г. Тула |
|
7 апреля 2023 г. |
Дело N А09-9995/2022 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бычковой Т.В., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищник" на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.12.2022 (мотивированное решение от 12.01.2023) по делу N А09-9995/2022 (судья Халепо В.В.), принятое в порядке упрощенного производства по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Брянской области "Брянсккоммунэнерго" (г. Брянск, ИНН 3250054100, ОГРН 1043244003582) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищник" (г. Брянск, ИНН 3257057734, ОГРН 1173256011906) о взыскании 25 343 руб. 60 коп.,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Брянской области "Брянсккоммунэнерго" (далее - ГУП "Брянсккоммунэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищник" (далее - ООО УК "Жилищник", ответчик) о взыскании 25 343 руб. 60 коп., в том числе 24 975 руб. 22 коп. задолженности по договору от 01.06.2019 N 02С-02027245 за горячее водоснабжение на содержание общего имущества дома за период апрель 2022 года - июль 2022 года и 368 руб. 38 коп. пени за просрочку оплаты коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ПК РФ) дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.01.2023 (дата составления мотивированного решения в связи с апелляционной жалобой ответчика) исковые требования удовлетворены.
ООО УК "Жилищник" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Брянской области от 12.01.2023 по делу N А09-9995/2022, в которой просило отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы полагает, что истцом не представлены доказательства потребления ответчиком в спорный период коммунальных ресурсов в заявленной стоимости, а также представленные копии счет-фактур, прилагаемые истцом к исковому заявлению не подписаны ответчиком, истцом не приложен расчет взыскиваемой суммы за спорный период.
Заявитель жалобы полагает, что требования истца о взыскании пени не подлежали удовлетворению поскольку постановлением Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" введен мораторий относительно взыскания неустойки с 01.04.2022 по 01.11.2022.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 апелляционная жалоба ООО УК "Жилищник" на пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве"; далее - Постановление N 10).
Истцу было предложено в срок до 24.03.2023 представить письменный отзыв на апелляционную жалобу.
От истца в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому возражает по доводам апелляционной жалобы и просит отказать в ее удовлетворении.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.06.2019 между ГУП "Брянсккоммунэнерго" (поставщик) и ООО УК "Жилищник" (исполнитель) заключен договор горячего водоснабжения N 02С-02027245 (с учетом дополнительных соглашений), который определяет условия приобретения исполнителем коммунального ресурса у поставщика в целях предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг горячего водоснабжения (пункт 1.1 договора).
Согласно пунктам 2.1 - 2.3 договора поставщик обязуется на условиях, предусмотренных договором осуществлять поставку коммунального ресурса, а исполнитель обязуется на условиях, предусмотренных договором, оплачивать принятый потребителем объем коммунального ресурса, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется потребление коммунального ресурса.
Адреса многоквартирных домов указаны в приложениях N 1 и 4.
Сведения о коллективных (общедомовых) приборах учета, установленных в многоквартирном доме приводятся в приложении N 3.
Во исполнение условий заключенного договора ГУП "Брянсккоммунэнерго" в период с апреля 2022 года по июль 2022 года поставило в жилые дома, находящиеся в управлении ООО УК "Жилищник" коммунальный ресурс (горячую воду), ответчик потребленные населением в спорный период коммунальные услуги по горячему водоснабжению в полном объеме не оплатил.
Претензия истца с требованием оплатить задолженность была оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ГУП "Брянсккоммунэнерго" в арбитражный суд с вышеуказанным иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Факт поставки истцом ответчику в заявленный по иску период коммунального ресурса в соответствии с условиями договора подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязательства по поставке коммунального ресурса в спорный период времени (апрель - июль 2022 года) выполнялись истцом надлежащим образом.
Доводы заявителя относительно потребления в спорный период электроэнергии в меньшем объеме отклоняются апелляционным судом в силу следующего.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, предусмотрен в пункте 21(1) Правил заключения договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21(1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пунктах 4 и 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение (содержание и ремонт) и коммунальные услуги.
Из пунктов 2 и 9 статьи 161, пункта 2 статьи 162 ЖК РФ следует, что на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом возлагаются обязанности по оказанию услуги и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Согласно разъяснений Министерства регионального развития РФ, изложенным в письме от 20.03.2007 N 4989-СК/07, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей компанией, так как признаком статуса исполнителя является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляется коммунальная услуга.
Пунктом 19 Правил N 307 аналогичным образом предусматривается учет норматива потребления тепловой энергии на отопление и норматива потребления горячей воды при установлении порядка определения размера платы за отопление и горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), что определено пунктом 4 статьи 154 ЖК РФ.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354).
Исполнителем коммунальных услуг может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Иными словами, исполнителями могут быть управляющая организация, ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Обязанностью исполнителя в соответствии с пунктом 31 Правил N 354 является заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, в связи с чем исполнитель, руководствуясь пунктом 32 Правил N 354, вправе требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 34 Правил N 354).
Таким образом, на ответчике, как на исполнителе коммунальных услуг, приобретающем у истца коммунальный ресурс для нужд обслуживаемых им жилых домов, лежит обязанность по оплате истцу фактически оказанных услуг.
Как отмечено выше, истец надлежащим образом исполнил обязательства по передаче ответчику горячей воды в период с апреля по июль 2022 года.
В то же время ответчик, приняв горячую воду, не произвел ее оплату своевременно и в полном объеме, в результате чего за ним образовалась задолженность в сумме 24 975 руб. 22 коп.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в спорный период в адрес истца ГУП "Брянсккоммунэнерго" решение общего собрания собственников МКД о заключении прямых договоров на поставку горячего водоснабжения не поступало, следовательно, основания для исключения МКД из договоров на поставку коммунальных ресурсов, заключенных между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией отсутствуют.
Соответственно, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, выставляется ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения.
Разделом 5 договора установлен порядок определения объема коммунального ресурса.
Истцом в материалы дела представлен расчет исковых требований на сумму 24 975,22 руб. за период с апреля 2022 по июль 2022 г. с приложением к нему развернутого расчета заявленных требований, из которого усматривается, что объем потребленного коммунального ресурса определен на основании норматива и повышающего коэффициента, в соответствии с п.5.4, договора и нормами действующего законодательства.
Разногласий по объему и стоимости горячей воды потребленной в спорный период года ответчик не заявлял. Факт наличия задолженности в указанном размере подтверждается материалами дела.
Поскольку доказательств, подтверждающих погашение задолженности в сумме 24 975 руб. 22 коп. полностью или в какой-либо части ответчиком суду не представлено, суд области обоснованно удовлетворил исковые требования в указанной части.
Одновременно с требованием о взыскании основного долга, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пени в размере 368 руб. 38 коп.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с частью 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Поскольку материалами дела подтверждается нарушение ответчиком сроков оплаты коммунального ресурса, требование о взыскании с ответчика пени является правомерным.
Истцом представлен расчет пени на сумму 368 руб. 38 коп.
Расчет истца соответствует обстоятельствам спора, действующему законодательству, ответчиком путем представления контррасчета не оспорен.
Заявленный ответчиком довод в части запрета взыскания неустойки в соответствии с действием постановления Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку неустойка рассчитана истцом на задолженность, которая образовалась в период действия моратория, то есть текущие платежи, в связи с чем при указанных обстоятельствах вышеназванное постановление не применяется.
В рассматриваемом случае заявленная к взысканию сумма долга сформирована за апрель-июль 2022 года, то есть в период действия указанного моратория и по своему правовому смыслу является текущим платежом, а, следовательно, кредитор при таких обстоятельствах не ограничен в возможности требовать уплаты должником неустойки за нарушение срока исполнения данного денежного обязательства, ввиду чего требование о взыскании пени правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в части взыскания неустойки в сумме 368 руб. 38 коп.
Довод апеллянта о том, что счет-фактура, прилагаемый истцом к иску, не подписан, является несостоятельным, так как данные документы оформлены истцом надлежащим образом и не подписаны только со стороны ответчика, избравшего в спорном правоотношении правовую позицию, направленную на уклонение от исполнения обязательства по оплате энергоресурса.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1, 275, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 12.01.2023 года по делу N А09-9995/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Т.В. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9995/2022
Истец: ГУП "Брянсккоммунэнерго", ГУП "Брянсккоммунэнерго"
Ответчик: ООО "УК "Жилищник"