г. Владимир |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А79-5334/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Новиковой Е.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.04.2022 по делу N А79-5334/2022, по иску акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" (ОГРН 1052128000033, ИНН 2128700232) к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" (ОГРН 1022100978460, ИНН 2127305960) при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам о взыскании 20 269 руб. 19 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - не явился, извещен;
от третьего лица - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Чувашская энергосбытовая компания" (далее - АО "ЧЭСК", Гарантирующий Поставщик, истец) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" (далее - ФКУ ИК N 4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, Учреждение, ответчик) о взыскании пени в размере 20 269 руб. 19 коп. за периоды с 19.02.2022 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 20.12.2022 (с учетом уточнений иска в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 01.02.2023 Арбитражный суд Республики Чувашской Республики - Чувашии взыскал с ФКУ "ИК N4 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии" в пользу АО "ЧЭСК" 19 208 руб. 72 коп. пеней за периоды с 19.02.2022 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 20.12.2022, 1 895 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части в удовлетворении искового заявления отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением, Учреждение обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель жалобы указал, что долг за потребленную электрическую энергию в январе 2022 года, образовался в результате неправомерного расчета истцом суммы за потребленную электрическую энергию ФКУ ИК-4 УФСИН.
Апеллянт считает чрезмерной, неустойку в размере 1/130 ставки рефинансирования.
Кроме того, ответчик полагает, что на основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации суду следовало освободить Учреждение от оплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей от сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом (гарантирующий поставщик) и ответчиком (потребитель) заключен договор энергоснабжения N36-01/326-369 от 03.02.2023, по которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а так же самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в пределах суммы, указанной в п. 5.1 договора, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (пункт 1.1 договора).
Пунктом 5.5 договора определено, что расчетным периодом для расчетов потребителя с гарантирующим поставщиком за потребленную электрическую энергию (мощность) является 1 месяц.
Согласно пункту 5.6 договора оплата за электрическую энергию осуществляется путем перечисления потребителем денежных средств на расчетный счет гарантирующего поставщика, внесения денежных средств в кассу гарантирующего поставщика (для последующего зачисления на расчетный счет Гарантирующего поставщика) либо по согласованию с гарантирующим поставщиком иными способами, предусмотренными действующим законодательством, с указанием в платежных документах назначения платежа "оплата по договору энергоснабжения N_ от "__" ___за____месяц 20_г." в следующем порядке:
а) в период с 1 до 10 числа текущего расчетного периода потребитель производит платеж в размере 30% электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата;
б) в период с 11 до 25 числа текущего расчетного периода потребитель производит платеж в размере 40% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата;
в) в срок до 18 числа включительно месяца, следующего за расчетным, потребитель производит оплату стоимости объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплота, за вычетом средств внесенных потребителем в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца.
Окончательный расчет стоимости фактически потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) Потребителем производится по состоянию на 00 часов 00 минут 1-го дня месяца, следующего за расчетным. На основании соответствующего расчета гарантирующий поставщик выставляет потребителю счет-фактуру (п. 5.9 договора).
Во исполнение условий договора истец в январе 2022 года подал ответчику электрическую энергию в объеме 112 095 кВтч на общую сумму 678 064 руб. 90 коп. На оплату предъявил счет-фактуру N3385/7 от 31.01.2017.
Объем потребленной ответчиком электрической энергии в январе 2022 года в рамках договора энергоснабжения от 15.02.2017 N36-01/300-369/3 подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен.
Претензионное письмо истца от 24.02.2022 об уплате задолженности за январь 2022 года в сумме 531 029 руб. 58 коп., а также пеней оставлено ответчиком без удовлетворения.
Поскольку оплата потребленной в январе 2022 года электрической энергии была произведена ответчиком с нарушением установленного договором срока, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса, о взыскании пеней в размере 20 269 руб. 19 коп. за периоды с 19.02.2022 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 20.12.2022.
Повторно оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные Правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ от 26.03.2003 (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ) установлено, что потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Расчет пеней истцом произведен за периоды с 19.02.2022 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 20.12.2022 на сумму долга 678 064 руб. 90 коп. с учетом произведенных ответчиком платежей платежными поручениями от 05.03.2022 на сумму 252 897 руб. 38 коп., от 05.03.2022 на сумму 189 674 руб. 38 коп., от 20.12.2022 на сумму 235 493 руб. 18 коп.
Ответчик не согласился с приведенным расчетом пеней, указав, что истцом неправильно рассчитана стоимость электроэнергии ввиду неприменения льготного тарифа "население" в отношении объемов электроэнергии, потребленной на нужды осужденных и потребленной в находящихся на территории Учреждения жилых домах.
По утверждению ответчика в правоотношениях по договору энергоснабжения N 36-01/326-369 от 03.02.2023 ФКУ ИК-4 УФСИН России по ЧР приобретает электрическую энергию не для своих нужд, а для нужд осужденных.
Учреждение ссылается на пункт 3 приложения N 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, согласно которому юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными, в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электроэнергии для указанных помещений, включены в перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электроэнергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам). По мнению ответчика данное постановление не содержит конкретные условия осуществления раздельного учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По общему правилу покупатели электроэнергии оплачивают потребленный объем электрической энергии гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178).
Согласно пункту 68 Основ ценообразования N 1178 регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются исходя из объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, учтенных в прогнозном балансе, и индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для поставки населению, утверждаемых Федеральной антимонопольной службой.
В приложении N 1 к Основам ценообразования N 1178, утвержден перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам). В этот перечень включены, в том числе юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений (пункт 3 Приложения).
Из разъяснений, приведенных в письме Федеральной службы по тарифам РФ от 10.09.2008 N НБ-5157/12, к жилым зонам при исправительнотрудовых учреждениях уголовно-исполнительной системы необходимо относить все виды жилых помещений, в которых проживают граждане, приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления. Поскольку исправительно-трудовые учреждения, входящие в уголовноисправительную систему, финансируются за счет бюджетных средств, то оплата электроэнергии, потребляемой нежилыми помещениями, а другими объектами, связанными с проживанием спецконтингента (столовые, баннопрачечные комплексы, медсанчасти, больницы, штрафные изоляторы, гаражи, котельные и другие административные здания, расположенные внутри запретной зоны), производится по тарифам, установленным для бюджетных потребителей, входящих в группу "Прочие потребители".
В соответствии со статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания электроэнергия затрачивается на коммунально-бытовые нужды спецконтингента для обеспечения нормальных условий его проживания на территории исправительного учреждения. Такая цель потребления энергии, не связанная с производственными нуждами, одинакова для каждой из поименованных категорий спецконтингента.
При этом согласно части 4 статьи 99 УИК РФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды.
Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Госслужба), привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, пояснила, что при расчетах в отношении объемов электроэнергии, потребленной в помещениях для содержания осужденных, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности, применяются тарифы на электроэнергию (мощность) поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений.
Согласно представленной ФКУ ИК-4 УФСИН России по ЧР однолинейной схемы электроснабжения от 05.07.2022, помещение жилого корпуса N 1 подключено к электросетям через фидер 5 ввода 2 ТП-118; помещение жилого корпуса N 2 подключено через фидер 3 ввода 2 ТП-118; помещение жилого корпуса N 3 подключено через фидер 5 ввода 2 ТП-118. Приборы учета отсутствуют.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 08.08.2022 сторонам предложено провести совместный осмотр электропотребляющих установок ответчика на предмет потребления электроэнергии осужденными в помещениях для их содержания, и на предмет наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений.
В целях фиксации системы учета электроэнергии, 06.10.2022 представителями АО "Чувашская энергосбытовая компания" и ФКУ ИК N 4 был осуществлен совместный осмотр энергопринимающих устройств потребителя, составлен акт контрольной проверки прибора учета от 06.10.2022 (л.д. 97 - 99).
Из объяснений участвовавших в осмотре представителей ФКУ ИК-4 УФСИН России по ЧР следует, что учет потребления электрической энергии по тарифу "население" должен производиться в жилых корпусах N 1, N 2, N 3, штрафном изоляторе и медицинском учреждении; учет электроэнергии производится ПУ Меркурий 230 АМ-03 заводской номер 15485756, расположенным в помещении "Дизель-генераторной".
Согласно акту от 06.10.2022 прибор учета электроэнергии, расположенный в помещении "Дизель-генераторной", не является расчетным, у прибора истек межповерочный интервал трансформатора тока.
Установленные в здании колонии поселения, в столовой (банно-прачечный корпус) приборы учета электрической энергии являются нерасчетными. В осмотренных нежилых помещениях - пожарном депо, административном здании корпус 2, гараже N 2, складских помещениях приборы учета электрической энергии не установлены.
Таким образом, по результатам проведенного сторонами осмотра объектов электропотребления установлено отсутствие на территории Учреждения раздельного учета электроэнергии, потребленной в помещениях для содержания осужденных, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.
Разработанные ГУФСИН России в 2012 году методические рекомендации по порядку удержаний из заработной платы и иных доходов осужденных в учреждениях уголовно-исправительной системы, отклоняется судебной коллегией, поскольку как указывает сам апеллянт, данные Методические рекомендации регламентируют очередность удержаний из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных, возмещение расходов по их содержанию, носят рекомендательный характер и не регулируют тарифы на электроэнергию.
С учетом изложенных обстоятельств, при отсутствии доказательств раздельного учета на указанные объекты, расчет стоимости электрической энергии, поставленной в спорные помещения исправительной колонии, обоснованно производился истцом по тарифам, установленным для бюджетных потребителей, входящих в группу "прочие потребители" (по нерегулируемым тарифам).
В отношении доводов ответчика о необходимости применения льготного тарифа в отношении электроэнергии, потребленной в находящихся на территории учреждения жилых домах, судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела, на территории Учреждения расположены 4 объекта жилого фонда, находящихся в собственности и пользовании у граждан: жилой дом по адресу: г. Чебоксары, ул. Якимовская, дом N 90 "А" (в общедолевой собственности Хрипуновой Е.И., Хрипунова А.А., Хрипунова К.В., Хрипуновой Е.А.); жилой дом по адресу: г. Чебоксары, ул. Якимовская, дом N 90 "Б" (в пользовании Голуба А.В. по договору социального найма жилья с Учреждением от 01.01.2012 N 116); жилой дом по адресу: г. Чебоксары, ул. Якимовская, дом N 90 "В" (в собственности Царевой А.В.); жилой дом по адресу: г. Чебоксары, ул. Древзавод, 7, 2 (в пользовании Горшковой Л.И. по договору социального найма жилья с Учреждением от 11.10.2012).
В акте от 06.10.2022 также отражено, что население, проживающее в индивидуальных жилых домах N 1- N 4 оплату за потребленные энергоресурсы производит в адрес ФКУ ИК-4 УФСИН России по ЧР.
Из пунктов 67, 71(1), пункта 1 Приложения 1 Основ ценообразования N 1178 и правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 14340/11, общий критерий отнесения потребителей электрической энергии к категории "население" заключается в использовании этой энергии на коммунально-бытовые нужды.
Согласно абзацу 15 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью второй этой же статьи предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу абзаца 1 пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с абзацем 3 пункта 38 Правил N 354 в случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.
Постановлением Госслужбы от 14.12.2021 N 79-22/э "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по Чувашской Республике на 2022 год" установлены тарифы на электрическую энергию на 2022 год: с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 3,60 руб./кВтч; с 01.07.2022 по 31.12.2022 - 3,72 руб./кВтч.
Согласно представленным в материалы дела актам в январе 2022 года в находящихся на территории Ччреждения жилых домах потреблена электроэнергия в объеме 6 203 кВтч на сумму 22 330 руб. 80 коп. (с учетом тарифа в размере 3,60 руб./кВтч).
Из пояснений сторон следует, что потребители Царева А.В., Горшкова Л.И., Голуб А.В и Хрипунова А.А. в спорный период не заключили договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком. Потребленную электроэнергию собственники и наниматели жилых домов оплачивают Учреждению. Объем потребленной гражданами электроэнергии учитывается прибором учета, являющимся расчетным в рамках договора энергоснабжения от 03.02.2022 N 36-01/326-369/9.
С учетом изложенного на стороне ответчика в январе 2022 года имелась обязанность оплатить потребленную электроэнергию в объеме 105 892 кВтч (на нужды самого Учреждения, по нерегулируемой цене) на сумму 640 542 руб. 83 коп., а также в объеме 6 203 кВтч (на нужды электроснабжения жилых домов, по регулируемой цене) на сумму 22 330 руб. 80 коп., всего на сумму 662 873 руб. 63 коп.
Факт несвоевременного внесения платы за потребленную электрическую энергию в спорный период подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен.
Произведя расчет неустойки исходя из несвоевременности оплаты долга в сумме 662 873 руб. 63 коп., суд первой инстанции пришел к выводу, что требование о взыскании неустойки подлежит удовлетворению в размере 19 208 руб. 72 коп. за периоды с 19.02.2022 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 20.12.2022.
В суде первой инстанции ответчик ходатайствовал о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев заявленное ходатайство, руководствуясь положениями статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив разъяснения, содержащиеся пунктах 69, 71, 74, 73, 75 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", принимая во внимание, что истцом предъявлена ко взысканию законная неустойка, размер и порядок начисления которой установлен пунктом 2 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" N35-ФЗ от 26.03.2003, а также учитывая, что ответчиком не представлены доказательства несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, отказав ответчику в удовлетворении ходатайства о снижении суммы неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оснований для иных выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
Довод Учреждения о необходимости уменьшения размере государственной пошлины, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право суда уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате, исходя из имущественного положения плательщика.
Основанием для уменьшения размера государственной пошлины является такое имущественное положение плательщика, которое не позволяет ему уплатить государственную пошлину в установленном размере на момент обращения в суд.
Порядок предоставления отсрочки или рассрочки государственной пошлины, уменьшения ее размера разъяснен в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.1997 N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине".
По смыслу статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины может быть уменьшен судом только в случае, если государственная пошлина в федеральный бюджет еще не уплачена.
После зачисления государственной пошлины в бюджет указанные средства становятся судебными расходами, уменьшение которых (в части государственной пошлины) законодательством не предусмотрено.
Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны и не ограничивается имущественным положением другой стороны.
Это означает, что при удовлетворении исковых требований на ответчика возлагается обязанность по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенных правой стороной судебным расходам.
Взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежной суммы, равной понесенным им судебным расходам.
В рамках изложенных обстоятельств у суда отсутствовали основания для освобождения ответчика по возмещению истцу расходов по уплате государственной пошлины.
Приведенные в апелляционной жалобе аргументы проверены апелляционным судом в полном объеме и отклонены по вышеуказанным основаниям.
Суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителей не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации суд не рассматривает вопрос об оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 01.02.2023 по делу N А79-5334/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
Е.А. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-5334/2022
Истец: АО "Чувашская энергосбытовая компания"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии"
Третье лицо: Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам