г. Владивосток |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А51-17156/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни,
апелляционное производство N 05АП-1145/2023
на решение от 25.01.2023
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-17156/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Центральной акцизной таможни (ИНН 7703166563, ОГРН 1027700552065)
к обществу с ограниченной ответственностью "Дальимпорт" (ИНН 2540168756, ОГРН 1112540000539)
о взыскании 510 785, 56 рублей пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора,
при участии: стороны не явились,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - таможня, таможенный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Дальимпорт" (далее - общество, ООО "Дальимпорт") пени в размере 510 785, 56 рублей, начисленной в связи с несвоевременной уплатой утилизационного сбора.
Решением суда от 24.01.2023 требования таможенного органа удовлетворены частично, с ООО "Дальимпорт" в доход бюджета Российской Федерации взыскана пеня в размере 444 739, 37 рублей. Во взыскании остальной части пени судом отказано. Указанным решением с общества с ограниченной ответственностью "Дальимпорт" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 11 507 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом в части отказа во взыскании пени в сумме 66 046, 19 рублей, таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 25.01.2023 в данной части отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы таможенный орган указывает, что исходя из предмета регулирования Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и обстоятельств принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" введение моратория преследует целью обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам, а именно лицам, пострадавшим от внешнего санкционного давления. Судом не установлено, что ООО "Дальимпорт" пострадало от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория. Обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у общества в ноябре 2021 года - в период до введения моратория. В связи с чем, таможня полагает возможным взыскание с общества пени в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве.
Относительно вывода арбитражного суда о необходимости расчета периода взыскания пени с учетом выходных дней, таможенный орган указывает, что ни положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ни положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N1291) не установлен порядок исчисления сроков.
При этом согласно пункту 9 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в случае если в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза и в иных местах нахождения таможенных органов установлено время работы таможенных органов в нерабочие дни, срок совершения таможенных операций этими таможенными органами, исчисляемый рабочими днями, включает в себя нерабочие дни.
С учетом изложенного, поскольку Акцизный специализированный таможенный пост (ЦЭД) Центральной акцизной таможни работает ежедневно, сроки, касающиеся обязанности по уплате утилизационного сбора, включают выходные дни.
ООО "Дальимпорт" письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представило.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, от таможенного органа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие сторон по имеющимся в материалах дела документам.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Принимая во внимание, что решение суда обжалуется заявителем в части отказа во взыскании пени в сумме 66 046, 19 рублей, и возражений по проверке судебного акта в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в указанной части.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В период с декабря 2020 года по август 2021 года ООО "Дальимпорт" ввезло на таможенную территорию таможенного союза по ДТ N N 10009100/141220/0143093, 10009100/280121/0008830, 10009100/200221/0020650, 10009100/190421/0052925, 10009100/230421/0056290, 10009100/260421/0057395, 10009100/260421/0057439, 10009100/200621/0091002, 10009100/220621/0092186, 10009100/290621/0096372, 10009100/050721/0100221, 10009100/310821/0132412, 10009100/221021/0164343, 10009100/271021/0167833, 10009100/040321/0026374, 10009100/020821/0115420 колесные транспортные средства.
Ввезенные ТС были выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления в следующие даты: 10009100/141220/0143093 - 10.02.2021 (предельный срок уплаты УС 25.02.2021) 10009100/280121/0008830 - 16.02.2021 (предельный срок уплаты УС 03.03.2021) 10009100/200221/0020650 - 12.03.2021 (предельный срок уплаты УС 27.03.2021) 10009100/190421/0052925 - 30.04.2021 (предельный срок уплаты УС 15.05.2021) 10009100/230421/0056290 - 27.04.2021 (предельный срок уплаты УС 12.05.2021) 10009100/260421/0057395 - 26.04.2021 (предельный срок уплаты УС 11.05.2021) 10009100/260421/0057439 - 26.04.2021 (предельный срок уплаты УС 11.05.2021) 10009100/200621/0091002 - 28.06.2021 (предельный срок уплаты УС 13.07.2021) 10009100/220621/0092186 - 02.07.2021 (предельный срок уплаты УС 17.07.2021) 10009100/290621/0096372 - 13.07.2021 (предельный срок уплаты УС 28.07.2021) 10009100/050721/0100221 - 21.07.2021 (предельный срок уплаты УС 05.08.2021) 10009100/310821/0132412 - 31.08.2021 (предельный срок уплаты УС 15.09.2021) 10009100/221021/0164343 - 22.10.2021 (предельный срок уплаты УС 06.11.2021) 10009100/271021/0167833 - 28.10.2021 (предельный срок уплаты УС 12.11.2021) 10009100/040321/0026374 - 04.03.2021 (предельный срок уплаты УС 19.03.2021) 10009100/020821/0115420 - 02.08.2021 (предельный срок уплаты УС 17.08.2022).
Вместе с тем, обращение ООО "Дальиморт" о внесении изменений (дополнений) в ДТ с целью уплаты утилизационного сбора с приложением необходимого комплекта документов направлено в адрес таможенного органа с нарушением срока, установленного пунктом 11(1) Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1291.
Посчитав, что утилизационный сбор уплачен обществом за пределами установленного законом срока его уплаты, Центральная акцизная таможня начислила ООО "Дальиморт" пеню в размере 510 785, 56 рублей, о чем уведомила декларанта письмами от 30.05.2022 N 13-12/13578, от 17.03.2022 N 13-12/06387.
Поскольку начисленная пеня обществом в установленный срок уплачена не была, таможенный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о ее взыскании.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования частично, пришел к выводу о необходимости учета выходных дней при исчислении даты начала взыскания пени и исключения из заявленного таможенным органом периода начисления пени периода установленного законодательством Российской Федерации моратория на начисление штрафных санкций.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
Анализ законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений показывает, что по своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, к которым, в том числе относятся лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
Пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ устанавливает порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В развитие вышеуказанных положений Правительством Российской Федерации издано постановление от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила);
- перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291.
Для целей расчета размера утилизационного сбора согласно Перечню учитывается допустимая максимальная масса, объем двигателя колесного транспортного средства и дата его выпуска. Размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в зависимости от категории транспортного средства равна соответственно 20 000 или 150 000 рублей.
Разделом II Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
В соответствии с пунктом 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), соответствующие документы, в том числе расчет суммы утилизационного сбора по форме, приведенной в приложении N 1 и копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
В силу пункта 11(2) Правил документы, предусмотренные пунктами 11 и 14 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня:
- выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования);
- фактического пересечения колесными транспортными средствами (шасси) и прицепами к ним государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
В соответствии с пунктом 15(1) Правил в случае, если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что обществом на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезены колесные транспортные средства, однако утилизационный сбор при декларировании данных транспортных средств был уплачен им несвоевременно.
Согласно пункту 11(2) Правил непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются в соответствии с правилами, установленными для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
Из материалов дела коллегией установлено, что пени, во взыскании которых судом было отказано, начислены таможней за несвоевременную уплату ООО "Дальимпорт" утилизационного сбора в отношении бывших в употреблении колесных транспортных средств, ввезенных им по ДТ N N 10009100/141220/0143093, 10009100/280121/0008830, 10009100/200221/0020650, 10009100/190421/0052925, 10009100/230421/0056290, 10009100/260421/0057395, 10009100/260421/0057439, 10009100/200621/0091002, 10009100/220621/0092186, 10009100/290621/0096372, 10009100/050721/0100221, 10009100/310821/0132412, 10009100/221021/0164343, 10009100/271021/0167833, 10009100/040321/0026374, 10009100/020821/0115420.
Поскольку у декларанта имелась обязанность по уплате утилизационного сбора в указанной сумме, то обращение таможни в суд с требованием о взыскании пени является обоснованным.
При этом проверив заявленный таможенным органом период начисления пени, суд первой инстанции правомерно установил, что он является необоснованным и арифметически неверным.
Так, пени по ДТ N 10009100/200221/0020650 начислены таможенным органом, начиная с 28.03.2021 с учетом даты выпуска товара 12.03.2021 и обязанности декларанта уплатить утилизационный сбор и представить документы, предусмотренные пунктом 11 Правил N 1291, в срок до 27.03.2021.
Пени по ДТ N 10009100/190421/0052925 начислены таможенным органом, начиная с 16.05.2021 с учетом даты выпуска товара 30.04.2021 и обязанности декларанта уплатить утилизационный сбор и представить документы, предусмотренные пунктом 11 Правил N1291, в срок до 15.05.2021.
Пени по ДТ N 10009100/220621/0092186 начислены таможенным органом, начиная с 18.07.2021 с учетом даты выпуска товара 02.07.2021 и обязанности декларанта уплатить утилизационный сбор и представить документы, предусмотренные пунктом 11 Правил N 1291, в срок до 17.07.2021.
Пени по ДТ N 10009100/221021/0164343 начислены таможенным органом, начиная с 07.11.2021 с учетом даты выпуска товара 22.10.2021 и обязанности декларанта уплатить утилизационный сбор и представить документы, предусмотренные пунктом 11 Правил N 1291, в срок до 06.11.2021.
