г. Челябинск |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А76-27641/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.12.2022 по делу N А76-27641/2022.
В судебном заседании принял участие представитель:
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области - Юрина И.И. (доверенность от 12.01.2023, диплом).
Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов" (далее - ответчик, ОООИ "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов", ОООИ "ВОСПИ") о взыскании пени за нарушение срока исполнения обязательств по государственному контракту от 22.12.2020 N 786 по поставке товара в субъект Российской Федерации во втором этапе поставки товара в размере 11 969 руб. 10 коп., штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, выразившееся в нарушении порядка и срока направления отчетной документации, в размере 130 000 руб. 00 коп., пени за нарушение срока поставки товара получателям в размере 100 руб. 13 коп., всего 142 069 руб. 23 копейки.
Определением суда первой инстанции от 22.08.2022 исковое заявление принято для рассмотрения в порядке упрощенного производства (т. 1 л.д. 1).
Определением от 17.10.2022 суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взысканы пени в сумме 12 069 руб. 23 коп., штраф в размере 65 000 руб., распределены судебные расходы.
Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на наличие основания для списания неустойки. Также полагает, что имеются основания для дальнейшего уменьшения суммы неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В представленном отзыве Фонд ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
От Фонда в материалы дела поступило ходатайство о процессуальной замене истца по делу - государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии со статьей статьи 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации путем реорганизации государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации. Датой создания вновь созданного Фонда считается 01.01.2023. Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации считаются территориальными органами вновь созданного Фонда, а территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации реорганизуются в форме присоединения к территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации. Создание Фонда, предусмотренное настоящим Федеральным законом, не является основанием для прекращения или изменения возникших до дня создания Фонда обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов, подведомственных Фонду учреждений (в том числе обязательств, возникших в результате причинения вреда, неосновательного обогащения или из договоров (государственных контрактов), стороной которых являются Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, их территориальные органы или подведомственные учреждения), включая обязательства, вытекающие из трудовых договоров с работниками указанных фондов и их территориальных органов. За Фондом, территориальными органами Фонда, подведомственными Фонду учреждениями сохраняются права и обязанности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов и подведомственных учреждений, в том числе в правоотношениях, связанных с учреждением юридических лиц или участием (членством) в организациях, в том числе в международных организациях, а также вытекающих из международных соглашений, соглашений, договоров, государственных контрактов, заключенных Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными учреждениями, в отношении товарных знаков (знаков обслуживания), других средств индивидуализации и результатов интеллектуальной деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, и в иных правоотношениях. Государственные контракты, которые заключены Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и их территориальными органами до 1 января 2023 года и срок действия которых истекает до 31 декабря 2023 года включительно, не требуют изменения в части наименования и реквизитов заказчика. За Фондом, территориальными органами Фонда и подведомственными Фонду учреждениями сохраняются права и обязанности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов и подведомственных учреждений, в том числе в административном, гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве, в производстве по делам об административных правонарушениях, исполнительном производстве.
В соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц, 01.01.2023 в реестр внесена запись о создании Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (ОГРН 1027403882626), правопредшественником которого является, в том числе, государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, материалами дела подтверждена реорганизация истца путем его присоединения к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
С учетом указанных обстоятельств, заявление истца о процессуальной замене на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации подлежит удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.12.2020 между Фондом (заказчик) и Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов" (поставщик) заключен государственный контракт N 786 (далее - Контракт) на поставку в 2021 году подгузников для взрослых (далее - Товар) для обеспечения инвалидов и детей-инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (далее - Получатели).
В соответствии с условиями Контракта поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия, следующих технических средств реабилитации: впитывающих простыней (пеленок) для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (товар), предусмотренных техническим задание (Приложение N 1 к Контракту) и спецификацией (Приложение N 2 к Контракту), в Челябинскую область в соответствии с календарным планом (Приложение N 3 к Контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. N 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями", а заказчик обязуется оплатить товар (п. 1.1 Контракта).
Срок поставки товара: с даты получения от заказчика реестра получателей товара (Приложение N 4 к Контракту) до 30 июня 2021 года. Датой исполнения поставщиком обязательств по Контракту считается дата подписания сторонами последнего акта приемки поставленного товара (п. 2.1 Контракта).
Контракт вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует до 31 августа 2021 года (п. 2.2 Контракта).
Цена контракта установлена п. 6.2. Контракта и составляет 12 685 200 руб. 00 коп., в силу соглашения о расторжении Контракт исполнен на 12 616 454 руб. 40 копеек.
Подпунктом 3.3.1 п. 3.3. Контракта установлена обязанность Поставщика обеспечить поступление Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1. Контракта, по наименованию, в количестве и в сроки, определенны календарным планом (приложение N 3 к Контракту), согласно которому во втором этапе поставки товара должно поступить в Челябинскую область 300 000 шт. Товара стоимостью 6 138 000 руб. 00 коп. по 11.03.2021.
В силу подп. 3.3.2 п. 3.3 Контракта Поставщик обязан проинформировать Заказчика посредством телефонной связи, факсимильной связи или посредством электронной почты о поступлении Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта, для проведения Заказчиком выборочной проверки поставляемого Товара.
Информация Поставщика (письмо ОООИ "ВОСПИ" от 09.03.2021 N 80) о поступлении Товара в Челябинскую область получена Заказчиком 24.03.2021 (информация доставлена курьером 24.03.2021, вход. от 24.03.2021 N 12600).
Таким образом, Поставщик допустил просрочку исполнения обязательства по поставке Товара в субъект Российской Федерации во втором этапе поставки товара на 13 дней (с 12.03.2021 по 24.03.2021).
Согласно п. 10.1 за неисполнение или ненадлежащее исполнение Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Пунктом 10.3. Контракта установлено, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения, установленного Контрактом срока исполнения обязательства и устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Поставщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Расчет пени за просрочку исполнения Поставщиком обязательства по поставке Товара в субъект Российской Федерации П=(6 138 000 руб. 00 коп. - 00 руб. 00 коп.)*4,5% *1/300*13 = 11 969 руб. 10 коп., где 6 138 000 руб. 00 коп. - стоимость товара, подлежащего поставке в Челябинскую область во втором этапе поставки, по 11.03.2021, 4,5% - ключевая ставка Банка России, действовавшая 24.03.2021 (Информационное сообщение Банка России от 19.03.2021), 13 - количество дней просрочки, период просрочки с 12.03.2021 по 24.03.2021.
За нарушение срока исполнения обязательства по поставке товара в субъект Российской Федерации во втором этапе поставки товара ответчику надлежит уплатить пени в размере 11 969 руб. 10 коп.
В соответствии с п. 5.3. Контракта Поставщик обязан в течение 5 рабочих дней после поставки Товара всем Получателям, указанным в реестре получателей Товара, направить Заказчику отчетную документацию, в том числе отчет о поставке Товара Получателям в одном экземпляре.
Из буквального толкования п. 5.3 Контракта следует, что Поставщик обязан предоставить отчетную документацию после поставки Товара всем получателям, указанным в реестре получателей. Если товар поставлен не всем Получателям, указанным в соответствующем реестре, Заказчику в соответствии с подп. 3.3.9 п. 3.3. Контракта Поставщиком должна быть предоставлена информация о наличии обстоятельств, препятствующих поставке товара.
Предоставление отчетных документов частями условиями Контракта не предусмотрено - отчетные документы по получателям одного реестра Поставщик обязан направить Заказчику единым пакетом отчетной документации по получателям одного реестра.
Однако, предоставление отчетной документации в рамках Контракта произведено Поставщиком не по факту поставки Товара всем Получателям, указанным в соответствующем реестре, а в составе отчетных документов, приложенных к соответствующему Отчету Поставщика о поставке Товара Получателям (далее - Отчет), при этом в отчетную документацию (в т.ч. предоставленный Отчет) Поставщиком включены реестры, по которым не была произведена поставка всем получателям, изначально указанным Заказчиком в данных реестрах в соответствии с п. 3.1.3 Контракта, т.е. предоставление отчетной документации производилось Поставщиком с нарушением порядка, предусмотренного положениями п. 5.3 Контракта (вместо предоставления единого пакета отчетных документов об исполнении соответствующего реестра (поставке товара получателям, включенным в данный реестр) отчетная документация об исполнении соответствующих реестров предоставлялась частями).
Заказчик, осуществив в соответствии с п. 5.6. Контракта проверку представленных документов, выявил факты предоставления Поставщиком отчетной документации об исполнении реестров частями, а не единым пакетом отчетных документов, что является нарушением порядка направления отчетной документации, предусмотренного п. 5.3. Контракта, а также выявлены факты несвоевременного предоставления Поставщиком отчетных документов, что является нарушением срока направления отчетной документации, предусмотренного п. 5.3. Контракта, а именно:
Реквизиты реестра |
Номера отчетов, в которые включены получатели реестра |
Дата поставки всем получателям, указанным в реестре |
Дата предоставления отчетных документов по условиям п. 5.3. Контракта |
Фактическая дата направления последнего пакета отчетных документов данного реестра* |
Виды нарушения обязательств, предусмотренных п. 5.3. Контракта |
реестр 1 от 12.01.2021 |
N 1, N 2, N 3, N 4, N 5 |
19.01.2021 |
26.01.2021 |
27.04.2021 (с отчетом N 5) |
1.нарушение порядка 2. нарушение срока |
1 реестр 2 от 21.01.2021 |
N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7 |
28.02.2021 |
05.03.2021 |
06.07.2021 (с отчетом N 7) |
1.нарушение порядка 2. нарушение срока |
Реестр 3 от 28.02.2021 |
N 1,N 2, N 3 |
02.02.2021 |
09.02.2021 |
15.03.2021 |
1.нарушение порядка |
реестр 4 от 17.02.2021 |
N 2, N 3, N 4 |
22.02.2021 |
02.03.2021 |
30.03.2021 (с отчетом N 4) |
1.нарушение порядка 2. нарушение срока |
Реестр 5 от 25.02.2021 |
N 3, N 4 |
03.03.2021 |
11.03.2021 |
30.03.2021 (с отчетом N 4) |
1.нарушение порядка 2. нарушение срока |
Реестр б от 05.03.2021 |
N 3, N 4, N 5, N 6 |
01.06.2021 |
08.06.2021 |
07.06.2021 (с отчетом N 6) |
1.нарушение порядка |
реестр7 от 10.03.2021 |
N 4, N 5 |
16.03.2021 |
23.03.2021 |
27.04.2021 (с отчетом N 5) |
1.нарушение порядка 2. нарушение срока |
реестр8 от 15.03.2021 |
N 4, N 5, N 6, N 7 |
19.03.2021 |
26.03.2021 |
06.07.2021 (с отчетом N 7) |
1.нарушение порядка 2. нарушение срока |
реестр9 от 24.03.2021 |
N 4, N 5, N 6, N 7 |
03.06.2021 |
10.06.2021 |
06.07.2021 (с отчетом N 7) |
1.нарушение порядка 2. нарушение срока |
реестр 10 от ' 13.04.2021 |
N 5, N 6, N 7 |
17.04.2021 |
23.04.2021 |
06.07.2021 (с отчетом N 7) |
1.нарушение порядка 2. нарушение срока |
реестр 11 от 22.04.2021 |
N 5, N 6, N 7 |
25.04.2021 |
30.04.2021 |
06.07.2021 (с отчетом N 7) |
1.нарушение порядка 2. нарушение срока |
реестр 12 от 29.04.2021 |
N 6 |
03.05.2021 |
11.05.2021 |
07.06.2021 (с отчетом N 6) |
1. нарушение срока |
реестр 13 от 12.05.2021 |
N 6, N 7 |
15.05.2021 |
21.05.2021 |
06.07.2021 (с отчетом N 7) |
1.нарушение порядка 2. нарушение срока |
реестр 14 от 28.05.2021 |
N 6, N 7 |
02.06.2021 |
09.06.2021 |
06.07.2021 (с отчетом N 7) |
1.нарушение порядка 2. нарушение срока |
реестр 15 от 01.06.2021 |
N 7 |
29.06.2021 |
06.07.2021 |
06.07.2021 (с отчетом N 7) |
Без нарушений |
Согласно п. 10.1. Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение Контракта стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Штрафные санкции рассчитаны в Контракте на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
В силу требований п. 10.4. Контракта, на основании п. 6 Правил, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, Поставщик выплачивает Заказчику штраф в размере 5 000 руб. (пять тысяч руб. 00 коп.).
Из буквального содержания ч. 8 ст. 34 Закон N 44-ФЗ следует возможность взимания нескольких штрафов при неисполнении или ненадлежащем исполнении условий контракта.
Следовательно, при установлении фактов совершения Поставщиком по государственному контракту нескольких самостоятельных однородных нарушений допустимо взыскание с него нескольких штрафов непосредственно после выявления нарушения.
Вывод о допустимости и взыскания штрафа за каждый случай нарушения согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 37 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года.
За ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного п. 5.3. Контракта, устанавливающим обязанность Поставщика направить отчетную документацию Заказчику после поставки товара всем получателям, указанным в реестре, выразившимся в нарушении порядка направления отчетной документации по тринадцати реестрам (N 1-N 11, N 13-N 14), подлежит уплате штраф в размере 65 000 руб. 00 коп. (5 000 руб. 00 коп. х 13) - нарушение порядка направления отчетной документации;
За ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного п. 5.3. Контракта, устанавливающим обязанность Поставщика направить отчетную документацию Заказчику в течение 5 рабочих дней после поставки товара всем получателям, указанным в реестре, выразившимся в нарушении срока направления отчетной документации по тринадцати реестрам (N 1-N 5, N 7-N 14), подлежит уплате штраф в размере 65 000 руб. 00 коп. (5 000 руб. 00 коп. х 13) - нарушение срока направления отчетной документации.
Факт нарушения подтверждается копиями реестров N 1-N 15, копиями отчетов о поставленном товара N 1-N 7, в которых дата регистрации писем ответчика о предоставлении истцу документов для оплаты (отчетных документов) подтверждает факт нарушения срока предоставления отчетных документов, копии отчетов о поставке товара, включающие в себя получателей разных реестров, подтверждают факт нарушения порядка предоставления отчетных документов.
Таким образом, ответчику надлежит уплатить штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств, установленных п. 5.3. Контракта, выразившееся в нарушении порядка и срока направления отчетной документации, в размере 130 000 руб. 00 коп. (65 000 руб. 00 коп. + 65 000 руб. 00 коп.).
В силу подп. 3.3.4 п. 3.3. Контракта Поставщик обязан передать Товар Получателю (представителю Получателя) на основании акта приема-передачи Товара (приложение N 6 к Контракту) при предъявлении им паспорта и направления. В случае если получать Товар будет представитель Получателя, то также предъявляется оформленная надлежащим образом доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя Получателя.
Поскольку при передаче товара Получателю поставщик и получатель подписывают акт приема-передачи Товара, то датой поставки Товара по Контракту является дата подписания Поставщиком и Получателем Акта приема-передачи товара.
В соответствии с п. 5.1 Контракта поставка Товара Получателям осуществляется Поставщиком после получения от Заказчика реестра получателей Товара. Поставка Товара Получателям не должна превышать 30 календарных дней, а в отношении Получателей из числа инвалидов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня получения Поставщиком реестра получателей Товара.
По условиям п. 10.3. Контракта за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начисляется пени, начиная со дня, следующего после дня истечения, установленного Контрактом срока исполнения обязательства и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных Поставщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Поставщик 21.01.2021 получил Реестр получателей товара N 2 от 21.01.2021, в который, в том числе, включена получатель Асанкина О.Н, следовательно, Поставщик обязан поставить ей товар в срок не позднее 20.02.2021 (30 календарных дней начиная с 22.01.2021).
Как следует из акта приема-передачи товара N 869 от 24.01.2021, представленного поставщиком заказчику, товар для Асанкиной О.Н. передан 28.02.2021: фактическая дата получения товара собственноручно указана представителем Асанкиной О.Н. на акте приема-передачи товара N 869.
С учетом вышеизложенного, Поставщик допустил просрочку исполнения обязательства по поставке товара Асанкиной О.Н. на 8 дней (период просрочки с 21.02.2021 по 28.02.2021).
Расчет пени за просрочку поставки товара получателю Асанкиной О.Н. (nj): П1 = 2 455 руб. 20 коп. * 8 * 4,25% * 1/300 = 2 руб. 78 коп., где 2 455 руб. 20 коп. - стоимость поставленного товара; 8 - количество дней просрочки; 4,25% - ключевая ставка ЦБ РФ, действовавшая 28.02.2021.
Поставщик 05.03.2021 получил Реестр получателей товара N 6 от 05.03.2021, в который, в том числе, включен получатель Жомайко СП., следовательно, Поставщик обязан поставить данному получателю товар в срок не позднее 05.04.2021 (30 календарных дней начиная с 06.03.2021, с учетом положений ст. 193 ГК РФ).
Как следует из обращения Жомайко СП. от 11.05.2021, по состоянию на дату направления жалобы в адрес Заказчика (по состоянию на 11.05.2021) товар инвалидом не был получен. В дальнейшем Жомайко СП. в ходе телефонного разговора со специалистом регионального отделения Фонда подтвердил получение подгузников 01.06.2021 (письмо Заказчика от 04.06.2021 N 01-15/08-3743 л).
Таким образом, Поставщик допустил просрочку исполнения обязательства по поставке товара Жомайко СП. на 57 дней (период просрочки с 06.04.2021 по 01.06.2021).
Расчет пени за просрочку поставки товара получателю Жомайко С.П. (П2): П2 = 4 910 руб. 40 коп. *57* 5,0% * 1/300 = 46 руб. 65 коп., где 4 910 руб. 40 коп. - стоимость поставленного товара; 57 - количество дней просрочки; 5,0% - ключевая ставка ЦБ РФ, действовавшая 01.06.2021.
Поставщик 13.04.2021 получил Реестр получателей товара N 9-1 от 12.04.2021, в который, в том числе, включена получатель Кротова Г.П., следовательно, Поставщик обязан поставить данному получателю товар в срок не позднее 13.05.2021 (30 календарных дней начиная с 14.04.2021).
Как следует из обращения Кротовой Г.П. от 06.07.2021, по состоянию на дату направления жалобы в адрес Заказчика (по состоянию на 06.07.2021) товар инвалидом не был получен. В дальнейшем Кротова Г.П. в ходе телефонного разговора со специалистом регионального отделения Фонда подтвердила получение подгузников 08.07.2021 (письмо Заказчика от 04.08.2021 N 01-15/08-4828 л).
Таким образом, Поставщик допустил просрочку исполнения обязательства по поставке товара Кротовой Г.П. на 56 дней (период просрочки с 14.05.2021 по 08.07.2021).
Расчет пени за просрочку поставки товара получателю Кротовой Г.П. (П3): П3 = 3 682 руб. 80 коп. *56* 5,5% * 1/300 = 37 руб. 81 коп., где 3 682 руб. 80 коп. - стоимость поставленного товара; 56 - количество дней просрочки; 5,5% - ключевая ставка ЦБ РФ, действовавшая 08.07.2021.
Поставщик 13.04.2021 получил Реестр получателей товара N 9-1 от 12.04.2021, в который, в том числе, включена получатель Мощанец Н.В., следовательно, Поставщик обязан поставить данному получателю товар в срок не позднее 13.05.2021 (30 календарных дней начиная с 14.04.2021).
Как следует из обращения Мощанец Н.В. от 01.06.2021, по состоянию на дату направления жалобы в адрес Заказчика (по состоянию на 01.06.2021) товар инвалидом не был получен. В дальнейшем Мощанец Н.В. в ходе телефонного разговора со специалистом регионального отделения Фонда подтвердила получение подгузников 03.06.2021 (письмо Заказчика от 30.06.2021 N 01-15/08-4181 л).
Таким образом, Поставщик допустил просрочку исполнения обязательства по поставке товара Мощанец Н.В. на 21 день (период просрочки с 14.05.2021 по 03.06.2021).
Расчет пени за просрочку поставки товара получателю Мощанец Н.В. (П4): П4 = 3 682 руб. 80 коп. *21* 5,0% * 1/300 = 12 руб. 89 коп., где 3 682 руб. 80 коп. - стоимость поставленного товара; 21 - количество дней просрочки; 5,0% - ключевая ставка ЦБ РФ, действовавшая 03.06.2021.
П = IIi + П2 + П3 + П4 = 2 руб. 78 коп. + 46 руб. 65 коп. + 37 руб. 81 коп. + + 12 руб. 89 коп. = 100 руб. 13 коп.
Таким образом, за нарушение ответчиком срока поставки товара получателям, установленного условиями п. 5.1. Контракта, подлежат уплате пени в размере 100 руб. 13 коп. (сто руб. 13 коп.).
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, п. 10.2. Контракта в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Руководствуясь названным пунктом Контракта, истец направил в адрес ответчика требование от 14.06.2022 N 01-44/04-5549 об уплате неустойки (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных государственным контрактом от 22.12.2020 N 786.
Указанное требование направлено истцом в адрес ответчика письмом 15.06.2022.
Отсутствие добровольного исполнения требования явилось основанием для обращения Фонда в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности начисления неустойки, отсутствию оснований для списания сумм неустойки, а также счел возможным применить положения статьи 333 ГК РФ к суммам штрафов, уменьшив их на 50%.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Поскольку правоотношения сторон возникли на основании контракта, заключенного по результатам аукциона, к правоотношениям сторон подлежат применению нормы параграфа 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Из апелляционной жалобы следует, что ответчиком выводы суда первой инстанции в части установления фактов нарушений, а также начисления неустойки не заявляются, в связи с чем в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверке не подлежат.
