г. Москва |
|
06 марта 2024 г. |
Дело N А41-38987/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 марта 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джафаровым М.А.,
при участии в судебном заседании:
от Главного управления регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области - Крахоткин Д.Ю. по доверенности от 09.02.2024, диплом о высшем юридическом образовании;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Экодом-Регион" - Полковников С.А., директор по приказу N 1 от 26.01.2021;
от третьих лиц - извещены, представители не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области (правопреемника Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области") на решение Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2023 года по делу N А41-38987/23 по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Экодом-Регион" (ИНН 5003143060)
к Главному управлению регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области (правопреемнику Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"), третьи лица: 1. Общество с ограниченной ответственностью "Пик-Комфорт" (ИНН 7701208190), 2. Администрация Ленинского городского округа Московской области (ИНН 5003138447), 3. Прокуратура Московской области,
о признании незаконным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Экодом-Регион" (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, ГУ МО "ГЖИ МО") со следующими требованиями:
- признать распоряжение ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" N P001-6036531080-69930553 от 26.04.2023 незаконным и отменить.
- обязать внести в реестр лицензий Московской области сведения об осуществлении ООО "УК Экодом-Регион" (ИНН 5003143060) предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, городской округ Ленинский, город Видное, улица Завидная, дом 9.
Протокольным определением от 25.07.2023 удовлетворено ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований, заявитель просил признать решения N P001-6036531080-69930553 от 26.04.2023, N P001-6036531080-71447665 от 23.06.2023 незаконными; обязать в сроки и порядке, установленные законом внести изменения в реестр лицензий Московской области, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Ленинский, город Видное, улица Завидная, дом 9, ООО "УК Экодом-Регион" (ИНН 5003143060), в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления судебного акта в законную силу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2023 года (с учетом вынесенного 28.12.2023 определения об исправлении опечатки) по делу N А41-38987/23 заявление удовлетворено.
Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, отказать в удовлетворении требований общества.
Суд апелляционной инстанции в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2024 удовлетворено ходатайство Главного управления регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области о процессуальном правопреемстве. Заинтересованное лицо по делу N А41-38987/23 - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" заменено правопреемником - Главным управлением регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области в порядке ст. 48 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании апелляционного суда представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что обществом получена Лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно Протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 19.03.2023 N Z9-3-23 заявитель был выбран управляющей компанией многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Московская область, Ленинский городской округ, город Видное, ул. Завидная, дом 9 (далее - МКД).
23.03.2023 обществом в ГУ МО "ГЖИ МО" направлено заявление о внесении изменений в Реестр лицензий Московской области.
23.03.2023 ГУ МО "ГЖИ МО" принято решение о приостановке рассмотрения заявления на срок 30 рабочих дней.
Решением от 26.04.2023 N Р001-6036531080-69930553 во внесении изменений в Реестр лицензий Московской области обществу отказано, в связи предоставлением недостоверных сведений о проведении ОСС.
По результатам рассмотрения заявления ООО "УК Экодом-Регион" от 10.05.2023 принято решение от 23.06.2023 N P001-6036531080-71447665 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления.
Не согласившись с решениями Госжилинспекции МО, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными и восстановлении нарушенных прав.
Удовлетворяя заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Экодом-Регион", суд первой инстанции исходил из отсутствия у инспекции законных оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Московской области.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу пункта 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:
1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий);
3) реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (пункт 2 статьи 195 ЖК РФ).
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Пунктами 2, 4, 5, 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения указанных в нём условий.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении.
Из материалов дела следует, что после выбора общества в качестве управляющей компании многоквартирным жилым домом 23.03.2023 общество обратилось в ГУ МО "ГЖИ МО" с заявлением внести изменения в реестр лицензий.
Решением от 26.04.2023 N Р001-6036531080-69930553 заявителю отказано во внесении изменений в реестр в связи с несоответствием заявления требованию, установленному пп. "а", "б" п. 9 Порядка, аналогичные основания указаны в решении от 23.06.2023 г N P001-6036531080-71447665.
Подпунктом "б" пункта 5 Порядка установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения, в частности, достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
В соответствии с п.п. "б" п. 9 Порядка основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов является несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка
Из текста отказа следует, что установлено наличие недостоверных сведений в заявлении и документах, а именно ОСС с повесткой о выборе заявителя в качестве управляющей организации по данному МКД собственниками не принималось, договор управления с ООО "УК Экодом-Регион" не подписывался.
В соответствии с ч. 3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников (далее - ОСС) помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном МКД или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников всех помещений.
Указанная в протоколе ОСС от 19.03.2023 N Z9-3-23 общая площадь жилых помещений МКД составляет 23215,4 кв.м., (количество голосов, участвующих в голосовании - 18541,78). Однако в ГУ МО "ГЖИ МО" области поступила информация из Администрации г.о. Ленинский Московской области о проведенной встрече с жителями данного МКД.
Согласно представленной информации собственники, обладающие 2168,2 голосов, чьи голоса были учтены при подсчете кворума ОСС, не принимали участие в данном ОСС. Данная информация отражена в актах, подписанных собственниками МКД.
При исключении из количества голосов, принадлежащих принявшим участие в ОСС собственникам, 2168,2 голосов, принадлежащих собственникам, подписавшим акты, количество голосов собственников, принявших участие в ОСС, составит 16 373,58.
Следовательно, по мнению ГУ МО "ГЖИ МО", решение ОСС о выборе способа управления ООО "УК Экодом-Регион" принято при отсутствии необходимого кворума.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, перечень документов и перечень оснований для отказа является строго ограниченным.
На общем собрании собственников, оформленном протоколом от 19.03.2023 N Z9-3- 23, необходимым количеством голосов были приняты, в том числе, решения о прекращении договора управления с ООО "Пик-Комфорт" и выборе новой управляющей организации - ООО "УК ЭкоДом-Регион".
Результаты общего собрания были размещены в местах общего пользования, о чем составлены акты и произведена фотофиксация. Указанные акты являются неотъемлемой частью Протокола 19.03.2023 N Z9-3-23. Таким образом, информация о принятых решениях доведена до всех жителей многоквартирного дома.
Протокол общего собрания N Z9-3-23 от 19.03.2023 г., со всеми обязательными приложениями размещен в системе ГИС ЖКХ.
В соответствии со статьями 181.1, 181.5 Гражданского кодекса РФ, а также п.6 ст. 46 Жилищного кодекса РФ вопрос о признании решения собрания недействительным (оспоримое решение) или ничтожным относится к исключительной компетенции суда.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что орган государственного жилищного надзора рассматривает заявление управляющей организации на внесение изменений в реестр лицензий и проверяет представленные документы на соответствие требованиям п. 5 приказа Минстроя РФ от 25.12.2015 N 938/пр, в том числе пп. "б" - достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и в случае наличия сомнений в достоверности сведений, указанных в документах в силу ст. 46 ЖК РФ имеет право провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
Однако в материалах дела отсутствует заключение, предусмотренное пунктом 6 Порядка, в отношении Протокола N 1 от 19 июня 2023, а также сведения о проведении инспекцией внеплановой проверки в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания, предусмотренной подпунктом 1.1 статьи 46 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 6 ст.20 ЖК РФ организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Ни нормами ЖК РФ, ни нормами Федерального Закона 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, не предусмотрено право Госжилинспекции передавать свои функции по проведению проверки другим лицам, в том числе органам местного самоуправления, и делать выводы о достоверности сведений, указанных в материалах общего собрания, основываясь на письме Администрации.
Нормами действующего жилищного и лицензионного законодательства не содержат положений, регламентирующих порядок и критерии оценки органами местного самоуправления факта проведения общего собрания собственников и его результатов, тем более в доме, где отсутствует муниципальная собственность.
Доказательств того, что информация Администрации является достоверной, а выводы основаны на нормах права, либо указанная информация обладает признаками ненормативного правового акта, который может быть положен в основу решения об отказе во внесении изменений в Реестр лицензий, инспекцией не представлено, судом не установлено.
В силу подпункта "е" пункта 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
В соответствии ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия.
В распоряжение Госжилинспекции МО заявителем представлен комплект материалов общего собрания, где помимо протокола общего собрания собственников имеются все обязательные к нему приложения.
В порядке, установленном требованиями приведенного выше законодательства, Инспекцией признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, не установлено.
Доказательств обратного не представлено.
Доказательств того, что представленный Обществом протокол ОСС от 19.03.2023 N Z9-3-23 по выбору новой управляющей организации оспорен и признан на дату принятия оспариваемого решения Инспекции в установленном законом порядке недействительным, заинтересованным лицом не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приведённым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2023 года по делу N А41-38987/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-38987/2023
Истец: ЗАО ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПИК-КОМФОРТ, ООО "УК Экодом-регион"
Ответчик: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"