г. Чита |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А19-24520/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Ломако Н.В., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2023 года по делу N А19-24520/2022
по заявлению Самойлова Виктора Анатольевича (Иркутская область, г. Ангарск)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа (ОГРН 1153850023249, ИНН 3801131931)
о признании незаконным бездействия,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Самойлов Виктор Анатольевич (далее - заявитель или Самойлов В.А.) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа (далее - КУМИ администрации АГО или Комитет), выразившегося в не предоставлении сведений из реестра объектов муниципального имущества в отношении должника - МУП АМО Мелкооптовый магазин "Милосердие" по состоянию на 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02 февраля 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Комитет обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованно, по мотивам, изложенным в жалобе.
Самойлов В.А. отзыв на апелляционную жалобу не представил.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 29 марта 2023 года был объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 31 марта 2023 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, КУМИ администрации АГО зарегистрировано в качестве юридического лица 26.05.2015, ОГРН 1153850023249.
Ангарский городской округ на основании закона Иркутской области от 10.12.2014 N 149-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области" является правопреемником Ангарского муниципального образования.
Самойловым В.А. в КУМИ администрации АГО направлены запросы от 31.08.2022 и от 15.09.2022 о предоставлении сведений из реестра муниципального имущества в отношении ликвидированного должника - МУП АМО Мелкооптовый магазин "Милосердие".
В ответах на запросы от 05.09.2022 N 6785, от 20.09.2022 N 7233 заявителю отказано в предоставлении запрошенных сведений в связи с отсутствием в реестре муниципального имущества Ангарского городского округа информации за периоды, предшествующие 01.01.2015.
Заявитель полагая, что бездействие КУМИ администрации АГО, выразившееся в не предоставлении сведений из реестра объектов муниципального имущества в отношении должника - МУП АМО Мелкооптовый магазин "Милосердие" по состоянию на 01.01.2010, является не правомерным и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Устанавливая возможность обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим требованием, суд первой инстанции учел следующее.
Во-первых, в судебных заседаниях 20.12.2022 и 26.01.2023 судом на обсуждение выносился вопрос о компетенции арбитражного суда по рассмотрению настоящего заявления, учитывая, что Самойловым Виктором Анатольевичем утрачен статус предпринимателя 02.02.2021.
Заявитель пояснил, что указанные требования по существу связаны с рассмотрением арбитражными судами дела N А19-2214/2015, характер настоящего спора носит экономический характер. Принимая во внимание, что Комитетом возражений относительно компетенции не заявлялось, учитывая правовые позиции, изложенные в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2012 N 13104/11 и от 23.04.2013 N 1649/13, суд пришел к выводу о подсудности настоящего заявления арбитражному суду.
Во-вторых, судом учтено, что действия по непредставлению информации выражены в отказах Комитета от 05.09.2022 N 6785 и от 20.09.022 N 7233, адресованных депутату Законодательного Собрания Иркутской области С.А. Бренюку.
При этом, запросы депутатом Законодательного Собрания Иркутской области С.А. Бренюком осуществлялись по обращениям Самойлова В.А.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заявитель обладает правом на предъявление настоящего требования, поскольку обжалуемыми действиями (бездействием) усматривается нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований.
Согласно части 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 N 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества" (далее - Порядок).
Порядок устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам и подлежащем учету в реестрах.
Объектами учета в реестрах являются, в том числе муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование (пункт 2).
Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан:
- обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра;
- обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны;
- осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров (пункт 3).
Сведения об объектах учета, содержащихся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестров (пункт 8).
Согласно статье 5 Закона Иркутской области "О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области" органы местного самоуправления Ангарского городского муниципального образования в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Иркутской области являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования "город Ангарск", Мегетского, Одинского и Савватеевского муниципальных образований, а также Ангарского муниципального образования, образованных Законом Иркутской области "О статусе и границах муниципальных образований Ангарского района Иркутской области".
Согласно пункту 1.1 Положения, утвержденного решением Думы Ангарского городского муниципального образования от 12.05.2015 N 12-02/01рД "Об учреждении Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа и утверждении Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа", Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа является органом администрации Ангарского городского округа, осуществляющим полномочия по управлению муниципальным имуществом, а также в области земельных отношений.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что отказывая в предоставлении соответствующей информации, Комитет указал, что администрация Ангарского городского округа ликвидирована, в связи с чем предоставить информацию невозможно (письмо от 05.09.2022), а также на то, что сведения до 01.01.2015 в Комитете отсутствуют (письмо от 20.09.2022).
В отзыве Комитет указал, что согласно положениям Закона Иркутской области от 10.12.2014 N 149-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области" Ангарское городское муниципальное образование создано 01.01.2015. На дату образования нового муниципального образования муниципальное унитарное предприятие Ангарского муниципального образования "Мелкооптовый магазин "Милосердие" было ликвидировано, в связи с чем, в реестре сведения относительно предприятия отсутствуют и предоставить необходимую информацию не представляется возможным.
Учитывая указанные обстоятельства, а именно ликвидация унитарного предприятия Ангарского муниципального образования "Мелкооптовый магазин "Милосердие", являвшегося объектом учета в реестрах (пункт 2) и, как следствие сведений о нем в реестре, и в силу приведенных норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 N 424, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемых действий (бездействия) данным Закону и Порядку и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Кроме того, об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя дополнительно свидетельствует то обстоятельство, что, как указывалось выше, действия по непредставлению информации, выраженные в отказах Комитета от 05.09.2022 N 6785 и от 20.09.022 N 7233, адресованы депутату Законодательного Собрания Иркутской области С.А. Бренюку, а не Самойлову В.А.
В силу указанного является ошибочным вывод суда первой инстанции, что независимо от фактического наличия сведений в реестре объектов муниципального имущества в отношении муниципального унитарного предприятия Ангарского муниципального образования "Мелкооптовый магазин "Милосердие" (с учетом того, что предприятие ликвидировано), является необоснованным отказ в предоставлении сведений, мотивированный именно реорганизацией органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу указанного является ошибочным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции, как принятого при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильном применении норм материального права, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2023 года по делу N А19-24520/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
В.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-24520/2022
Истец: Самойлов Виктор Анатольевич
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА