04 апреля 2023 г. |
Дело N А84-2500/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 апреля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Зарубина А.В. и Рыбиной С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Логуновым К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 08 ноября 2022 года по делу N А84-2500/2019,
по иску Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания",
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное унитарное предприятие Севастополя "Единый информационно-расчетный центр",
о понуждении к заключению договора на предложенных условиях,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" - Михайлова Наталия Владимировна, представитель по доверенности от 30.12.2022 б/н, предъявлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена по паспорту гражданина РФ;
- от Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго" - Балахтинова Ирина Владимировна, представитель по доверенности от 03.02.2023 N 37, предъявлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена по паспорту гражданина РФ.
УСТАНОВИЛ:
ГУПС "Севтеплоэнерго" (далее - предприятие) 22.05.2019 обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к ООО "Управляющая компания" (далее - общество) о возложении обязанности на исполнителя коммунальных услуг заключить публичный договор теплоснабжения в редакции теплоснабжающей организации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие Севастополя "Единый информационно-расчетный центр".
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 08 ноября 2022 суд обязал заключить договор теплоснабжения.
Не согласившись с решением от 08.11.2022, ООО "Управляющая компания" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Апеллянт указывает, что истцом не доказан факт обязательности заключения контракта для ответчика, в том числе, поскольку население находится на прямых договорах и платежах истца.
Кроме того, апеллянт полагает, что истцом пропущен срок исковой давности по предъявленному требованию.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 апелляционная жалоба ООО "УК" принята к производству и назначена к рассмотрению в судебное заседание.
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к отзыву, которые приобщены к материалам дела, ГУПС "Севтеплоэнерго" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец указывает, что ООО "УК" является управляющей организацией, следовательно, является исполнителем коммунальных услуг. Для него заключение договора теплоснабжения с целью оказания коммунальной услуги по отоплению включенных в его лицензию многоквартирных домов обязательно, что следует из статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", статьей 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ГУПС "Единый информационно-расчётный центр", извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание представителя не направил.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя ГУПС "Единый информационно--расчётный центр", надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании 28.03.2023 года апеллянт поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в исковых требованиях отказать.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить ее без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ГУПС "Севтеплоэнерго" на основании пункта 10 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N124), направило с сопроводительным письмом от 04.03.2019 N 1141/УР-Ю в адрес общества оферту о заключении договора теплоснабжения N 1145.
В связи с отсутствием акцепта или возражений на оферту ГУПС "Севтеплоэнерго" обратилось с иском в суд.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами главы 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Правилами N124, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 (далее- Правила N 354), обоснованно пришел к выводу, что для ответчика, как для исполнителя коммунальных услуг, заключение договора теплоснабжения является обязательным, управляющая компания не вправе отказаться от заключения такого договора.
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
На основании пункта 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с пунктами 1, 2, 7 статьи 15 Закона N 190-ФЗ потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. В системе теплоснабжения определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения. Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).
Согласно сведениям с сайта https://sev.gov.ru, на котором размещена актуализированная версия схемы теплоснабжения города Севастополь на период до 2033 года, с января 2018 года в схеме теплоснабжения города Севастополя единой теплоснабжающей организацией является ГУПС "Севтеплоэнерго".
Таким образом, для истца (ГУПС "Севтеплоэнерго") заключение публичного договора теплоснабжения обязательно.
Согласно сведениям, размещённым в сети Интернет на официальном сайте https://www.reformagkh.ru, общество является управляющей компанией в отношении многоквартирных домов, указанных в приложении N 1 к договору теплоснабжения N1145.
В соответствии с частью 1 статьи 44, частям 1 и 2 статьи 161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом.
Управляющая организация на основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "и" пункта 34 Правил N 354 должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Согласно подпункту "б" пункта 31 Правил N 354, исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259 изложена правовая позиция, что с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено наличием у управляющей организации цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Исходя из смысла пунктов 1 и 4 Правил N 124 управляющая организация, на которую возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома или по предоставлению потребителям коммунальных услуг, в целях исполнения такой обязанности должна заключить с ресурсоснабжающей организацией договор энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения или поставки газа.
Таким образом, при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке в данный дом коммунальных ресурсов, в том числе потребляемых при содержании общего имущества, участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик.
В соответствии с частью 12 статьи 161 ЖК РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.
Апеллянт указывает, что собственники приняли решения о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. Данные обстоятельства исключают возможность заключения договора теплоснабжения между истцом и ответчиком в отношении МКД по адресу: Севастополь, ул. Хрусталева, 109.
Однако, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства заключения прямых договоров с теплоснабжающей организацией собственниками МКД, включенных в реестр объектов теплоснабжения по договору N 1145.
Согласно ч. 2 ст. 44 ЖК РФ собственники/наниматели помещений в многоквартирном доме могут принять решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией.
При принятии соответствующего решения протокол собрания собственников должен быть направлен в адрес ресурсоснабжающей организации не позднее, чем через десять дней с момента проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
В материалах дела отсутствуют и в адрес истца не направлены такие протоколы. Следовательно, доводы ООО "УК" о том, что оно не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни потребителем тепловой энергии, ни лицом, уполномоченным на сбор платы за ее потребление, являются необоснованными, и судом апелляционной инстанции отклоняются.
Таким образом, заключение договора теплоснабжения многоквартирных жилых домов является обязательным как для истца, так и для ответчика.
В силу части 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 124 ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 11 Правил N 124 в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
В силу пункта 12 Правил N 124 в случае отказа исполнителя коммунальной услуги от заключения договора ресурсоснабжения, исполнитель обязан в письменной форме уведомить ресурсоснабжающую организацию о таком отказе с указанием его причин в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) ресурсоснабжающей организации. Как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2016 N АКПИ16-1165, данные требования федерального законодателя являются обязательными для сторон.
Законодательство обязывает исполнителя коммунальных услуг заключить договор на поставку тепловой энергии с теплоснабжающей организацией и предоставляет ему защиту в случае уклонения последнего от заключения такого договора (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2017 N 305-ЭС17-6961 по делу N А41-64755/2015.
Таким образом, исходя из системного анализа указанных норм управляющая организация, являясь исполнителем коммунальных услуг, и в силу своего статуса обязана заключить договор теплоснабжения, в связи с чем, в отношении нее допустимо понуждение к заключению такого договора.
В силу части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 3 статьи 154 и пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (пункт 2 статьи 432 ГК РФ), путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах, иным способом. Существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами при заключении договора, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида.
Договор теплоснабжения N 1145 содержит существенные условия, предусмотренные пунктом 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации N 808, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, которые устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, условия поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров. Условий, умаляющих законные интересы ответчика, не установлено.
Относительно несогласия ответчика с указанным в решении суда первой инстанции нормативом для расчета суммы договора (п. 5.20 договора) коллегия учитывает следующее.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению для населения города Севастополя утверждены Постановлением Правительства Севастополя от 28.12.2016 N 1295-ПП, в соответствии с которым определено два норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с оплатой: в течение месяца отопительного периода; в течение месяца календарного года.
Нормативы потребления определяются исходя из технических характеристик, предоставленных управляющими компаниями: год постройки, этажность, материал стен.
В части норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода - в договоре указан норматив 0,0205 Гкал/кв.м. Норматив определен исходя из года постройки - 1980 год, 5 этажей, материал стен общежития - кр. Блоки известняка (письмо N 1535 от 04.10.2017).
При этом коллегия учитывает тот факт, что иных сведений управляющая компания в адрес истца не представила, вопреки требованиям правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 124 от 14.02.2012 года.
Кроме того, коллегия судей отмечает, что объект, расположенный по адресу: Севастополь, у. Хрусталева, л. 109, является общежитием. Из материалов дела и пояснений истца усматривается, что начисления за коммунальный ресурс по данному объекту до 01.09.2017 года производились Государственному унитарному предприятию города Севастополя "Управляющая компания "Общежития Севастополя", с 01.09.2017 - ООО "УК".
Не нашел своего подтверждения довод апеллянта о применении срока исковой давности к заявленному требованию.
Согласно ч. 2 ст. 446 ГК РФ разногласия, которые возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке.
Как усматривается из материалов дела, 04.03.2019 письмом N 1141/УР-Ю в адрес ответчика была направлена оферта о заключении договора теплоснабжения N 1145. Ответ на оферту не поступил, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о понуждении к заключению указанного договора.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, однако, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 08 ноября 2022 года по делу N А84-2500/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2500/2019
Истец: ГУП города Севастополя "Севтеплоэнерго"
Ответчик: ООО "Управляющая компания"
Третье лицо: ГУП СЕВАСТОПОЛЯ "ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР"