г. Владимир |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А43-40829/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2023.
В полном объеме постановление изготовлено 06.04.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (ОГРН 1025203724171, ИНН 5200000102) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.02.2023 по делу N А43-40829/2022, принятое по заявлению публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород" о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12.12.2022 о N052/04/9.21-3017/2022 и представления от 16.12.2022 N052/04/9.21-3017/2022, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Дементьева Алексея Федоровича.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Шубин Н.В. на основании доверенности от 29.03.2023 N АБ/6301/23 сроком действия 1 год и диплома о высшем юридическом образовании.
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, административный орган) при рассмотрении обращения Дементьева Алексея Федоровича (далее - Дементьев А.Ф., потребитель) установлен факт нарушения публичным акционерным обществом "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (далее - ПАО "Газпром газораспределение НН", Общество, заявитель) порядка подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства по адресу Нижегородская область, г. Ворсма, ул. Радужная, д. 17 в рамках догазификации.
Усматривая наличие в деянии ПАО "Газпром газораспределение НН" признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ), уполномоченное должностное лицо Управления составило протокол об административном правонарушении от 01.11.2022 N 052/04/9.21-3017/2022.
Постановлением от 12.12.2022 N 052/04/9.21-3017/2022 Общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Кроме того, 16.12.2022 антимонопольный орган выдал Обществу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 052/04/9.21 -3017/2022, в соответствии с которым возложил на ПАО "Газпром газораспределение НН" обязанность принять меры к устранению нарушений, а также причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением и представлением административного органа, ПАО "Газпром газораспределение НН" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 06.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом, руководствуясь статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), частью 1 статьи 1.6, статьями 2.1, 2.9, частью 2 статьи 9.21 Кодекса, Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила N 1547), суд первой инстанции признал доказанным наличие в деянии Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу, оснований для признания правонарушения малозначительным и возможности замены административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ, не установил оснований для признания незаконным оспариваемого представления.
ПАО "Газпром газораспределение НН", не согласившись с решением суда, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
По убеждению Общества в его деянии отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
Общество, настаивает на том, что длительность исполнения обязательств по договору возникла по не зависящим от него обстоятельствам.
Также, по мнению ПАО "Газпром газораспределение НН", в рассматриваемом случае имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
Кроме того. Общество просит в случае признания судом факта наличия состава правонарушения, снизить размер штрафа ниже низшего предела.
Подробно доводы ПАО "Газпром газораспределение НН" приведены в апелляционной жалобе.
Управление и Дементьев А.Ф. в отзывах на апелляционную жалобу указали на отсутствие оснований для ее удовлетворения. Представитель Управления поддержал указанную позицию в судебном заседании.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах, заслушав в судебном заседании представителей Управления, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) в том числе к газораспределительным сетям.
Частью 2 статьи 9.21 Кодекса установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе особенности подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации определены в Правилами N 1547.
Единый оператор газификации, региональный оператор газификации и исполнитель обязаны обеспечить принятие в электронном виде заявок о подключении и прилагаемых документов от заявителей.
Региональный оператор газификации по результатам рассмотрения полученной заявки о подключении, но не позднее одного рабочего дня со дня регистрации заявки о подключении направляет заявителю уведомление о принятии в работу указанной заявки посредством личного кабинета заявителя на официальном сайте регионального оператора газификации, а исполнителю - заявку о подключении и приложенные к ней документы и сведения (за исключением случая, когда исполнителем является региональный оператор газификации).
В целях подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации заявитель направляет на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявку о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по типовой форме согласно приложению N 7 (пункт 119 Правил N 1547).
Согласно пункту 121 Правил N 1547 срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках настоящего раздела определяется программой газификации, содержащей мероприятия по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем.
В соответствии с пунктом 122 Правил N 1547 в случае отсутствия в программе газификации домовладения заявителя срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках настоящего раздела не может превышать 100 дней - в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов, протяженностью до 30 метров.
Также в случаях, установленных пунктом 48 Правил подключения, если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.
Основной абонент - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.
Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.
Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляют согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.
Как следует из материалов дела, 02.12.2021 в Общество поступила заявка от Дементьева А.Ф. о заключении договора о подключении в рамках до газификации жилого дома, расположенного по адресу: Нижегородская обл., г. Ворсма, ул.Радужная, д. 17.
02.12.2021 Обществом направлен запрос о выдаче разрешения на подключение владельцу газопровода - основному абоненту Рогожину К.В.
20.12.2021 в адрес владельца газопровода Рогожина К.В. направлено письмо с информацией о направлении заявителю технических условий и проекта договора о подключении (технологическом присоединении) вышеуказанного объекта к сети газораспределения и осуществлении мероприятий по подключению.
30.12.2021 Обществом подготовлены технические условия и проект договора N О-5-0322П/2021/ДГ/ВВ на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования к распределительного газопровода низкого давления по адресу: Нижегородская область, г. Ворсма, ул. Радужная, д. 17 в рамках догазификации жилого дома.
22.01.2021 от Дементьева А.Ф. поступило заявление о внесении изменений в заявку о подключении в рамках догазификации о необходимости исключить выполнение мероприятий в пределах границ земельного участка заявителя.
16.02.2022 Дементьев А.Ф. подписал со своей стороны договор N О-5-0322П/2021/Д17ВВ и вернул экземпляр договора в ПАО "Газпром газораспределение НН".
Таким образом, 16.02.2022 между Дементьевым А.Ф. и ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" заключен договор N О-5-0322П/2021/ДГ/ВВ о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства (индивидуальный жилой дом) расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Ворсма, ул. Радужная, д. 17, к сети газораспределения.
Как установлено антимонопольным органом, объект капитального строительства, расположенный по указанному адресу, на момент заключения договора о подключении не входил в региональную программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Нижегородской области на 2022 - 2032 годы, утвержденную Постановлением Правительства Нижегородской области от 30.12.2021 N 1247 (далее - региональная программа газификации).
Согласно техническим условиям от 30.12.2021 N О-5-0322П/2021/ДГ/ВВ протяженность газопровода - 6-м.
Пунктом 3 договора срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа установлен 31.03.2022.
Технологическое присоединение объекта потребителя до момента рассмотрения дела административным органом не осуществлено.
Таким образом, ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" нарушило пункт 122 Правил N 1547, что образует объективную сторону вменяемого заявителю правонарушения.
Довод заявителя о том, что к нарушению сроков выполнения обязательств привели действия третьих лиц, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку Общество, являясь субъектом предпринимательской деятельности, несет риск возникших в связи с этой деятельностью последствий, в том числе и риск, связанный с выбором контрагентов.
Из материалов дела следует, что проектные работы выполнены силами филиала ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" г. Павлово Нижегородской области и 25.04.2022 (после окончания срока, предусмотренного договором) объект передан в подрядную организацию (ООО "ВЭСТ") для выполнения изыскательских работ.
Таким образом выполнение работ по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа находилось в пределах контроля заявителя.
Подписание между Дементьевым А.Ф. и ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" дополнительных соглашений к договору N О-5-0322П/2021/ДГ/ВВ от 16.02.2022, в соответствии с которыми сроки выполнения мероприятий продлены до 30.06.2022, а впоследствии - до 30.09.2022, не свидетельствует о надлежащем исполнении Обществом возложенных на него публично-правовых обязанностей.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для соблюдения требований законодательства, как и доказательств наличия объективных препятствий для своевременного подключения объектов потребителя к сети газопровода Обществом не представлено.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
На основании изложенного, поскольку ранее ПАО "Газпром газораспределение НН" привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, оно было обоснованно привлечено к ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, антимонопольным органом соблюдена.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности Управлением не пропущен.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, суд первой инстанции не установил оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 Кодекса о малозначительности совершенного заявителем правонарушения.
Возможности применения в рассматриваемом случае, положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного заявителю административного штрафа на предупреждение судом также установлено.
Как следует из материалов дела, руководствуясь положениями статьи 4.1 Кодекса, антимонопольный орган назначил Обществу наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 Кодекса.
По убеждению суда апелляционной инстанции штраф в указанном размере соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Основания для снижения размера штрафа отсутстивуют.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, уполномочено вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленного административного правонарушения.
Организации и должностные лица, получившие такое представление, обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня получения и сообщить о принятых мерах в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ).
Из анализа статьи 29.13 КоАП РФ следует, что основанием для выдачи представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, доказанность факта совершения правонарушения и установление указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение.
Судом первой инстанции установлено, что в данном случае представление от 16.12.2022 N 052/04/9.21-3017/2022 выдано Обществу по результатам рассмотрения дела о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности вынесенного административным органом представления, поскольку не содержит конкретного указания на выполнение определенных действий к установленному сроку, а значит, не подменяет собой предписание.
Как следует из текста представления, оно рассчитано на устранение в будущем аналогичных нарушений со стороны Общества при заключении аналогичных договоров.
Представление содержит указание о необходимости разработки Обществом и принятию мер по контролю за выполнением обязательств в рамках договоров технологического присоединения.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии выданного представления требованиям статьи 29.13 КоАП РФ, в связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для признания оспоренного представления незаконным.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Апелляционная жалоба ПАО "Газпром газораспределение НН" удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.02.2023 по делу N А43-40829/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-40829/2022
Истец: ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Третье лицо: Дементьев А.Ф.