г. Москва |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А40-113796/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тетюка В.И.,
судей Кузнецовой Е.Е., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Егоровой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2023 по делу N А40-113796/22
по иску Министерства обороны Российской Федерации
к АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ "СИСТЕМЫ ПРЕЦИЗИОННОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ"
о взыскании неустойки в размере 4 799 241 руб. 67 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Пашаев Р.М. по доверенности от 12.10.2022
от ответчика: Приймак В.И. по доверенности от 21.12.2020
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Акционерному обществу "Научно-производственная корпорация "Системы прецизионного приборостроения" о взыскании неустойки по государственному контракту от 27.12.2012 в размере 4 799 241 руб. 67 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.01.2023 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Министерство обороны Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает его незаконным и необоснованным, принятым при неправильном применении норм материального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В своей жалобе заявитель указывает, что вина истца в нарушении сроков выполнения работ ответчиком отсутствует.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Ответчик с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (далее - истец, заказчик) и АО "НПК "СПП" (далее - ответчик, исполнитель) заключен государственный контракт от 27.12.2012 г.
В соответствии с пунктами 1.1 и 2.2 контракта исполнитель обязуется в срок до 31 мая 2020 выполнить работы по этапу N 9.2 ОКР, стоимостью 145 000 000 руб. 00 коп., в объеме, соответствующую качеству, результату и иным требованиям, установленным контрактом и своевременно сдать заказчику ее результат.
Датой исполнения обязательств по отдельным этапам ОКР является дата подписания заказчиком (представителем заказчика) акта сдачи-приемки выполненного этапа ОКР (пункт 4.3 контракта).
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что этап N 9.2 ОКР выполнен исполнителем 16.12.2020, с нарушением срока на 198 дней, за период со 02.06.2020 по 16.12.2020, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ по этапу N 9.2 ОКР, подписанным заказчиком 16.12.2020.
В соответствии с пунктом 8.3 контракта в случае нарушения сроков выполнения этапов ОКР, предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки исполнения данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по настоящему контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены этапа ОКР.
Размер неустойки за период с 02.06.2020 по 16.12.2020 составляет 4 067 250 руб. 00 коп.
В соответствии с пунктами 1.1 и 2.23 контракта исполнитель обязуется в срок - 30.06.2020 выполнить работы по этапу N 10 ОКР, стоимостью 28 000 000 руб. 00 коп., в объеме, соответствующую качеству, результату и иным требованиям, установленным контрактом и своевременно сдать заказчику ее результат.
Этап N 10 ОКР выполнен исполнителем 16.12.2020, то есть с нарушением срока на 169 дней, за период с 01.07.2020 по 16.12.2020, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ по этапу N 10 ОКР, подписанным заказчиком 16.12.2020.
Размер неустойки за период с 01.07.2020 по 16.12.2020 составляет 670 366 руб. 67 коп.
В соответствии с пунктами 1.1 и 2.24 контракта исполнитель обязуется в срок - 25.11.2020 выполнить работы по этапу N 11 ОКР, стоимостью 15 000 000 руб. 00 коп., в объеме, соответствующую качеству, результату и иным требованиям, установленным контрактом и своевременно сдать заказчику ее результат.
Этап N 11 ОКР выполнен исполнителем 24.12.2020, то есть с нарушением срока на 29 дней, за период с 26.11.2020 по 24.12.2020, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ по этапу N 11 ОКР, подписанным заказчиком 24.12.2020.
Размер неустойки за период с 26.11.2020 по 24.12.2020 составляет 61 625 руб. 00 коп.
Общий размер неустойки составляет 4 799 241 руб. 67 коп.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора и в соответствии истцом в адрес ответчика были направлены претензии N 207/8/651, N 207/8/649, N 207/8/650 от 22.02.2022, которые оставлены ответчиком без удовлетворения.
На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика неустойку по государственному контракту в размере 4 799 241 руб. 67 коп.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик в том числе указал, что сроки выполнения работ были нарушены по причинам, независящим от исполнителя.
Ответчик указал, что просрочка исполнения обязательств по госконтракту произошла по обстоятельствам, не зависящим от ответчика, и его вины в ней нет.
