город Воронеж |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А36-8469/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 07 апреля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,
судей Малиной Е.В.,
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Латышевым Е.П.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области: Гречишников П.В., представитель по доверенности N 35-18/22 от 25.10.2022, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "Промэлектромонтаж": Тимошенко А.А., представитель по доверенности от 29.09.2022, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "юриспруденция", паспорт гражданина РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промэлектромонтаж" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.01.2023 по делу N А36-8469/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промэлектромонтаж" (ОГРН 1024840829089, ИНН 4823010548) к Управлению Федеральной налоговой службы по Липецкой области (ОГРН 1044800220057, ИНН 4826044619) о признании незаконным действий заместителя начальника МИФНС России N 8 по Липецкой области по назначению выездной налоговой проверки; о признании незаконным решения заместителя начальника МИФНС России N 8 по Липецкой области о проведении выездной налоговой проверки от 16.12.2021 N 9,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Промэлектромонтаж" (далее - ООО "Промэлектромонтаж", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным действий заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Липецкой области (далее - МИФНС России N8 по Липецкой области, Инспекция, налоговый орган) по назначению выездной налоговой проверки, а также о признании незаконным решения заместителя начальника МИФНС России N 8 по Липецкой области от 16.12.2021 N 9 о проведении выездной налоговой проверки.
Определением суда от 14.12.2022 произведена замена МИФНС России N 8 по Липецкой области на ее правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Липецкой области (далее - УФНС России по Липецкой области, Управление).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 18.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "Промэлектромонтаж" обратилось с настоящей апелляционной жалобой в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Мотивируя доводы апелляционной жалобы, налогоплательщик ссылается на назначение выездной проверки неуполномоченным налоговым органом - МИФНС России N 8 по Липецкой области, в котором Общество не состоит на налоговом учете. При этом налогоплательщик не может согласиться с выводом суда о наделении МИФНС России N 8 по Липецкой области полномочиями по проведению выездных проверок Федеральной налоговой службой, учитывая, что после издания ФНС России распоряжения от 23.04.2021 N 96@ работа по централизации функций по проведению налоговых проверок на территории субъекта РФ на базе МИФНС России N 8 по Липецкой области не осуществлялась, а с 24.10.2022 подведомственные территориальные инспекции были реорганизованы путем присоединения к УФНС России по Липецкой области.
В представленном отзыве УФНС России по Липецкой области возражает против доводов апелляционной жалобы налогоплательщика, указывает на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Управление указывает, что МИФНС России N 8 по Липецкой области приняло решение о проведении выездной налоговой проверки ООО "Промэлектромонтаж" в декабре 2021 года исходя из полномочий, предоставленных распоряжением ФНС России от 23.04.2021 N 96@ в соответствии с положениями п.2 ст. 89 НК РФ (в редакции Федерального закона N 325-ФЗ от 29.09.2019). При этом соответствующие организационно-штатные мероприятия для обеспечения реализации указанных правомочий были проведены на основании приказа ФНС России N ЕД-7-4/51 от 22.01.2021, в частности, в соответствии с приказом Управления ФНС России по Липецкой области от 27.01.2021 централизованы функции проведения выездных налоговых проверок всех налогоплательщиков Липецкой области.
Таким образом, Управление полагает, что у Инспекции имелись правовые основания для назначения и проведения выездной налоговой проверки в отношении Общества, состоящего на учете в другом налоговом органе, ввиду чего, нарушения прав и законных интересов налогоплательщика не имеется.
Представитель ООО "Промэлектромонтаж" в судебном заседании 04.04.2023 поддержал доводы апелляционной жалобы, указал, что считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, просил отменить его полностью, принять по делу новый судебный акт.
Представитель УФНС России по Липецкой области с доводами апелляционной жалобы не согласен, указал, что считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителей налогоплательщика и налогового органа, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Промэлектромонтаж" с 30.12.2012 состояло на учете в МИФНС России N 6 по Липецкой области.
Решением МИФНС России N 8 по Липецкой области от 16.12.2021 N 9 в отношении ООО "Промэлектромонтаж" была назначена выездная налоговая проверка по всем налогам, сборам и страховым взносам за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.
ООО "Промэлектромонтаж" обратилось в УФНС России по Липецкой области с жалобой на указанное решение и действия заместителя начальника Инспекции по назначению выездной налоговой проверки, в удовлетворении которой было отказано решением вышестоящего налогового органа от 19.09.2022 N 234.
Не согласившись с решением о назначении выездной проверки от 16.12.2021 N 9, а также действиями должностного лица налогового органа по ее назначению, полагая, что они нарушают права и законные интересы налогоплательщика, ООО "Промэлектромонтаж" обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции в формах, предусмотренных Кодексом.
Порядок проведения выездной налоговой проверки установлен статьей 89 НК РФ, пунктом 1 которой предусмотрено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, или налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 89 НК РФ в редакции Федерального закона N 325-ФЗ в п. 2 ст. 89 НК РФ).
Из анализа приведенных положений следует, что в результате внесенных Федеральным законом N 325-ФЗ в п. 2 ст. 89 НК РФ изменений решение о проведении выездной налоговой проверки вправе выносить также налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта РФ.
Как установлено судом области, следует из материалов дела и не опровергнуто налогоплательщиком, приказом ФНС России от 22.01.2021 N ЕД-7-4/51 "О структуре Управления ФНС России по Липецкой области" предписано утвердить структуру Управления ФНС России по Липецкой области.
Приказом Управления ФНС России по Липецкой области от 27.01.2021 N 00-05/007@ "О проведении организационно-штатных мероприятий" на базе МИФНС России N 8 по Липецкой области централизованы функции проведения выездных налоговых проверок всех налогоплательщиков Липецкой области.
Распоряжением ФНС России от 23.04.2021 N 96@ "О налоговых органах, уполномоченных на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации" в соответствии с п.2 ст.89 НК РФ налоговые органы уполномочены на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации, в соответствии с приложением к настоящему распоряжению.
В приложении к настоящему распоряжению (строка 16) указано на то, что в Липецкой области уполномоченным на проведение выездных налоговых проверок органом является МИФНС России N 8 по Липецкой области.
Таким образом, в соответствии с распоряжением от 23.04.2021 N 96@ федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России) МИФНС России N 8 по Липецкой области уполномочена на проведение выездных налоговых проверок на территории Липецкой области.
Исходя из чего, принятое после издания указанного распоряжения ФНС России оспариваемое решение о проведении выездной налоговой проверки ООО "Промэлектромонтаж" N 9 от 16.12.2021 принято МИФНС России N 8 по Липецкой области как уполномоченным в установленном п. 2 ст. 89 НК РФ порядке органом.
Судом не принимается ссылка Общества на то, что соответствующая подготовительная работа по изменению структуры и передаче полномочий указанному территориальному органу должна была начаться лишь после издания ФНС России распоряжения N 96@, то есть после 23.04.2021.
Действительно, именно на основании данного распоряжения МИФНС России N 8 по Липецкой области были переданы полномочия по проведению на территории соответствующего субъекта РФ выездных налоговых проверок.
Однако соответствующие процедуры по передаче данных полномочий (изменение штатного расписания, иные мероприятия) не влияют на наличие оснований для назначения выездной налоговой проверки в отношении ООО "Промэлектромонтаж" и не свидетельствуют о невозможности назначения соответствующей проверки заинтересованным лицом по настоящему делу в декабре 2021 года.
Судом установлено, что выездная налоговая проверка в отношении Общества в настоящее время проведена, по ее результатам налоговым органом было принято решение N 5 от 28.06.2022 о привлечении ООО "Промэлектромонтаж" к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое оспаривается заявителем в рамках дела NА36-8466/2022 (производство по которому было приостановлено определением от 21.12.2022 до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу).
Довод апелляционной жалобы об отсутствии информации о централизации функций на базе МИФНС России N 8 по Липецкой области в приказе ФНС России от 22.01.2021 N ЕД-7-4/51 "О структуре Управления ФНС Росси по Липецкой области", отклоняется, поскольку представляет собой общие положения о реорганизации без дальнейшего распределения полномочий. Применительно к порядку взаимодействия и функционирования структурных подразделений УФНС России по Липецкой области данный приказ следует рассматривать в совокупности с иными приведенными нормативными правовыми актами, определяющими подразделения, фактически ответственные, в том числе, за проведение выездных налоговых проверок на территории Липецкой области.
То обстоятельство, что Общество до момента реорганизации состояло на учете в другом налоговом органе - МИФНС России N 6 по Липецкой области, которым и было включено в план проведения выездных налоговых проверок на соответствующий год, правового значения для рассмотрения дела не имеет с учетом приведенных выше правовых актов.
Таким образом, фактов нарушения прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми решением и действиями должностного лица Инспекции не установлено.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказано правомерно.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
Все доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.01.2023 по делу надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы. При этом излишне уплаченная Обществом по платежному поручению от 13.02.2023 N 140 сумма государственной пошлины в размере 1 500 руб. подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.01.2023 по делу N А36-8469/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промэлектромонтаж" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Промэлектромонтаж" (ОГРН 1024840829089, ИНН 4823010548) из федерального бюджета сумму излишне уплаченной государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Аришонкова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-8469/2022
Истец: ООО "Промэлектромонтаж"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N8 по Липецкой области
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Липецкой области