Однако арбитражным судом верно установлено, что последний день срока - 27.03.2021, 15.05.2021, 17.07.2021 и 06.11.2021 выпадают на выходной день - субботу.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что последний день срока уплаты утилизационного сбора в данном случае должен быть перенесен с субботы 27.03.2021, 15.05.2021, 17.07.2021 и 06.11.2021 на понедельник 29.03.2021, 17.05.2021, 19.07.2021 и 08.11.2021 соответственно.
Следовательно, расчет пени по ДТ N 10009100/200221/0020650 должен производиться с 30.03.2021, по ДТ N 10009100/190421/0052925 - со 18.05.2021, по ДТ N10009100/220621/0092186 - с 20.07.2021, по ДТ N10009100/221021/0164343 - с 09.11.2021.
Доводы таможенного органа о необоснованности переноса срока уплаты утилизационного сбора с выходных дней 27.03.2021, 15.05.2021, 17.07.2021 и 06.11.2021 на первый рабочий день - понедельник 29.03.2021, 17.05.2021, 19.07.2021 и 08.11.2021, отклоняются апелляционной коллегией, как основанные на неправильном применении норм материального права, в силу следующего.
Действительно, ни Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ, ни Правила N 1291, регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков.
Между тем, частью 6 статьи 13 АПК РФ установлено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
В связи с чем, апелляционная коллегия полагает обоснованным применение судом первой инстанции по аналогии порядка исчисления сроков, предусмотренного как статьей 193 ГК РФ, так и положениями таможенного законодательства (часть 6 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, часть 6 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а также нормами Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 7 статьи 6.1), которыми предусмотрено, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
При этом апелляционный суд руководствуется принципом универсальности воли законодателя, а также исходит из того, что несмотря на то, что утилизационный сбор не является налоговым и таможенным платежом, он представляет собой обязательный платеж.
Соответствующая правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2022 N 303-ЭС22-3113 по делу N А51-9611/2021.
Соответственно, вопреки доводам апелляционной жалобы, последний день срока уплаты утилизационного сбора в случае, когда он выпадает на выходной, нерабочий праздничный и (или) нерабочий день, должен быть перенесен на следующий за ним рабочий день.
Также при проверке заявленного таможенным органом периода начисления пени по ДТ N 10009100/040321/0026374, N 10009100/020821/0115420 арбитражным судом обоснованно принято во внимание введение на территории Российской Федерации моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.
Так, согласно статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Целью введения моратория, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам. Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве правила о моратории не применяются к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление Правительства N 497) с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
На основании пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление Пленума N 44) в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Из анализа вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в период действия моратория (с 01.04.2022 по 30.09.2022 включительно) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции (в том числе пени по обязательным платежам, включая утилизационный сбор) не начисляются.
Таким образом, арбитражный суд верно заключил об отсутствии в настоящем случае оснований для начисления в отношении общества пени по ДТ N 10009100/040321/0026374 и N 10009100/020821/0115420 в заявленный таможенным органом период с 01.04.2022 по 06.05.2022 и 12.05.2022 соответственно и необходимости расчета пени по указанным ДТ до 31.03.2022.
По тексту апелляционной жалобы таможенный орган ссылается на то, что судом первой инстанции не установлено, что ООО "Дальимпорт" пострадало от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория.
Рассмотрев заявленный довод, апелляционная коллегия признает его подлежащим отклонению, поскольку согласно пункту 2 Постановления Пленума N 44 правила о моратории, установленные Постановлением Правительства N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
При этом освобождение от ответственности направлено на уменьшение финансового бремени на должника в тот период его просрочки, когда она усугубляется объективными, непредвиденными и экстраординарными обстоятельствами. Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2021 N 305-ЭС20-23028.
В связи с чем, коллегия не усматривает оснований для неприменения в настоящем случае в отношении декларанта последствий введения на территории Российской Федерации Постановлением Правительства N 497 моратория на возбуждение дел о банкротстве.
Осуществив самостоятельный расчет пени с учетом правил переноса последнего срока, выпадающего на выходной день, на следующий за ним рабочий день, а также необходимости исключения периода введения моратория (с 01.04.2022 по 30.09.2022), арбитражный суд пришел к выводу о том, что совокупный размер подлежащих взысканию пеней по всем спорным ДТ составил 444 739, 37 рублей.
Проверив указанный расчет, апелляционная коллегия признает его обоснованным и арифметически правильным.
Таким образом, в соответствии с указанным расчетом арбитражный суд пришел к верному выводу об обоснованности требований таможенного органа в части взыскания пени за несвоевременную уплату ООО "Дальимпорт" утилизационного сбора по спорным ДТ только в сумме 444 739, 37 рублей.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе таможенного органа, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.01.2023 по делу N А51-17156/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-17156/2022
Истец: Центральная акцизная таможня
Ответчик: ООО "ДАЛЬИМПОРТ"