г. Пермь |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А60-62596/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Шаламовой Ю.В.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон, апелляционную жалобу заявителя, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области,
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 07 февраля 2023 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-62596/2022
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623)
к обществу с ограниченной ответственностью "ПИНА ТВ" (ИНН 6670377860, ОГРН 1126670015394)
о взыскании финансовых санкций в размере 1 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ПИНА ТВ" (далее - ответчик, ООО "ПИНА ТВ", Общество, страхователь) о взыскании финансовых санкций в размере 1500 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07 февраля 2023 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым требования о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за апрель 2019 года в размере 1500 руб. 00 коп. - удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что Фонд обратился в суд с заявлением в пределах срока для обращения в суд. Отмечает, финансовые санкции за период апрель 2019 года в размере 2500 (500 руб * 5 застрахованных лиц) в полном размере взысканы не были. Так, судебным приказом от 31.10.2022 по делу N А60-59032/2022 были взысканы финансовые санкции за период апрель 2019 года лишь в части 1000 рублей (вместо 2500), и данный судебный приказ был 09.12.2022 отменен. Считает, суд неправомерно указал на то, что к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций подлежат применению нормы и сроки, установленные ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ответчиком представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, по существу которого Общество возражает против доводов Фонда, находя их несостоятельными, неподлежащими удовлетворению.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, страхователь обязан был представить в сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2019 года - 15 мая 2019 года, в то время как сведения заинтересованным лицом были представлены 17.05.2019 соответственно.
Факт допущенного правонарушения подтвержден актами о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования 14.06.2019 N 075S18190023541.
По результатам рассмотрения акта камеральной проверки и других материалов дела, Пенсионным фондом вынесено решение от 24.07.2019 N 075S19190026200 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовой санкции в общей сумме 2 500 рублей.
Страхователю предложено добровольно уплатить сумму финансовых санкций (требование от 23.08.2019 N 075S01190030364).
Требования ответчиком в добровольном порядке не исполнены, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
В связи с поступлением от ООО "ПИНА-ТВ" возражений относительно исполнения судебного приказа, выданного Арбитражным судом Свердловской области, судебный приказ от 31.10.2022 по делу N А60-59032/2022 о взыскании с ответчика в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации финансовых санкций в размере 1000 руб. за непредставление в установленные сроки сведений по форме СЗВ-М за апрель 2019 г. в сумме 1000 руб. был отменен.
Поскольку Фонд не заявил при обращении с судебным приказом всю сумму финансовых санкций, то обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании финансовой санкции, суд первой инстанции исходил из незаконности привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в связи с нарушением Фондом срока обращения в суд.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
В силу статьи 1 указанного Закона под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
В статье 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение (часть 6).
Срок составления указанного акта Законом N 27-ФЗ не установлен. Однако отсутствие в Законе N 27-ФЗ указаний на сроки проведения проверки не свидетельствует о наличии у фонда неограниченного во времени полномочия по проведению проверок.
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих по применению арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Правовая позиция о применении указанных положений изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2018 N 302-КГ18-6775.
В соответствии с положениями статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена названным Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 данного Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 7).
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 8).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (часть 13).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 14).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (часть 15).
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (часть 16).
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (часть 17).
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Кроме того, согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Если задолженность не превышает 3000 рублей, данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования такая сумма не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 - 3 статьи 48 НК РФ в отношении взыскания сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.
Указанные выводы содержатся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, что не было учтено судом первой инстанции при вынесении решения.
Спорное правонарушение совершено ответчиком 17.05.2019, т.е. в момент, когда застрахованное лицо представило сведения по форме СЗВ-М за апрель 2019 г. С этого момента Фонд обнаружил совершенное ответчиком правонарушение, поскольку с момента предоставления (непредставления) сведений Фонд, как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением страхователями законодательства об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации, обязан был проверить соблюдение ответчиком установленного статьей 11 Закона N 27-ФЗ срока для предоставления индивидуальных сведений о застрахованных лицах.
Учитывая совокупность вышеуказанных сроков, устанавливающих процедуру проведения проверки и составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании финансовой санкции (три года + шесть месяцев), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обращение взыскателя в суд 15.11.2022 свидетельствует о соблюдении срока для взыскания финансовой санкции.
С учетом изложенного, признание судом первой инстанции пропуска фондом срока на обращение в суд является ошибочным.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как было указано ранее, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2019 года Обществом были представлены с нарушением установленного срока (17.05.2019).
Таким образом, у истца имелись основания для привлечения Общества к ответственности за непредставление сведений по форме СЗВ-М. Доказательства обратного ответчиком в материалы дела не представлены.
В рассматриваемом случае сумма финансовых санкций составила 1 500 руб. (500 руб. *3).
Поскольку доказательств уплаты финансовой санкции за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, обществом не представлено, заявление фонда подлежит удовлетворению.
Установленный НК РФ порядок привлечения к ответственности фондом не нарушен. Из представленных фондом актов проверки следует, что их копии вручены представителю общества по доверенности. В актах разъяснено право на представление возражений, а также указано время и место рассмотрения этих актов. Общество возражения на акты не направило, на их рассмотрение не явилось.
Факт совершения обществом указанного нарушения подтверждается материалами дела.
Оснований для снижения суммы штрафа судом не установлено.
С учетом изложенного, заявление фонда подлежит удовлетворению, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, в связи с нарушением норм материального права.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о процессуальных нарушениях, допущенные судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции отмечает, что судом первой инстанции учтены результаты реорганизации Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Свердловской области путем присоединения к нему Государственного учреждения - Свердловского регионального Отделения Фонда социального страхования РФ в связи с созданием в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" с 01.01.2023 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, которое является правопреемником реорганизованных юридических лиц.
Из содержания решения суда следует, что истец поименован как Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, следовательно, судом принята во внимание произошедшая реорганизация.
Отсутствие соответствующего определения об уточнении наименования истца не может быть признано процессуальным нарушением.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 февраля 2023 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А60-62596/2022 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ПИНА ТВ" (ИНН 6670377860, ОГРН 1126670015394) в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации финансовые санкции в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек, в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 2000 (Две тысячи) рублей 00 копеек.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-62596/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО ПИНА ТВ