город Ростов-на-Дону |
|
23 апреля 2024 г. |
дело N А53-27134/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Маштаковой Е.А., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Боровковой Е.С.,
при участии:
от истца: представитель Скоробогатова Ю.О. по доверенности от 11.12.2023;
от ответчика: представителей не направил, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Гостиничный комплекс "Славянка" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.01.2024 по делу N А53-27134/2023
по иску акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" (ОГРН 1056167043470 ИНН 6167081833)
к акционерному обществу "Гостиничный комплекс "Славянка" (ОГРН 1097746240987 ИНН 7702706914)
о взыскании платы,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - истец, АО "Водоканал Ростова-на-Дону") обратилось в суд с иском к акционерному обществу "Гостиничный комплекс "Славянка" (далее - ответчик, АО "ГК "Славянка") о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод системы водоотведения в размере 290 445,42 руб., платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 1 215 434,05 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 31.01.2024 иск удовлетворен. С акционерного общества "Гостиничный комплекс "Славянка" в пользу акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" взысканы плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод системы водоотведения в размере 290 445,42 руб., плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 1 215 434,05 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 28 059 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, АО "ГК "Славянка" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что суд первой инстанции необоснованно отклонил довод АО "ГК "Славянка" о том, что АО "Водоканал Ростов-на-Дону" существенно нарушен порядок отбора проб, установленный постановлением Правительства Российской Федерации N 728 от 22.05.2020 "Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод", пунктами 2.3.7 и 5.2 договора N604 от 17.03.2011. АО "Водоканал Ростов-на-Дону" не предоставило в материалы дела относимые и допустимые доказательства нарушений состава сточных вод абонента, в частности по причине наличия пороков в акте отбора проб. Акт отбора проб содержит недостоверную информацию о состоянии сточных вод, поскольку выявленные в них вещества фактически не могли попасть канализационную систему в составе сточных вод АО "ГК "Славянка".
В судебное заседание не явился ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между АО "Гостиничный комплекс "Славянка" (абонент) и ОАО "ПО Водоканал" (в настоящее время АО "Водоканал Ростова-на-Дону") заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод N 604 от "17.03.2011 (далее - договор), согласно которому водоканал отпускает абоненту из системы коммунального водоснабжения по водопроводным вводам питьевую воду и принимает от абонента в систему коммунальной канализации по канализационным выпускам сточные воды, а абонент производит оплату полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод.
Абонент обязан обеспечить учет получаемой воды и сбрасываемых сточных вод, осуществлять контроль состава и свойств сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, соблюдать условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, а также предельно допустимое количество загрязняющих веществ, не допускать сброса в канализацию веществ, запрещенных к сбросу в системы канализации.
Согласно пункту 7.4.2 договора абонент несет ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.
Водоканалом в адрес абонента было направлено уведомление о том, что 01 февраля 2023 года в 11 час. 45 мин. контрольный отбор сточных вод.
АО "Водоканал Ростова-на-Дону" 01 февраля 2023 года были отобраны пробы сточных вод в контрольном колодце (КК) абонента по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 104, что зафиксировано актом контрольного отбора проб сточных вод N 0102/3/1, в котором имеются подписи представителей АО "Водоканал Ростова-на-Дону", подпись абонента отсутствует.
Взятые пробы сточных вод были направлены в лабораторию ХБ и ТК (протокол КХА N 41-23 от 07.02.2023).
Анализы отобранных проб, проведенные лабораторией, показали, что качество сточных вод, сбрасываемой ответчиком, не удовлетворяет Постановлению Администрации г. Ростова-на-Дону от 15.10.2020 N 1074 "Об установлении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации) города Ростова-на-Дону", а также Постановлению Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
По результатам проведенного лабораторного анализа были произведены расчеты платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод системы водоотведения за периоды: с 01 февраля 2023 года по 28 февраля 2023 года в размере 68 350,31 руб., с 01 марта 2023 года по 31 марта 2023 года в размере 132 069,91 руб., с 01 апреля 2023 года по 30 апреля 2023 года в размере 154 569,84 руб. и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за периоды с 01 февраля 2023 года по 28 февраля 2023 года в размере 234 021,44 руб., с 01 марта 2023 года по 31 марта 2023 года в размере 452 188,08 руб., с 01 апреля 2023 года по 30 апреля 2023 года в размере 529 224,53 руб.
С учетом частичной оплаты задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод системы водоотведения в сумме 64 544,64 руб., общая сумма задолженности абонента перед АО "Водоканал Ростова-на-Дону" платы за сброс сточных с превышением ДК в системы канализации г. Ростова-на-Дону и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения составила 1 505 879,47 руб.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием о погашении задолженности, однако претензия оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. В пункте 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ, Закон о водоснабжении), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 416 по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Частью 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в пункте 118 Правил N 644.
В силу пункта 113 Правил N 644, значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5.
Согласно пункту 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Обязанность по указанной выше компенсации расходов наступает у абонента, в силу пункта 118 Правил N 644, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным, в том числе, пунктами 113 и 114 названных Правил.
В силу пункта 119 Правил N 644, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 данных Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Формула расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества в случае, если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных пунктом 114 Правил N 644, установлена пунктом 123 Правил N 644.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Правила N 644 дополнены разделом XV "Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов".
Согласно пункту 194 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Пунктом 195 Правил N 644 предусмотрено, что расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130(3) и 198 настоящих Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Согласно пункту 196 Правил N 644, в целях расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, применяются ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ в водные объекты) и соответствующие дополнительные коэффициенты к ставкам такой платы, установленные федеральными законами и актами Правительства Российской Федерации.
Формула расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для объектов абонентов, в отношении которых применяются нормативы состава сточных вод, (без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно) установлена пунктом 197 Правил N 644.
Величины допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию, определены постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 15.10.2020 N 1074 "Об установлении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения г. Ростова-на-Дону".
С введением в действие с 01.01.2014 раздела VII Правил N 644 все абоненты организаций водопроводно-канализационного хозяйства обязаны вносить 3 вида платежей.
Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 34 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять контроль за составом и свойствами принимаемых в канализационную сеть сточных вод и соблюдением нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, нормативов допустимых сбросов абонентов, а также требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N728) контроль состава и свойств сточных вод осуществляется путем: а) обследования объектов абонента в целях проверки соблюдения требования о запрете сброса в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, по тем веществам, материалам, отходам и (или) сточным водам, по которым проверка соблюдения требования о запрете указанного сброса возможна без отбора проб сточных вод и последующего анализа отобранных проб (далее - визуальный контроль); б) отбора проб сточных вод; в) анализа отобранных проб сточных вод.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 728 при несогласии с содержанием акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса представитель абонента обязан подписать соответствующий акт с указанием в нем своих возражений или особого мнения. Акт отбора проб сточных вод и (или) акт обнаружения запрещенного сброса в случае отказа представителя абонента от его подписания подписывается представителем организации, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался".
Данная норма предусматривает императивную обязанность лиц, не согласных с процедурой отбора проб, представить свои замечания к акту отбора проб, и направлена на исключение возможных будущих разногласий и спорных ситуаций.
Довод ответчика о ненадлежащем уведомлении водоканалом о времени отбора проб сточных вод судом был рассмотрен и правомерно отклонен ввиду следующего.
В силу пункта 13 Постановления N 728 организация, осуществляющая водоотведение, обязана уведомить абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод любым способом, позволяющим подтвердить факт и время получения абонентом уведомления.
Из материалов дела следует, что 01 февраля 2023 года в 11 часов 22 минуты АО "Водоканал Ростова-на-Дону" направило на электронную почту ответчика (zvezda@slavhotels.ru; RakustovOA@slavhotels.ru; lapikovaya@slavhotels.ru) уведомление о проведении отбора проб сточных вод 01 февраля 2023 года в 11 часов 45 минут и о необходимости направить представителя для осуществления отбора проб сточных вод. Данное уведомление получено ответчиком, что подтверждается отчетом о доставке, и не оспаривается ответчиком.
Однако ответчик не обеспечил явку представителя на процедуру проведения отбора проб, в связи с чем в период времени с 11 часов 58 минут до 12 часов 15 минут по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 104 (акт N 0102/3/1 от 01.02.2023) истец произвел отбор сточных вод без присутствия представителя ответчика.
Согласно пункту 25 Правил N 728 в случае неявки представителя абонента к месту визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод до истечения времени, указанного в уведомлении о проведении контроля состава и свойств сточных вод, акт отбора проб сточных вод и (или) акт обнаружения запрещенного сброса подписываются представителем организации, осуществляющей водоотведение, с отметкой "представитель абонента на визуальный контроль (или отбор проб сточных вод) в установленное время не явился", как было указано в акте N 0102/3/1 от 01.02.2023.
Акт контрольного отбора проб сточных вод, отводимых в системы канализации АО "Ростовводоканал" N 0102/3/1 от 01.02.2023 имеет отметку "В назначенное время абонент (представитель) не явился. Отбор проб сточных вод произведен без представителя абонента", составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Ответчиком доказательства, подтверждающие довод об осуществлении отбора проб сточных вод в 11 часов 30 минут, т.е. ранее установленного в уведомлении времени, суду не представлены.
Признается судом несостоятельным также довод ответчика о том, что отбор проб произведен ненадлежащими лицами, а акт отбора содержит недостоверную информацию о состоянии сточных вод.
Частью 3 статьи 30.3 Закона N 416-ФЗ определено, что анализ проб сточных вод осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Отношения, связанные с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации, регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон N 412-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Закона N 412-ФЗ аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации.
В материалах дела имеется аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.511128, выданный Росаккредитацией Лаборатории ХБ и ТК, а полномочия представителей Орлова В.В. и Непахаревой А.П. подтверждаются свидетельствами.
Любая аккредитованная испытательная лаборатория, несет ответственность за соблюдение всех требований и процедур, влияющих на достоверность результатов анализов. Деятельность лаборатории проверяется квалифицированными экспертами Росаккредитации. (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.09.2021 N Ф09-5848/21 по делу NА60-52021/2020).
Согласно пункту 30 Правил N 728 протокол исследований отобранной пробы сточных вод, составленный аккредитованной лабораторией, является документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом декларации, нормативов состава сточных вод, требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Доказательств, опровергающих достоверность результатов исследования проб сточных вод, доказательств нарушений в процедуре отбора проб сточных вод, а также доказательств нарушения истцом условий доставки проб, ответчиком в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Несостоятелен довод ответчика о необходимости проведения отбора проб сточных вод в присутствии лаборатории, поскольку абз.2 п. 9 Правил N 728 указывает, что отбор проб сточных вод осуществляется представителями аккредитованной лаборатории или представителями организации, осуществляющей водоотведение, соответствующими требованиям, предъявляемым к лицам для их допуска к отбору проб сточных вод.
В рассматриваемом случае, отбор проб производился сотрудниками организации ВКХ, имеющие соответствующие полномочия.
По смыслу приведенных положений Правил N 728 аккредитованная лаборатория, которая может быть привлечена для отбора проб, выполняет соответствующие мероприятия в интересах и по поручению организации, осуществляющей водоотведение, для целей проверки выполнения абонентом условий договора водоотведения в части соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения. Данные действия по существу проводятся в интересах организации, осуществляющей водоотведение, как стороны договора водоотведения.
Следовательно, вне зависимости от участия в отборе проб аккредитованной лаборатории организация, осуществляющая водоотведение, должна обеспечить соблюдение при данной процедуре обязательных требований действующего законодательства, направленных на обеспечение достоверности результатов соответствующего исследования.
Аналогичная судебная практика изложена в Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.05.2023 N 006-1975/2023 по делу NA57-968/2022.
Ответчик ссылается на протокол испытаний пробы сточной воды N 148-23/ст.в. от 28.08.2023, однако, пробы, отобранные в другие дни, не могут отражать состав сточных вод на момент отбора проб, поскольку состав сточных вод зависит от осуществляемой абонентом в конкретный промежуток времени деятельности.
Аналогичный вывод содержится в Определении Верховного Суда РФ от 29.06.2020 N 305-ЭС20-8730 по делу N А40-205571/2019.
Довод ответчика об отсутствии консервации проб, а также пломбировке тары признается судом несостоятельным, ввиду наличия соответствующих отметок в акте отбора проб N 0102/3/1 от 01.02.2023, протоколе лабораторных исследований КХА N 41-23 от 07.02.2023.
Ответчик также приводит довод о том, что водоканал осуществил отбор проб не в согласованном месте отбора проб (контрольном колодце), что также судом отклоняется, ввиду следующего.
Указанный в акте отбора проб сточных вод колодец имеется на топографической карте, скрепленной печатью организации, подписанной директором Моночаровой Е.П.
Кроме того, при несогласовании контрольных колодцев для отбора проб сточных вод контрольный колодец должен определяться в соответствии с положениями действующего законодательства. В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 "контрольный канализационный колодец" - колодец или иное сооружение (устройство), предназначенные для отбора проб сточных вод абонента, определенные в договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод. Пунктом 15 Правил N 728 установлено, что визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод проводится в контрольных канализационных колодцах, а при их отсутствии - в иных канализационных колодцах, указанных в декларации, или в последних колодцах на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
В материалы дела представлен паспорт водного хозяйства, в котором имеется схема с отмеченным и согласованным сторонами контрольным колодцем, из которого и был осуществлен отбор проб сточных вод 01.02.2023. Спорный канализационный колодец расположен на канализационных сетях абонента, установлен до врезки в канализационную сеть организации, осуществляющей прием сточных вод, таким образом, сточные воды абонента не смешиваются со сточными водами иных абонентов.
Согласно пункту 2 Правила N 644 граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании, граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации (обеспечению эксплуатации) этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
Согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности, слева указано присоединение к системе водопроводной сети, а справа - к канализационной сети.
Так, довод о наличии двух согласованных контрольных колодцах на основании акта разграничения балансовой принадлежности также является необоснованным.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 баланс водопотребления и водоотведения - документ, содержащий сведения о среднесуточном объеме воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, и (или) об объеме сточных вод, сброшенных абонентом в централизованную систему водоотведения, в том числе сведения о распределении объема сточных вод по канализационным выпускам. Срок действия баланса водопотребления и водоотведения абонента определяется по соглашению между абонентом и организацией, осуществляющей водоотведение, но не может составлять более 5 лет.
Абонент не позднее чем за 90 календарных дней до истечения срока действия баланса водопотребления и водоотведения обязан разработать и направить на согласование в организацию, осуществляющую водоотведение, новый баланс водопотребления и водоотведения в порядке, предусмотренном пунктом 23(1) Правил учета воды.
Паспорт водного хозяйства ответчика согласован в 2014 году, иного баланса водопотребления и водоотведения ответчик не предоставлял, что им не оспаривается.
Пункт 10 Правил N 728 указывает на обязанности абонента: а) обеспечить возможность проведения визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии предварительного уведомления соответствующего абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод (за исключением случаев, если предварительное уведомление абонента в соответствии с настоящими Правилами не осуществляется); б) содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и возможность отбора их проб; в) обеспечить беспрепятственный доступ представителей организации, осуществляющей водоотведение, к контрольным канализационным колодцам, канализационным колодцам, указанным в декларации, или к последним канализационным колодцам на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (в том числе открытие люков канализационных колодцев); г) обеспечить наличие мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев, обеспечивающих возможность отбора проб сточных вод в соответствии с настоящими Правилами) и идентификацию таких мест путем установления различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки контрольных канализационных колодцев и позволяющих определить их положение на местности, а также не препятствовать установке и эксплуатации организацией, осуществляющей водоотведение. автоматического оборудования; д) обеспечить присутствие представителя абонента при проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод (в случае предварительного уведомления абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, предусмотренном пунктом 13 настоящих Правил).
Так, ответчиком не представлено доказательств наличия иного паспорта водного хозяйства, действующего в спорный период, доказательств изменения схемы, подтверждающих несоответствия согласованного контрольного колодца пункту 2 Правил N 644, а также доказательств иного согласованного контрольного колодца ответчиком не представлено.
Кроме того, ответчиком не представлены допустимые и достаточные доказательства, которые могли бы свидетельствовать об изменении системы канализационной сети, что, в свою очередь, могло повлечь изменение надлежащего места отбора проб сточных вод.
Истцом в дело представлен подробный расчет подлежащих возмещению расходов на основании положений Правил N 644.
Расчет проверен судом, признан верным. Ответчиком контррасчет не представлен.
На основании вышеизложенного, с учетом того, что доказательств выполнения ответчиком обязательств по плате за сброс загрязняющих веществ с превышением ДК, за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения в материалах дела отсутствуют, суд пришел к правомерному выводу, что требования истца о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод системы водоотведения в размере 290 445,42 руб., платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 1 215 434,05 руб. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
По вышеизложенным основаниям апелляционная жалоба ответчика не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.01.2024 по делу N А53-27134/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27134/2023
Истец: АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ"
Ответчик: АО "Гостиничный комплекс "Славянка", АО "ГОСТИНИЧНЫЙ КОМПЛЕКС "СЛАВЯНКА"