану земельного участка от 04.07.2007 N 11/07-0202.
До 2007 года земельный участок кадастровым номером 27:11:0010901:9 стоял на кадастровом учёте, относился к землям запаса, предоставлялся в аренду РК им. Вострецова, в том числе и по распоряжениям администрации сельского поселения "Село Вострецово" Охотского муниципального района Хабаровского края N 3 от 01.04.2006 и N 20 от 18.04.2007.
В 2007 году земельный участок кадастровым номером 27:11:0010901:9 переведён из состава земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
В связи с приобретением правопредшественником ответчика - ЗАО "РК им. Вострецова" - расположенного на указанном земельном участке рыбоводного завода в собственность, на основании постановления N 475 от 28.11.2008 спорный земельный участок предоставлен в аренду ЗАО "РК им. Вострецова" по договору аренды от 28.11.2013 сроком на 5 лет, который им владел.
Постановлением администрации Охотского муниципального района N 425 от 25.09.2012 утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 27:11:0010901:9 площадью 91 200 кв.м. с указанием границ земельного участка в координатах, с разрешенным использованием - рыборазводный завод, на ЗАО "РК им. Вострецова" возложена обязанность оформить документы о постановке на кадастровый учёт).
Постановлением администрации Охотского муниципального района Хабаровского края N 301 от 28.07.2017 на основании обращения ООО "РК им. Вострецова" утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, образованных путем разделении исходного земельного участка с кадастровым номером 27:11:0010901:9, расположенных по адресу: Хабаровский край, Охотский район, в районе р. Урак, с видом разрешенного использования - рыбоводство:
- земельный участок кадастровым номером 27:11:0010901:725, площадью 76152 кв.м.;
- земельный участок кадастровым номером 27:11:0010901:726, площадью 15047 кв.м.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса целевым назначением и разрешённым использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешённое использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, спорный земельный участок образован путём раздела ранее поставленного на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 27:11:0010901:9, в границах данного земельного участка, с сохранением в соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса целевого назначения и разрешённого использования данного земельного участка.
Истец просит признать недействительным образование земельного участка кадастровым номером 27:11:001901:725, снять данный земельный участок с государственного кадастрового учета с одновременным прекращением в сведениях ЕГРН записи о государственной регистрации обременения указанного объекта недвижимости в виде аренды (дата и номер государственной регистрации 26.03.2018 N 27:11:0010901:725-27/020/2018-1).
В пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, и пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 указано, что если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Из положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) следует, что орган регистрации прав снимает с учета:
- земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ);
- земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41 Закона N 218-ФЗ);
- ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ);
- земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ).
Закон прямо предусматривает перечень оснований, при наличии которых возможно снятие земельного участка с государственного кадастрового учета в административном порядке регистрирующим органом. Тогда как требования истца направлены на снятие спорного участка с кадастрового учета посредством судебного решения.
При этом, истцом и иными лицами ни одно из постановлений администрации не оспаривались, в том числе постановление N 301 от 28.07.2017 "О схеме расположения земельного участка в Охотском районе", которым утверждена схема расположения спорного участка. Постановления в установленном законом порядке не отменены и не признаны недействительным.
В рассматриваемой ситуации установленных законом оснований для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета у суда не имелось, поэтому отказ в иске правомерен.
При этом, истцом не представлены доказательства, подтверждающие, на основании каких документов установлены координаты границ Охотского лесничества. В материалах дела имеется выписка из государственного лесного реестра, которая не содержит указаний на определение границ. В таксационных описаниях также отсутствует информация о границах участка. Описание местоположения земельного участка в ЕГРН и ГЛР отсутствуют.
При отсутствии в ЕГРН описания местоположения спорного земельного участка, лесоустроительные материалы, представленные истцом, такими доказательствами не являются.
Помимо изложенного, истцом не доказано, что спорный земельный участок находящийся в аренде имеет многолетние лесные насаждения. В то же время, как следует из материалов, данный участок никогда не использовался для целей, связанных с лесопользованием, а был предоставлен рыбколхозу для осуществления сельскохозяйственной деятельности - рыбоводства, в том числе с размещением рыбоводного завода, который испотзуется для осуществления промышленного рыбоводства.
Доводы жалобы со ссылкой на материалы лесоустройства (таксационные описания) отклоняются, поскольку данные описания относятся в целом к описанию земель Охотского лесничества, но не свидетельствуют о наличии многолетних насаждений на спорном земельном участке.
На основании совокупности доказательств, истцом не доказано того, что спорный земельный участок подлежит отнесению к землям лесного фонда в силу прямого указания закона.
В связи с указанным, не имеется оснований признать недействительными договор аренды.
Кроме того, ответчики на основании пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса в суде первой инстанции заявили о пропуске срока исковой давности по иску.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса общий срок исковой давности устанавливается в три года.
На основании пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса об исковой давности" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 43) срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, не подлежит восстановлению, независимо от причин его пропуска, истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если будет установлено, что юридическое лицо - сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела (пункт 15 постановление Пленума ВС РФ N 43).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 4 постановления Пленума ВС РФ N 43, по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов срок исковой давности исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав.
Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства (Рослесхоз) предусмотрено, что Рослесхоз осуществляет функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений в установленной сфере деятельности, осуществляет от имени Российской Федерации защиту в судебном порядке имущественных прав Российской Федерации в области лесных отношений.
До наделения указанными полномочиями истца в 2017 году, в Российской Федерации действовали иные органы по контролю и распоряжению лесным фондом.
Территориальным органам в области лесных отношений и собственности Российской Федерации должно было быть известно о нахождении объектов ответчика на спорном участке.
Риски, связанные с ненадлежащим осуществлением контроля за использованием имущества, в том числе государственного, возлагаются на соответствующее публично-правовое образование (определения Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 N 305-ЭС17-16141, от 20.04.2017 N 308-ЭС16-1003).
Как указано, спорный земельный участок на протяжении более 15 лет использовался для размещения рыбоводного завода рыбколхозом им. Вострецова, далее ЗАО "РК им. Вострецова" и после реорганизации последнего в форме преобразования - ООО "РК им. Вострецова".
Непосредственно земельный участок с кадастровым номером 27:11:0010901:725 поставлен на кадастровый учет 26.03.2018.
На момент обращения истца в суд (2022 год) срок исковой давности пропущен.
Доводы о не применении срока давности к требованиям на основании статьи 208 Гражданского кодекса, являются ошибочными, поскольку истец не является в отношении спорного земельного участка владеющим собственником.
В пункте 52 постановления Пленумов N 10/22 разъяснено, что иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения относится к искам о правах на недвижимое имущество, направленным на оспаривание зарегистрированного права.
На основании изложенного, отказ в требованиях соответствует установленным обстоятельства и нормам материального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного, доводы жалобы отклоняются, обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Истец от уплаты госпошлины освобожден в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.01.2023 по делу N А73-12192/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12192/2022
Истец: Федеральное Агенство лесного хозяйства
Ответчик: Администрация Охотского муниципального района
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, ООО " Рыболовецкая компания им. Вострецова", Управление Росреестра по Хабаровскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Николаевский-на-Амуре городской суд, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Хабаровскому краю