Таким образом, ответчику начислена неустойка в связи со следующим:
- ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного п. 5.3. Контракта, устанавливающим обязанность Поставщика направить отчетную документацию Заказчику после поставки товара всем получателям, указанным в реестре, выразившимся в нарушении порядка направления отчетной документации по тринадцати реестрам (N 1-N 11, N 13-N 14), подлежит уплате штраф в размере 65000 руб. 00 коп. (5 000 руб. 00 коп., х 3).
- ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного п. 5.3. Контракта, устанавливающим обязанность Поставщика направить отчетную документацию Заказчику в течение 5 рабочих дней после поставки товара всем получателям, указанным в реестре, выразившимся в нарушении срока направления отчетной документации по пяти реестрам тринадцати реестрам (N 1-N 5, N 7-N 14), подлежит уплате штраф в размере 65 000 руб. 00 коп. (5 000 руб. 00 коп. х 5).
Общая сумма штрафов, за ненадлежащее исполнение обязательств, установленных п. 5.3. Контракта в части нарушения порядка и срока направления отчетной документации, составляет 130 000 руб. 00 коп. (65 000 руб. 00 коп. + 65 000 руб. 00 коп.).
Сумма пени за просрочку исполнения обязательств в общей сумме составила 12069 руб. 23 копейки.
Как полагает апеллянт, ввиду того, что общая сумма неустойки не превышает 5% стоимости контракта (цена контракта 12 685 200 руб.), а контракт расторгнут по соглашению сторон, сумма неустойки подлежала списанию.
Доводы не принимаются на основании следующего.
В силу части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Соответствующие правила установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783).
В пункте 3 названных правил установлено, что заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней), в том числе, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% от цены контракта.
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712, указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
При рассмотрении исков заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту, а также исполнителя о взыскании удержанных заказчиком штрафных санкций по государственному (муниципальному) контракту, суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки в виде списания неустойки, что согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242.
Таким образом, государственный (муниципальный) заказчик обязан произвести списание сумм неустоек (пеней) в связи с ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах контракта по контрактам, если обязательства по нему исполнены в полном объеме и если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, в то же время необходимо также установить отсутствие изменений условий контракта о цене контракта.
Апеллянт полагает, что контракт им был исполнен в полном объеме. Факт заключения соглашения о расторжении договора на обязанность заказчика по списанию неустойки не влияет.
В силу соглашения о расторжении от 31.08.2021 N 114 Поставщик исполнил Контракт на сумму 12 616 454 руб. 40 коп., поставив 616 640 шт. Товара, в то время как по условиям Контракта взял на себя обязательства поставить 620 000 шт. Товара общей стоимостью 12 685 200 руб. 00 коп. (приложение N 2 к Контракту, приложение N3 к Контракту, п.6.2.Контракта).
Указанное соглашение от 31.08.2021 N 114 подтверждает свободное волеизъявление истца на прекращение договорных отношений и завершение установленных в нем обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Пунктом 3 статьи 453 ГК РФ предусмотрено, что в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
По смыслу пункта 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (пункт 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора"). Следовательно, в случае расторжения договора, в том числе и в связи с односторонним отказом от его исполнения одной из сторон, обязательства сторон прекращаются на будущее; обязательства сторон, возникшие до момента прекращения договора, в связи с его расторжением не прекращаются.
Как считает апеллянт, ввиду заключения соглашения о расторжении контракта стороны подтвердили, что отсутствует факт недопоставленного товара, контракт исполнен в полном объеме.
Между тем, из материалов дела не следует, что заключение соглашения о расторжении, которым были изменены условия контракта о цене и количестве товара, не являлось следствием неисправности поставщика.
Из условий контракта следует, что срок исполнения обязательства по поставке - до 30.06.2021, срок действия контракта - по 31.08.2021.
Доказательства передачи поставщиком всего товара в количестве 620 000 штук до 30.06.2021 в материалы дела не представлено.
Напротив, из существа вменяемых правонарушений и обстоятельств дела следует, что ответчиком не обеспечивалась своевременная поставка средств реабилитации инвалидам.