Госконтракт выполняется в 11 этапов, содержание, цена и сроки выполнения работ предусмотрены п. 2.2 госконтракта с учетом дополнительных соглашений.
В соответствии с п. 2.1. госконтракта, контракт выполняется в соответствии с тактико-техническим заданием на ОКР N 2/62-2012-ДОГОЗ от 12.10.2012.
В рамках ОКР "Бандероль" проводилась разработка следующих независимых изделий (п. 2.3. ТТЗ на ОКР): системы информационно-временного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (СИНВО ВС РФ); наземного сегмента модернизированной космической системы поиска и спасания специальных потребителей (КСПС-МО).
Изделия СИНВО ВС РФ и КСПС-МО не являются составными частями друг друга и не связаны между собой.
В соответствии с условиями госконтракта изделия СИНВО ВС РФ и КСПС-МО разрабатывались в отдельных этапах работ с самостоятельным целевым финансированием (СИНВО ВС РФ - этапы 1, 2, 5, 9; КСПС-МО - этапы 3, 4, 6, 7, 8), однако предварительные и государственные испытания изделий СИНВО ВС РФ и КСПС-МО совмещены и проводятся одновременно на соответствующих этапах работ (этапы 10, 11).
Таким образом в редакции госконтракта на момент его заключения п. 2.2 госконтракта было предусмотрено выполнение следующих работ: этап 9 - разработка РКД СИНВО ВС РФ второго этапа. Изготовление СИНВО ВС РФ второго этапа; сроки выполнения работ с 01.12.2016 по 31.05.2020; этап 10 - подготовка и проведение предварительных испытаний СИНВО ВС РФ второго этапа и КСПС МО. Корректировка РКД по результатам предварительных испытаний, присвоение РКД литеры "О"; сроки выполнения работ с 01.11.2019 по 30.06.2020; этап 11 - проведение государственных испытаний СИНВО ВС РФ и КСПС-МО. Корректировка РКД по результатам государственных испытаний. Доработка изделия. Присвоение РКД литеры "О1"; сроки выполнения работ с 01.07.2020 по 25.11.2020.
В соответствии с п. 2.1. ТТЗ N 2/62-2012-ДОГОЗ на ОКР при выполнении ОКР должны быть использованы научно-технические результаты, достигнутые при создании ППЦСИО МО и результаты, полученные в ОКР "КСПС-МО".
КСПС-МО ранее была разработана и изготовлена АО "МКБ "Компас" по другому контракту, заключенному на прямую между АО "МКБ "Компас" с Минобороны России, соответственно, вся конструкторская документация на изделие находится у его разработчика - АО "МКБ "Компас".
АО "МКБ "Компас" было утверждено в качестве исполнителя работ по модернизации изделия КСПС-МО (дополнение N 1 к решению от 30.05.2014 по составу соисполнителей, привлекаемых для выполнения работ ОКР), и выполняло в полном объеме работы по этапам 4, 6, 8 госконтракта в соответствии с ТЗ на СЧ ОКР N 205/13-5 от 14.09.2015.
В связи с подписанием в 2018 году приказа Министра обороны Российской Федерации N 080, для завершения ОКР требовалась корректировка требований ТТЗ на ОКР в части КСПС-МО, доработки ее конструкторской документации и опытного образца с проведением соответствующих испытаний.
Предварительные и государственные испытания изделия КСПС-МО проводятся в составе наземного сегмента и бортового радиотехнического комплекса поиска и спасания (БРКПС-МО) КА "Глонасс" (п. 3.1.2 ТТЗ на ОКР), создание которых выполняется АО "ИСС" им. Академика М.Ф. Решетнева в рамках ОКР "ГЛОНАСС-КК-В".
В соответствии с п. 3.1.5 ТТЗ на ОКР испытания КСПС-МО должны проводиться одновременно с летными испытаниями КК ГЛОНАСС с КА "Глонасс-К2". Следовательно, испытания КСПС-МО требуют наличия как минимум двух КА "Глонасс", находящихся на орбите и оснащенных БРКПС-МО и аппаратурой межспутниковых измерений (БАМИ) для подтверждения возможности обеспечения ретрансляции аварийных сообщений и квитанций по межспутниковым линиям связи.
В 2019 году ответчик обратился к госзаказчику Минобороны России с просьбой разделить этапы предварительных и государственных испытаний изделий СИНВО ВС РФ и КСПС-МО (этапы 10 и 11) на отдельные подэтапы работ с выделением соответствующих испытаний раздельно СИНВО ВС РФ и КСПС-МО (письмо АО "НПК "СПП" N 04/401/654 от 06.09.2019).
Письмом N 235/2/1/15205 от 29.10.2019 госзаказчик Минобороны России направил ответчику дополнительное соглашение N 6 от 28.10.2019 к госконтракту, в соответствии с которым этапы 10 и 11 госконтракта были разделены на отдельные подэтапы: подэтап 10.1 - подготовка и проведение предварительных испытаний СИНВО ВС РФ второго этапа. Корректировка РКД по результатам предварительных испытаний, присвоение РКД литеры "О"; подэтап 10.2 - подготовка и проведение предварительных испытаний КСПС-МО. Корректировка РКД по результатам предварительных испытаний, присвоение РКД литеры "О"; подэтап 11.1 - проведение государственных испытаний СИНВО ВС РФ. Корректировка РКД по результатам государственных испытаний. Доработка изделия. Присвоение РКД литеры "О1"; подэтап 11.2 - проведение государственных испытаний КСПС-МО. Корректировка РКД по результатам государственных испытаний. Доработка изделия. Присвоение РКД литеры "О1".
С целью проведения испытаний КСПС-МО ответчик письмом N 04/1/64 от 10.02.2020 обратился к госзаказчику с просьбой уточнить возможные сроки использования двух КА "Глонасс-К2".
Согласно сообщению космических войск (N 605/5/2/700 от 17.02.2020) было установлено, что изготовление АО "ИСС" им. Академика М.Ф. Решетнева КА "Глонасс-К2" N 13Л возможно не ранее декабря 2020 года, N 14Л - марта 2021 года.
Таким образом, к моменту проведения предварительных и государственных испытаний изделия КСПС-МО наличие на орбите двух КА "Глонасс" обеспечено не было, в связи с чем проведение испытаний стало невозможным в установленные госконтрактом сроки.
Решением заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20.04.2020 работы по созданию КСПС-МО из государственного контракта на выполнение ОКР были исключены, в частности этапы 10.2 и 11.2 госконтракта (письмо N 235/2/1/6532 от 28.04.2020).
На момент завершения работ по госконтракту предусмотрено выполнение следующих работ в части СИНВО ВС РФ (п. 2.2 госконтракта в редакции дополнительных соглашений N 5 от 28.06.2019 и N9 от 18.05.2020): этап 9.2 - изготовление СИНВО ВС РФ второго этапа в части модернизации ТО СНВД, ЦСИНВО, АСП, АПК ИВА; сроки выполнения работ с 01.12.2017 по 31.05.2020; этап 10 - подготовка и проведение предварительных испытаний СИНВО ВС РФ второго этапа. Корректировка РКД по результатам предварительных испытаний, присвоение РКД литеры "О"; сроки выполнения работ с 01.11.2019 по 30.06.2020; этап 11 - проведение государственных испытаний СИНВО ВС РФ. Корректировка РКД по результатам государственных испытаний. Доработка изделия. Присвоение РКД литеры "О1"; сроки выполнения работ с 01.07.2020 по 25.11.2020.
В рамках этапа 9.2 госконтракта ответчик выполнил все зависящие от него работы, за исключением работ в части укомплектования СИНВО ВС РФ АПК ППДН, разработчиком и изготовителем которого является АО "Интерсеть". Ответчик обращался к истцу с целью исключить работы АО "Интерсеть" из госконтракт и не допустить срыв сроков по госконтракту, однако истец отказал в содействии.
В соответствии с п. 3.1.1 ТТЗ на ОКР в состав СИНВО ВС РФ входят: центр СИНВО ВС РФ (ЦСИНВО); аппаратура специального пользователя (АСП); аппаратно-программный комплекс информационного взаимодействия абонента СИНВО (АПК ИВА); терминал оперативного обеспечения видов и родов войск специализированными навигационно-временными данными (ТО СНВД); региональный центр СИНВО (РЦ СИНВО).
В соответствии с п. 3.1.4 ТТЗ на ОКР СИНВО ВС РФ должна быть создана в два этапа. На первом этапе должны быть созданы: центр СИНВО ВС РФ, АПК ИВА, АСП. На втором этапе должны быть созданы: ТО СНВД, РЦ СИНВО.
В соответствии с п. 3.1.6 ТТЗ на ОКР разработка СИНВО ВС РФ должна проводиться с учетом обеспечения возможности изготовления и поставки следующих отдельных СЧ изделия: РЦ СИНВО; ТО СНВД; АСП; АПК ИВА.
Дополнительным соглашением N 6 от 28.10.2019 к госконтракту внесены изменения в п. 2.2 госконтракта, в соответствии с которыми в рамках этапа 9.2 изготавливается СИНВО ВС РФ второго этапа в части модернизации ТО СНВД, ЦСИНВО, АСП, АПК ИВА.
Дополнением N 1 к решению по составу соисполнителей, привлекаемых ответчиком для выполнения работ по госконтракту, утвержденным 30.05.2014 начальником управления Департамента Минобороны России по обеспечению государственного оборонного заказа С.Г. Буевым, в состав соисполнителей по госконтракту включено АО "ИНТЕРСЕТЬ" в части разработки аппаратно-программных средств информационного взаимодействия составных частей СИНВО ВС РФ.
В рамках этапа 9.2 госконтракта ответчик выполнил работы по изготовлению СИНВО ВС РФ второго этапа в части модернизации ТО СНВД, ЦСИНВО, АСП, АПК ИВА, кроме комплектования АСП в мобильном исполнении средствами связи - изделием аппаратно-программный комплекс передачи данных носимый (АПК ППДН), разработчиком и изготовителем которого является АО "ИНТЕРСЕТЬ".
В отсутствие изготавливаемого АО "ИНТЕРСЕТЬ" оборудования (АПК ППДН) невозможно своевременно выполнить работы по этапам 9.2, 10 и 11 госконтракта, а именно завершить изготовление СИНВО ВС РФ, а после провести предварительные и государственные испытания СИНВО ВС РФ, так как в соответствии с ТТЗ на ОКР АПК ППДН входит в состав СИНВО ВС РФ.
Вместе с тем, АПК ППДН является вспомогательной системой обеспечения информационного обмена информацией по космическим каналам связи для дополнения к наземным каналам связи и не влияет на решение целевых задач СИНВО ВС РФ.
Во исполнение госконтракта в апреле 2019 ответчик направил АО "ИНТЕРСЕТЬ" проект договора на изготовление и поставку АПК ППДН и просил предоставить расчетно-калькуляционные материалы, необходимые для формирования ориентировочной цены по договору и оформленные в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 и приказу ФАС от 31.01.2018 N 116/18, а после неоднократно просил представить надлежащим образом оформленные документы (исх. N 04/Э6/237 от 01.04.2019, N 04/Э6/497 от 12.07.2019, N 04/Э6/750 от 21.10.2019, N 04/Э6/774 от 30.10.2019, N 04/Э6/826 от 13.11.2019, N 04/Э6/911 от 05.12.2019).
В связи с неподписанием договора на поставку АПК ППДН и непредставлением надлежащим образом оформленных РКМ со стороны АО "Интерсеть", а также в целях недопущения срывов работ по ОКР, руководствуясь 718 ГК РФ, ответчик письмом N 04/401/358 от 27.05.2019 просил истца рассмотреть возможность организации альтернативных каналов связи (с соответствующей корректировкой ТТЗ на ОКР) в части информационного взаимодействия с исключением из состава изделия носимого аппаратно-программного комплекса спутниковой связи (АПК ППДН).
Истец письмом N 235/2/1/8203 от 03.06.2019 отказал ответчику в исключении АПК ППДН из состава изделия СИНВО ВС РФ.
АО "ИНТЕРСЕТЬ" представило надлежащим образом оформленные документы лишь в феврале 2020, когда получило заключение 402 военного представительства на ориентировочную цену, тем самым задержав начало исполнения договора.
Ответчик заключил с АО "ИНТЕРСЕТЬ" договор N 1220187114622010128001700/04-2019/123 от 01.11.2019 на изготовление и поставку аппаратно-программного комплекса приема и передачи данных носимый (АПК ППДН ЕГСА.464514.007).
Согласно ведомости поставки оборудования дата поставки - 12.05.2020. АО "ИНТЕРСЕТЬ" разработало догоночный график выполнения работ на изготовление и поставку АПК ППДН по договору, согласованный с начальниками 299 ВП МО РФ и 402 ВП МО РФ, в соответствии с которым срок поставки оборудования - октябрь 2020.
Ответчик неоднократно обращалось в адрес АО "ИНТЕРСЕТЬ" с требованием незамедлительно осуществить поставку оборудования (письма N 04/1-381 от 09.06.2020, N 04/1-743 от 07.10.2020, N 13-117/2020 от 17.08.2020, N 13-170/2020 от 19.10.2020).
АПК ППДН поставлен АО "ИНТЕРСЕТЬ" 14.12.2020 с просрочкой (товарная накладная N 1 по форме ТОРГ-12, акт N 1 от 14.12.2020 приема-передачи оборудования), после чего было завершено изготовление опытного образца и госзаказчиком принят этап 9.2 (акт N 9.2-1 от 16.12.2020).
Ответчик указывает, что проявил достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, и принял все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В рамках этапа 10 госконтракта ответчик не мог приступить к выполнению работ, в частности к проведению предварительных испытаний СИНВО ВС РФ, в связи с невыполнимыми условиями госконтакта, которые требовали их корректировки, и в связи с отсутствием АПК ППДН, без которого невозможно завершить проведение испытаний.
До 20.04.2020 в этап 10 госконтракта были включены работы по проведению предварительных испытаний КСПС-МО.
В соответствии с условиями ТТЗ на ОКР (п. 3.1.2, 3.1.5) предварительные испытания КСПС-МО должны проводиться на двух КА "Глонасс", находящихся на орбите. К моменту проведения предварительных испытаний КСПС-МО наличие на орбите двух КА "Глонасс" обеспечено не было, в связи с чем проведение испытаний стало невозможным в установленные госконтрактом сроки.
Ответчик приостановил выполнение госконтракта с 25.02.2020 по обстоятельствам, не зависящим от ответчика, о чем уведомил истца письмом N 04/1-111 от 25.02.2020, а также просил указаний истца о порядке исполнения ОКР.
Письмом N 235/2/1/6532 от 28.04.2020 ответчик дал указания относительно дальнейшего выполнения ОКР, а также сообщил об исключении работ по созданию КСПС-МО из госконтракта на выполнение ОКР, в частности этапы 10.2 и 11.2 госконтракта, в соответствии с решением заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20.04.2020.
С 21.04.2020 ответчик продолжил выполнение работ.
В соответствии с ГОСТ РВ 15.211-2002 для проведения предварительных и государственных испытаний необходима программа испытаний - организационно-методический документ, обязательный к выполнению, устанавливающий объект и цели испытаний, виды последовательность и объем проводимых экспериментов, порядок, условия, место и сроки проведения испытаний, обеспечение и отчетность по ним, а также ответственность за обеспечение и проведение испытаний. Утвержденные программы и методики испытаний в установленном количестве экземпляров представляют на место проведения испытаний не менее чем за месяц до начала проведения испытаний.
Письмом N 04/1/57 от 05.02.2020 ответчик направил на согласование в НИЦ (г. Королев) ФГБУ "ЦНИИ ВКС" Минобороны России программы и методики предварительных испытаний СИНВО ВС РФ.
Письмами N 04/1/90 от 14.02.2020 и N 04/1-316 от 15.05.2020 ответчик просил истца дать указания согласовать программы и методики предварительных испытаний СИНВО ВС РФ для обеспечения начала проведения предварительных испытаний в мае 2020.
Программы и методики предварительных испытаний СИНВО ВС РФ были согласованы начальником НИЦ (г. Королев) ФГБУ "ЦНИИ ВКС" Минобороны России лишь в июне, о чем было направлено письмо N 652 от 01.06.2020 (получено ответчиком 02.07.2020, вх. N5554).
В отсутствие АПК ППДН, изготавливаемого АО "ИНТЕРСЕТЬ", ответчик не мог приступить к проведению предварительных испытаний СИНВО ВС РФ в соответствии с действующими условиями ТТЗ на ОКР.
В связи с непоставкой АО "ИНТЕРСЕТЬ" АПК ППДН и в целях обеспечения исполнения госконтракта, ответчик разработал решение о порядке проведения предварительных испытаний системы информационного навигационно-временного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - решение о порядке проведения предварительных испытаний СИНВО ВС РФ), которое было принято истцом и утверждено Департаментом Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа 26.06.2020.
В соответствии с решением о порядке проведения предварительных испытаний СИНВО ВС РФ испытания СИНВО ВС РФ проводились поэтапно и начинались с проведения проверок в объеме программы предварительных испытаний ИБПА.466535.063ПМ2, не требующих наличия АПК ППДН.
Ответчик направил уведомление о готовности к предварительным испытаниям начальнику 299 ВП МО РФ за исх. N 04/1-464 от 14.07.2020.
Первая часть предварительных испытаний была выполнена с положительными результатами (решение N 401/20-166 от 24.07.2020 по акту первого этапа предварительных испытаний опытного образца, акт N 401/20-164 от 23.07.2020 первого этапа предварительных испытаний). Вторую часть испытаний возможно было завершить только при поступлении АПК ППДН, разработчиком и изготовителем которого является АО "ИНТЕРСЕТЬ".
АО "ИНТЕРСЕТЬ" письмом исх. N 273/06 от 04.06.2020 уведомило, что для завершения работ необходимо выполнение дополнительных регулировочных и наладочных мероприятий (в части усилителя мощности), и прогнозируемый срок завершения проведения испытаний АПК ППДН при условии достижения необходимого результата в ходе выполнения регулировок - сентябрь 2020.
АО "ИНТЕРСЕТЬ" был разработан догоночный график выполнения работ на изготовление и поставку АПК ППДН по договору, в соответствии с которым срок поставки оборудования - октябрь 2020.
Поставка изделия АПК ППДН ЕГСА.464514.007 была осуществлена АО "ИНТЕРСЕТЬ" с просрочкой 14.12.2020 (товарная накладная N 1 от 14.12.2020).
Проведение предварительных испытаний СИНВО ВС РФ завершено 15.12.2020, ответчик сдал работы по этапу 10 госконтракта 16.12.2020, а истец принял их 16.12.2020, что подтверждается актом N 10-1 от 16.12.2020 приемки этапа 10, утвержденным начальником управления ДОГОЗ, и актом N 10 сдачи-приемки выполненных работ по этапу 10 госконтракта.
В рамках этапа 11 госконтракта ответчик не мог приступить к выполнению работ, в частности к проведению государственных испытаний СИНВО ВС РФ, в связи с длительным согласованием НИЦ (г. Королев) ФГБУ "ЦНИИ войск ВКС" Минобороны России программ и методик проведения государственных испытаний, которые устанавливают порядок и условия проведения испытаний, и отсутствием АПК ППДН, без которого невозможно завершить проведение испытаний.
В соответствии с п. 13.3 ТТЗ на ОКР и ГОСТ РВ 15.211-2002 ответчиком были разработаны программы и методики государственных испытаний СИНВО ВС РФ и направлены на согласование в НИЦ (г. Королев) ФГБУ "ЦНИИ войск ВКС" Минобороны России за исх. N 04/1-252 от 13.04.2020.
НИЦ (г. Королев) ФГБУ "ЦНИИ войск ВКС" Минобороны России в течение 4 месяцев не согласовывал программы и методики государственных испытаний СИНВО ВС РФ, в связи с чем АО "НПК "СПП" было вынуждено направить их повторно (письмо N 04/1-756 от 17.08.2020).
03.09.2020 АО "НПК "СПП" письмом исх. N 04/1-637 от 03.09.2020 сообщило госзаказчику о невозможности выполнения работ в установленный срок по этапу 11 госконтракта по обстоятельствам, не зависящим от АО "НПК "СПП", и просило госзаказчика оказать содействие в согласовании НИЦ (г. Королев) ЦНИИ войск ВКО Минобороны России программы и методики государственных испытаний СИНВО ВС РФ.
14.10.2020 ответчик направил истцу письмо за исх. N 13-164/2020 от 14.10.2020 о приостановлении работ по этапу 11 госконтракта до утверждения программ и методик государственных испытаний в связи с их длительным согласованием НИЦ (г. Королев) ФГБУ "ЦНИИ ВКС" Минобороны России программ (более 6 месяцев с момента направления (13.04.2020)).
Программы и методики государственных испытаний СИНВО ВС РФ были согласованы начальником НИЦ (г. Королев) ФГБУ "ЦНИИ ВКС" Минобороны России лишь 17.11.2020 (письмо N 783 от 30.10.2020 о рассмотрении, приложение N 31), заместителем командующего космическими войсками по испытаниям - 04.12.2020.
Ответчик направил истцу письмо о возобновлении работ по этапу 11 госконтракта за исх. N 04/1-960 от 01.12.2020.
В отсутствие АПК ППДН, изготавливаемого АО "ИНТЕРСЕТЬ", ответчик не мог приступить к проведению государственных испытаний СИНВО ВС РФ в соответствии с действующими условиями ТТЗ на ОКР.
В связи с непоставкой АО "ИНТЕРСЕТЬ" АПК ППДН и в целях обеспечения исполнения госконтракта, ответчик разработал решение о порядке проведения государственных испытаний системы информационного навигационно-временного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - решение о порядке проведения государственных испытаний СИНВО ВС РФ), которое было утверждено начальником Департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа 14.08.2020.
Согласно решению о порядке проведения государственных испытаний СИНВО ВС РФ государственные испытания проводились поэтапно и начаты с проведения проверок в объеме программы государственных испытаний ИБПА.466535.063ПМ2, не требующих наличия АПК ППДН.
АО "ИНТЕРСЕТЬ" поставило АПК ППДН 14.12.2020.
Проведение государственных испытаний завершено 16.12.2020 (акт государственных испытаний N 401/20-420 от 16.12.2020, утвержденный совместным решением N 401/20-421 от 17.12.2020), а после проведены мероприятия по корректировке документации и доработки изделия и присвоении РКД литера "О1".
Ответчик сдал работы по этапу 11 госконтракта 16.12.2020, а истец принял их 16.12.2020, что подтверждается актом N 11 сдачи-приемки выполненных работ по этапу 11 госконтракта.
ОКР "Бандероль" выполнена ответчиком в полном объеме и надлежащего качества в 2020, что подтверждается итоговым актом приемки выполненной ОКР N 11-ИА от 24.12.2020.
Ответчик приостанавливал выполнение работ: по госконтракту в целом - с 25.02.2020 по 28.04.2020, о чем уведомил ответчика письмом N 04/1-111 от 25.02.2020 о приостановке работ. 28.04.2020 госзаказчик дал указания относительно дальнейшего выполнения ОКР (письмо N 235/2/1/6532 от 28.04.2020); по этапу 11 госконтракта - с 14.10.2020 по 01.12.2020, о чем уведомил ответчика письмом исх. N 13-164/2020 от 14.10.2020 о приостановке работ и письмом N 04/1-960 от 01.12.2020 о возобновлении работ.
Учитывая изложенное у исполнителя отсутствовала возможность приступить к работам в установленный контрактом срок.
В силу пункта 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно пункту 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
С учетом изложенного, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Таким образом, должник не может быть привлечен к ответственности за просрочку исполнения обязательства.
Достаточных и допустимых доказательств, опровергающих установленные и фактические обстоятельства дела, а также доводы ответчика относительно отсутствия вины в нарушении срока выполнения работ, суду не было представлено.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.
По существу, доводы апелляционной жалобы выражают несогласие Истца с оценкой данной судом обстоятельствам дела и доказательствам, что не опровергает правильность выводов суда и в силу положений главы 34 АПК РФ не может быть положено в основу отмены судебного акта.
Иная оценка Истцом установленных судом фактов, равно как иное толкование им нормативных актов, не свидетельствуют о наличии допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, и вопреки доводам жалобы, основаны на правильном применении судом норм материального и процессуального права, отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.01.2023 по делу N А40-113796/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Тетюк |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-113796/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ "СИСТЕМЫ ПРЕЦИЗИОННОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ"