г. Санкт-Петербург |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А56-98181/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Згурская М.Л.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1171/2023) АО "Усть-Луга Ойл" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2022 по делу N А56-98181/2022 (судья Суворов М. Б.), принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к АО "Усть-Луга Ойл"
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295; далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Усть-Луга Ойл" (ИНН 4707013516, ОГРН 1024701420622; далее - АО "Усть-Луга Ойл", ответчик) о взыскании 14 682 руб. платы за представление железнодорожных путей общего пользования и 413 руб. 51 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 01.10.2022 до момента фактического исполнения обязательства.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда в виде резолютивной части от 23.11.2022 иск удовлетворен.
09.12.2022 изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе АО "Усть-Луга Ойл" просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, акт общей формы от 14.01.2022 N 17/176, составленный по прибытию на станцию назначения, подтверждает лишь факт оформления задержки вагонов ответчика в пути следования на промежуточной станции Войтоловка Окт.ж.д., документы, подтверждающие причины задержки, в материалы дела не представлены; истцом не доказан факт одновременной занятости всех станционных путей и путей необщего пользования.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Усть-Луга Ойл" (владелец) заключен договор от 25.12.2015 N 57/15/М на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Лужская Октябрьской железной дороги (далее - договор).
Условиями договора предусмотрено, что эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования осуществляется его локомотивом (пункт 1 договора); подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца производится по уведомлению (пункт 5 договора); сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из железнодорожных выставочных путей - главные N N I, II, приемоотправочные N 3, N4, N5, N6, N7, N8, N9, N10, N11, N12, N13, N15, N17 транзитно-выставочного парка "Нефтяной" станции Лужская. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
В соответствии с правилами промышленной и пожарной безопасности фронт выгрузки считается занятым вне зависимости от количества поданных под выгрузку вагонов на этот фронт (пункт 7 договора); с железнодорожного пути необщего пользования владельца вагоны возвращаются перевозчику в количестве одновременно поданной группы вагонов на выставочные пути, указанные в пункте 7 настоящего договора (пункт 9 договора); возвращенные с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на один из железнодорожных выставочных путей, указанных в пункте 7 настоящего договора (пункт 10 договора); вагоны выводятся владельцем на железнодорожные выставочные пути только при наличии у перевозчика надлежащим образом оформленных документов на всю группу выводимых вагонов (пункт 11 договора в редакции дополнительного соглашения от 06.11.2018); на железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются технологические сроки оборота на группу поданных вагонов в зимний период года (с 16 октября по 14 апреля) для темного налива - 10,5 часа, для темного налива (маршруты Кириши) - 8,5 часа, для светлого налива - 4,5 часа, для темного налива и ТНТЭ на группу из 47 вагонов - 9,9 часа (пункт 13 договора в редакции дополнительного соглашения от 26.08.2016 N 1).
Согласно пункту 16.1 договора владелец обязан уплачивать перевозчику плату, предусмотренную статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ (далее - УЖТ РФ).
В соответствии с пунктом 16.3 договора (в редакции дополнительного соглашения от 28.03.2016), за нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в течение всего времени:
- ожидания выгрузки грузов, подачи, приема вагонов;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе, на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних вагонов железнодорожным транспортом.
В декабре 2021 года на станцию Лужская Октябрьской железной дороги в адрес грузополучателя АО "Усть-Луга Ойл" следовали вагоны.
На промежуточной станции Войтоловка Октябрьской железной дороги 19.12.2021 в 06 час. 41 мин. данные вагоны были задержаны в связи с неприемом станцией Лужская Октябрьской железной дороги по причинам, зависящим от грузополучателя.
14.01.2022 в 03 час. 17 мин. задержанные вагоны отправлены на станцию назначения.
Данные обстоятельства подтверждаются актом общей формы от 14.01.2022 N 17/176, составленным по прибытию на станцию назначения.
О задержке вагонов в пути следования и отправлении на станцию назначения ответчику были направлены извещения от 19.12.2021 и 14.01.2022.
Факт нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов подтверждается памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.
На основании статьи 39 УЖТ РФ истцом начислена плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в сумме 14 682 руб.
Расчет штрафа произведен по ставкам таблицы N 2 Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения" (Приказ ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1) с повышающим коэффициентами 2021 года - 1,310 (Приказ ФАС от 09.12.2016 N 1226/15) и 1,02 (Приказ ФАС от 26.12.2017 N 1780/17) и с повышающими коэффициентами 2022 года - 1,386 (Приказ ФАС от 26.11.2019 N 1557/19) и 1,03 (Приказ ФАС от 13.07.2018 N 997/18).
Начало задержки 19.12.2021 в 06:41, окончание задержки 14.01.2022 в 03:17.
Простой вагонов составил 621 час.
1) за период с 19.12.2021, 06 час. 41 мин. по 31.12.2021, 23 час. 59 мин. простой вагонов составил 306 часов.
Плата за один вагон составила: 4 192,38 * 1,310 * 1,02 = 5 602 руб.
2) за период с 01.01.2022, 00 час. 00 мин. по 14.01.2022, 03 час. 17 мин. простой вагонов составил 315 часов.
Плата за один вагон составила:
(8 838,63 (за 621 час.) * 1,386 * 1,03) - (4 192,38 (за 306 час.) * 1,386 * 1,03) = 6 633 руб.
3) Итого за весь период:
Плата за 1 вагон составила: 5 602,00 + 6 633,00 = 12 235 руб. (без НДС) НДС 20%: 2 447 руб., итого с НДС: 14 682 руб.
Направленная ответчику претензия от 12.04.2022 N ИСХ-22/168 в добровольном порядке не оплачена, что явилось основанием для обращения ОАО "РЖД" в суд с настоящим иском.
За нарушение обязательств по оплате истцом в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 413 руб. 51 коп. Также истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 01.10.2022 до момента фактического исполнения обязательства.
Суд, признав заявленные ОАО "РЖД" требования обоснованными по праву и по размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно статье 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Согласно пункту 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей (технологический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
Согласно представленным в материалы дела актам общей формы, а также памяткам приемосдатчика вагоны простаивали на путях общего пользования в связи с нарушением ответчиком технологического срока оборота вагонов, установленного договором.
Акты общей формы и памятки приемосдатчика к ним подписаны ответчиком в отсутствие возражений в отношении факта нахождения таких вагонов на путях общего пользования, причин и времени такого простоя.
Довод ответчика о том, что отсутствие нарушения технологического срока оборота вагонов подтверждается уведомлениями о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке, является голословным, а также противоречащим условиям договора.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта задержки вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ОАО "Усть-Луга Ойл", в связи с чем, взыскал с него взыскании 14 682 руб. платы за представление железнодорожных путей общего пользования, а также 413 руб. 51 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и проценты за пользование чужими денежными средствами, начиная с 01.10.2022 до момента фактического исполнения обязательства, расчет которым проверен судом и признан правильным.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2022 по делу N А56-98181/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-98181/2022
Истец: ДМИТРИЕВ АНДРЕЙ Ф/У, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "УСТЬ-ЛУГА ОЙЛ"