Согласно пояснениям Фонда, не опровергнутых ответчиком, контракт не был исполнен на сумму 68 745 руб., не допоставлено инвалидам 3 360 штук товара, расторжение же контракта по соглашению сторон было вызвано особенностями бюджетного процесса и необходимостью возвращения бюджетных лимитов, само соглашение о расторжении контракта было заключено с целью подтверждения факта неисполнения контракта поставщиком в полном объеме.
Из существа контракта следует, что заключение соглашения о расторжении контракта не свидетельствует об утрате интереса заказчика к предмету договора, поскольку возложенная на Фонд обязанность по обеспечению инвалидов средствами реабилитации является постоянно действующей, процесс обеспечения инвалидов непрерывен и не зависит от волеизъявления Фонда.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что соглашение о расторжении договора подписано сторонами в последний день срока исполнения обязательств по контракту, из пояснений представителя истца следует, что основанием для такого расторжения послужило не отсутствие у истца необходимости в дальнейшем исполнении поставщиком обязательств по поставке товара, а необходимость скорейшего высвобождения бюджетных средств для дальнейшего их использования в соответствии с целевым назначением в условиях ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по спорному контракту.
Таким образом, вопреки доводам апеллянта, буквальное содержание соглашения о расторжении контракта от 31.08.2021 N 114 свидетельствует только о частичном исполнении поставщиком условий контракта по поставке товара, что препятствует списанию сумм неустоек.
Коллегия судей также отмечает, что в том случае, если поставщик полагал, что имеет возможность исполнить контракта в полном объеме (и имел соответствующее намерение), он не был лишен права отказаться от заключения соответствующего соглашения расторжения и исполнить принятые на себя обязательства в полном объеме, хотя и с просрочкой (учитывая, что с момента окончания срока исполнения обязательства по поставке товара до момента расторжения контракта прошло 2 месяца), однако, заключив данное соглашение поставщик подтвердил, что обязательства по поставке товара им не были исполнены в полном объеме, доказательства неисполнения обязательств в полном объёме по вине заказчика в материалах дела отсутствуют, ответчиком не предоставлены.
Оснований полагать, что неисполнение контракта в полном объеме вызвано обстоятельствами, поименованными в подпункте "г" пункта 2 Правил N 783, не имеется, поскольку представленные ответчиком в материалы дела письма контрагентов (содержащие указание на создание препятствий поставке товаров в связи с нестабильностью валютного рынка, затруднением транспортной логистики, введением иностранными государствами ограничений), датированы периодом с 28.02.2022 по15.04.2022, то есть, позже даты расторжения контракта.
Поскольку предусмотренное пунктом 2 Правил N 783 условие не соблюдено, то правомерно начисленная истцом неустойка списанию не подлежит.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик заявил о необходимости снижения размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Эти доводы ответчика также рассмотрены судом первой инстанции и признаны частично обоснованными.
Так, согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Основанием для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств.
В силу пункта 77 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Наличие оснований для снижения и определение критериев соразмерности определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.
В настоящем случае, оценивая довод ответчика о наличии оснований для снижения заявленной ко взысканию неустойки, суд первой инстанции принял во внимание отсутствие в деле сведений о наступивших для истца отрицательных последствиях неисполнения ответчиком обязательств, с учетом характера допущенных ответчиком нарушений уменьшил общий размер штрафов 130 000 рублей на 50%, установив общий размер штрафов в размере 65 000 рублей.
Заявляя о необходимости дополнительного снижения размера неустойки, ответчик ссылается на социальный характер его основного вида деятельности (содействие инвалидам и защита их прав), а также на то, что нарушения вызваны санкциями недружественных государств.
Между тем, как указано выше, доказательств наличие причинно-следственной связи между принятыми в отношении Российской Федерации санкциями со стороны недружественных и допущенными ответчиком нарушениями договорных обязательств в материалы дела не представлено, а социальная направленность основного вида деятельности ответчика не является обстоятельством, характеризующим нарушения обязательств и их последствия, а потому не может быть принята во внимание для целей оценки соразмерности начисленной неустойки последствиям нарушения обязательства.
В этой связи оснований для переоценки позиции суда первой инстанции в части применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия не усматривает.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальное правопреемство на стороне истца: государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации заменить его правопреемником - Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области.
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.12.2022 по делу N А76-27641/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-27641/2022
Истец: ГУ ЧЕЛЯБИНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ОООИ "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов"
Третье лицо: Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области