г. Пермь |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А50-28883/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Голубцова В.Г., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии в судебном заседании:
от ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения науки Пермский Федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук: Орлова О.Б., доверенность от 27.12.2022, паспорт, диплом;
от истца - Министерства образования и науки Пермского края: представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца, Министерства образования и науки Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 января 2023 года по делу N А50-28883/2022
по иску Министерства образования и науки Пермского края (ИНН 5902290723 ОГРН 1025900530336)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Пермский Федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук (ИНН 5902292103 ОГРН 1025900517378)
о взыскании средств гранта в сумме 1 810 039,52 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство образования и науки Пермского края (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Пермский Федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук (далее - ответчик, Учреждение, Исследовательский центр) с требованием о взыскании средств гранта в сумме 1 810 039,52 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.01.2023 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с судебным актом, Министерство обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что в результате проведенной Министерством проверки представленных документов и отчетов выявлено, что Организацией представлены платежные поручения, оплата по которым произведена до 24 декабря 2020 г., то есть до даты получения гранта и начала реализации проекта. Возмещение затрат, произведенных Организацией до момента получения гранта в форме субсидии, за счет бюджетных средств ни Порядком предоставления субсидий в целях финансового обеспечения затрат на выполнение научных проектов, ни договором не предусмотрено. Следовательно, бюджетные средства израсходованы с нарушением действующего законодательства. Таким образом, Министерством в ходе проверки установлен факт нарушения цели предоставления гранта по научным проектам в рамках договора. Получатель нарушил условия, предусмотренные Порядком и договором в виде нецелевого расходования бюджетных средств.
Участвовавший в судебном заседании представитель ответчика указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов истца, приведенных в апелляционной жалобе, возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается без участия представителя Министерства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Российской Федерации Арбитражного процессуального кодекса.
Как следует из материалов дела, 18.09.2019 между Министерством и Учреждением (Организация) заключен договор о предоставлении из бюджета Пермского края грантов в форме субсидий на выполнение научных проектов (далее - Договор).
Дополнительными соглашениями от 07.07.2020, от 07.12.2020, от 21.12.2021, от 24.12.2021, от 27.12.2021 в Договор внесены изменения.
Предметом Договора является предоставление руководителю Организации гранта в форме субсидии на выполнение научных проектов (пункт 1.1 Договора (в редакции дополнительного соглашения от 21.12.2021)).
Согласно пункту 2.1 Договора (в редакции дополнительных соглашений от 07.12.2020 и от 21.12.2021) грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета Пермского края, в 2020 году в размере 2 400 000 руб. с расходованием в 2020 и 2021 годах.
Перечисление гранта осуществляется на лицевой счет Организации (пункт 3.2.1 Договора).
В силу пункта 6.2 Договора (в редакции дополнительного соглашения от 21.12.2021) Договор вступает в силу с даты его подписания лицами, имеющими право действовать от имени каждой из сторон, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 2.1 Договора и действует до полного исполнения сторонами обязательств по Договору.
В рамках исполнения обязательств по Договору 24.12.2020 Министерством денежные средства в размере 2 400 000 руб. перечислены на счет Организации.
В рамках предоставления отчетности по итогам реализации научного проекта по Договору Министерством рассмотрены представленные ответчиком отчеты о достижении результата предоставления гранта (субсидии) и о расходовании средств гранта в форме субсидии.
В результате проведенной проверки представленных документов Министерством выявлено, что Учреждением представлены платежные поручения, оплата по которым произведена начиная с 23.10.2020, то есть до даты получения средств гранта и начала реализации проекта (до 24.12.2020).
Полагая, что Учреждением нарушены предусмотренные Договором цели предоставления гранта по научным проектам, Министерство направило в адрес ответчика требование от 17.01.2022 N 26-39-исх-14 о возврате средств гранта в сумме 1 810 039,52 руб.
В ответ на указанное требование Учреждение направило в адрес Министерства возражения от 01.02.2022 N 337-т/8117/01-22, в которых заявило о соблюдении целей, условий и порядка исполнения субсидии в полном объеме.
Неисполнение ответчиком требования о возврате суммы гранта (субсидии) явилось основанием для обращения Министерства в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требованиях, суд первой инстанции руководствовался следующими нормами материального права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 3 части 2 статьи 78 БК РФ).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно положениям статьи 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств подразумевает под собой, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
Из положений статьи 306.4 БК РФ следует, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. При этом последствием нецелевого использования бюджетных средств является их изъятие у неисправного получателя.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Постановлением Правительства Пермского края от 14.04.2010 N 168-п утвержден Порядок предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Пермского края в целях финансового обеспечения затрат на выполнение научных проектов (далее - Порядок N 168-п), определяющий цели, условия и порядок предоставления гранта в форме субсидии из бюджета Пермского края в целях финансового обеспечения затрат на выполнение научных проектов, признанных победителями по результатам совместных (региональных) конкурсов проектов в области гуманитарных наук и фундаментальных исследований, проводимых в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в сфере поддержки фундаментальных научных исследований от 17.10.2019 N 279 (СЭД-01-77-22 от 23.10.2019) и Соглашением о проведении совместных конкурсов проектов фундаментальных научных исследований и конкурсов проектов организаций российских и международных научных мероприятий от 17.10.2019 N 279 (СЭД-26-12-10-4 от 28.08.2019) с Российским фондом фундаментальных исследований (далее - РФФИ).
Согласно пункту 2.2.2 Порядка N 168-п условиями предоставления субсидии являются: наличие решения бюро совета РФФИ с указанием перечня проектов, отобранных по результатам проведенного в текущем году регионального конкурса, а также проектов, отобранных по результатам региональных конкурсов прошлых лет (далее - продолжающийся проект), рекомендуемых к финансированию на текущий финансовый год.
В соответствии с пунктом 2.4. Порядка N 168-п результатами, в целях достижения которых предоставляется субсидия, и показателями, необходимыми для их достижения, являются: проведение научных исследований, и (или) выполнение работ, и (или) проведение мероприятий, предусмотренных проектом; не менее одной публикации в рецензируемых научных изданиях результатов проведения научных исследований, и (или) выполнения работ, и (или) проведения мероприятий, предусмотренных проектом, с обязательной ссылкой на уникальный идентификационный номер, присвоенный проекту РФФИ, и (или) поддержку РФФИ и Пермского края. Результаты предоставления субсидии должны быть достигнуты не позднее 31 декабря года, на который предоставлена субсидия.
В соответствии с пунктом 2.1. Договора N Д-26/205 от 18.09.2019 (в редакции дополнительных соглашений от 07.12.2020, 21.12.2021) грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета Пермского края, в 2020 году в размере 2 400 000 руб. с расходованием в 2020 и 2021 годах.
Согласно пункту 3.2.1 Договора перечисление гранта осуществляется на лицевой счет Организации.
24.12.2020 денежные средства в размере 2 400 000 руб. зачислены на счет УрО РАН - ИТХ (платежное поручение N 1282598 от 24.12.2020).
При этом, как ранее указано, в соответствии с п. 2.4 Порядка N 168-п результаты предоставления субсидии должны быть достигнуты не позднее 31 декабря года, на который предоставлена субсидия, т.е. не позднее 31.12.2020.
Министерство в обосновании исковых требований о взыскании средств субсидии заявило, что в результате проведенной проверки представленных документов и отчетов выявлено, что Организацией представлены платежные поручения, оплата по которым произведена до 24.12. 2020, то есть до даты получения гранта и начала реализации проекта.
Рассматривая исковые требования, оценивая соответствующие доводы Министерства, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что основаниями для возврата субсидии в соответствии с пунктом 4.8 Порядка N 168-п является несоблюдение руководителем проекта или Организацией условий и порядка предоставления субсидии, в том числе недостижение результата предоставления субсидий, установленного в договоре.
Суд правильно установил, что из положений Порядка N 168-п и условий Договора N Д-26/205 от 18.09.2019 не следует, что использование полученных Учреждением средств субсидии в качестве возмещения расходов, понесенных на оплату научных проектов, является основанием для возврата гранта.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оплата научных проектов до даты получения средств гранта не свидетельствует о нецелевом расходовании Учреждением средств гранта.
Доказательств использования полученной субсидии на иные цели, не предусмотренные Договором от 18.09.2019 и Порядком N 168-п, в материалах дела не содержится, Министерством не представлено.
Более того, как подтверждено самим истцом, по результатам проверки Министерством не выявлено факта использования Исследовательским центром средств гранта на иные цели, отличные от оплаты затрат, понесенных на реализацию научных проектов.
Кроме того, как следует из материалов дела, отчеты по реализации научных Проектов приняты и утверждены РФФИ без замечаний и каких-либо требований об устранении нарушений.
В связи с чем, утверждение истца о факте нарушения цели представления гранта необоснованно, не соответствует представленным доказательствам.
Отклоняя доводы Министерства на то, что Договор N Д-26/205 от 18.09.2019 вступил в силу 24.12.2020, то есть после оплаты научных проектов Учреждением за счет собственных средств, которая производилась, начиная с 23.10.2020, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
В силу пункта 6.2 Договора (в редакции дополнительного соглашения от 21.12.2021) Договор вступает в силу с даты его подписания лицами, имеющими право действовать от имени каждой из сторон, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 2.1 Договора и действует до полного исполнения сторонами обязательств по Договору.
Согласно п. 2.1 Договора грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета Пермского края, в 2019 году в размере 2 400 000 руб.
Дополнительными соглашениями от 07.12.2020 и от 21.12.2021 Договор внесены изменения, с учетом которых пункт 2.1 Договора изложен в следующей редакции: грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета Пермского края, в 2020 году в размере 2 400 000 руб. с расходованием в 2020 и 2021 годах.
Министерство считает, поскольку денежные средства в размере 2 400 000 руб. перечислены на счет Организации платежным поручением от 24.12.2020 N 1282598, следовательно, Договор вступил в силу 24.12.2020.
Между тем, как установлено судом, из представленного сторонами спора платежного поручения от 15.10.2019 N 970040 следует, что первоначально субсидия по Договору в сумме 2 400 000 руб. предоставлена Учреждению 15.10.2019 (файл "Минобр Пермский край 19 год").
С учетом установленного, принимая во внимание, что лимиты бюджетных обязательств доведены до получателя субсидии 15.10.2019, суд правильно заключил, что Договор вступил в силу также 15.10.2019.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, оплата научных проектов производилась Учреждением после вступления Договора в силу.
Апелляционная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на правильном толковании вышеприведенных условий Договора и правильной оценке имеющихся в материалах дела доказательств.
С учетом изложенного, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание, что факт нецелевого использования Учреждением средств гранта истцом не доказан, иных оснований для возврата субсидии в бюджет Пермского края Министерством не выявлено, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований Министерства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам повторной оценки представленных в материалы дела доказательств и установления юридически значимых обстоятельств, оснований для переоценки изложенных в обжалуемом решении выводов суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не усматривает, считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство образования и науки Пермского края освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражным судом, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 января 2023 года по делу N А50-28883/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-28883/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: ФГБУ НАУКИ ПЕРМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК