г. Владивосток |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А24-6463/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей Д.А. Глебова, Е.А. Грызыхиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Нечаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Керимова Фикрета Бегляр оглы,
апелляционное производство N 05АП-1378/2023
на решение от 14.02.2023 судьи М.В. Карпачева
по делу N А24-6463/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по иску индивидуального предпринимателя Керимова Фикрета Бегляр оглы (ИНН 410101024189, ОГРИП 304410123200106)
к Управлению экономического развития и предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ИНН 4100039190, ОГРН 1214100002786)
о понуждении заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта общественного питания, торговли и бытового обслуживания
при участии - извещенные надлежащим образом стороны явку представителей не обеспечили
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Керимов Фикрет Бегляр оглы (далее - истец, предприниматель, ИП Керимов) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к Управлению экономического развития и предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - ответчик, управление) о понуждении заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 14.02.2023 в удовлетворении искового требования отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИП Керимов обратился с апелляционной жалобой, в которой просит главы V.6 ЗК РФ при наличии законных оснований - включения объекта в схему размещения НТО. Также настаивает на наличии у него преимущественного права на заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона ввиду того, что предприниматель является субъектом малого предпринимательства и владельцем НТО, местоположение которого соответствует утвержденной схеме размещения НТО.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Согласно материалов дела, Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (арендодатель) и индивидуальный предприниматель Данько И.П. (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 03.10.2013 N 198/13, по которому арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010120:1878 площадью 0,0200 га, категория земель земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, вид разрешенного использования: земельные участки объектов торгового назначения, в том числе рынков, фактическое использование: для целей не связанных со строительством - эксплуатации торгового павильона, сроком с 03.10.2013 до 01.04.2015.
Соглашением от 19.03.2015 стороны внесли изменения в договор от 03.10.2013, в том числе в пункт 2.1, установив срок аренды с 03.10.2013 до 01.04.2015 по 31.03.2020.
В дальнейшем Данько И.П. (продавец) и Керимов Ф.Б.о. (покупатель) заключили договор купли-продажи от 01.03.2020 объекта общественного питания, торговли и бытового обслуживания, по которому продавец продал, а покупатель купил объект общественного питания, торговли и бытового обслуживания, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 41:01:0010120:1878 площадью 0,0200 га, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, разрешенное использование - земельные участки объектов торгового назначения, земельный участок принадлежит продавцу на праве аренды на основании договора аренды земельного участка от 03.10.2013 N 198/13.
ИП Керимов 22.11.2022 обратился в Управление с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного объекта (НТО) общественного питания, торговли и бытового обслуживания на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в месте, предусмотренном строкой 251 схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Письмом от 28.11.2022 управление отказало предпринимателю в заключении договора со ссылкой на пункт 2.5.1 Порядка заключения договора на размещение нестационарного объекта общественного питания, торговли и бытового обслуживания на территории Петропавловск-Камчатского ГО с субъектами предпринимательской деятельности, имеющими преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного объекта общественного питания, торговли и бытового обслуживания без проведения аукциона, утвержденного постановлением администрации Петропавловск-Камчатского ГО от 08.06.2018 N 1181, в связи с непредставлением документа, подтверждающего преимущественное право предпринимателя на заключение указанного договора.
Изложенное послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Как разъяснено в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора", требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).
В рамках рассматриваемого спора предприниматель настаивает на наличии у него преимущественного права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона и необоснованном уклонении Управления от заключения названного договора.
Как предусмотрено в части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в публичной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" (далее - Закон N 381-ФЗ), пунктом 6 статьи 2 которого установлено, что нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 данного Закона размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. В этой связи, вопрос порядка предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли, в том числе вопросов срока размещения таких объектов, определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ, органа местного самоуправления.
В развитие указанных положений Городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа принято Решение от 27.12.2013 N 164-нд "О порядке создания условий для обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского ГО услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания" (далее - Решение N 164-нд), частью 3 статьи 4 которого определено, что размещение нестационарных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, муниципальной собственности городского округа или на земельных участках, собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа в соответствии с нормативным правовым актом Камчатского края, за исключением случаев, установленных частью 3.1 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 4 Решения Думы N 164-нд правоустанавливающим документом на размещение нестационарного объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности или собственность на который не разграничена, за исключением случаев, установленных частью 3.1 настоящей статьи, являются: 1) договор аренды земельного участка, заключенный в соответствии с земельным и гражданским законодательством Российской Федерации; 2) договор на размещение нестационарного объекта, заключенный в соответствии с настоящим Решением.
В силу части 5 статьи 4 Решения Думы N 164-нд договор на размещение нестационарного объекта заключается Управлением путем проведения торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного объекта с субъектами предпринимательской деятельности, не имеющими преимущественного права на заключение договора на размещение нестационарного объекта, либо без проведения аукциона - с субъектами предпринимательской деятельности, имеющими преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного объекта.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 4 Решения Думы N 164-нд преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного объекта без проведения аукциона имеют субъекты малого или среднего предпринимательства - владельцы нестационарных объектов, местоположение которых соответствует схеме размещения нестационарных торговых объектов и размещенных на момент вступления в силу настоящего Решения на основании правоустанавливающих документов, выданных уполномоченными органами администрации городского округа, срок действия которых не истек (подпункт "а") или истек (подпункт "б").
Порядок заключения договора на размещение нестационарного объекта общественного питания, торговли и бытового обслуживания на территории Петропавловск-Камчатского ГО с субъектами предпринимательской деятельности, имеющими преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного объекта общественного питания, торговли и бытового обслуживания без проведения аукциона, утвержден постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 08.06.2018 N 1181 (далее - Порядок N 1181).
Согласно пункту 2.1 Порядка N 1181 для заключения договора субъект предпринимательской деятельности, имеющий преимущественное право, предоставляет, в том числе следующие документы:
1) заявление о заключении договора на размещение нестационарного объекта общественного питания, торговли и бытового обслуживания на территории Петропавловск-Камчатского городского округа по форме согласно приложению к Порядку (подпункт 2.1.1);
2) документы, удостоверяющие личность заявителя либо представителя заявителя (оригинал или нотариально заверенная копия) и подтверждающие полномочия лица, обратившегося с заявлением от имени заявителя (оригинал, нотариально заверенная копия или копия доверенности, заверенная согласно части 3 статьи 185 ГК РФ) (подпункт 2.1.2);
3) копии одного из следующих документов (подпункт 2.1.4):
- правоустанавливающих документов, выданных уполномоченными органами администрации Петропавловск-Камчатского ГО на основании которых нестационарный объект размещен на момент вступления в силу Решения, срок действия которых не истек;
- правоустанавливающих документов, выданных уполномоченными органами администрации городского округа на основании которых нестационарный объект размещен на момент вступления в силу решения, срок действия которых истек;
- договоров аренды торговых мест, заключенных с эксплуатирующими рынки и микрорынки организациями до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2006 N271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ";
- уведомления о расторжении договора по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 17 статьи 4 Решения.
В соответствии с пунктом 2.5 Порядка N 1181 в заключении договора Управлением отказывается при наличии одного из следующих оснований:
- непредставление документа, который в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Порядка должен представляться в обязательном порядке (подпункт 2.5.1);
- несоответствие требованиям, установленным частью 6 статьи 4 Решения (подпункт 2.5.3);
- подача заявления о заключении договора с нарушением требований, установленных частью 3 статьи 5 Решения (подпункт 2.5.4).
Совокупный анализ вышеприведенных положений Решения N 164-нд и Порядка N 1181 позволяет сделать вывод о том, что, вопреки позиции апеллянта, для заключения договора на размещение НТО в порядке преимущественного права без проведения аукциона субъекту малого или среднего предпринимательства, в том числе, необходимо представить правоустанавливающие документы на размещение НТО.
В свою очередь, представленные предпринимателем документы не подтверждают преимущественное право ИП Керимова на заключение указанного договора, поскольку оформлены в отношении иного лица - Данько И.П.
Так, ИП Керимов не являлся стороной договора аренды земельного участка N 198/13 от 03.10.20213 ни на момент включения НТО в Схему размещения, ни на момент подачи заявления о заключении договора на размещение НТО, ни на момент рассмотрения настоящего спора.
Позиция апеллянта о переходе к нему прав арендатора земельного участка на таковой при продаже находящегося на нем павильона (оносящегося к движимому имуществу) толковании законодательства.
Следовательно, представленные предпринимателем документы не являются правоустанавливающим документами ИП Керимова на размещение указанного нестационарного объекта на соответствующем земельном участке, и, как следствие, не свидетельствуют о наличии оснований, при которых Управление может быть понуждено к заключению с предпринимателем договора на размещение НТО.
Данный подход соответствует правовой позиции Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенной в постановлении от 22.07.2022 N Ф03-2173/2022 по делу N А24-2725/2021.
Ссылки апеллянта на судебную практику отклоняются, поскольку обстоятельства рассматриваемого спора и перечисленных апеллянтом арбитражных дел N N А24-3606/2020, А24-4301/2021, А24/4877/2022, А24-5962/2022, различны, а именно в рамках указанных дел рассматривался вопрос о выдаче в преимущественном порядке разрешения на размещение НТО лицу, ранее являвшемуся арендатором соответствующего земельного участка.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального права. Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
По правилам статьи 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя, с учетом ее уплаты при подаче жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 14.02.2023 по делу N А24-6463/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Б. Култышев |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-6463/2022
Истец: ИП Керимов Фикрет Бегляр оглы
Ответчик: Управление экономического развития и предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа