г. Москва |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А40-216872/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Захаровой Т.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2022, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-216872/22, по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) к Акционерному обществу "Желдорреммаш" (ОГРН: 5087746570830, ИНН: 7715729877) о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Акционерному обществу "Желдорреммаш" (далее - ответчик) о взыскании неустойки в сумме 144 546 руб. 30 коп.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 13 октября 2022 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.12.2022 иск удовлетворен частично.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение отменить, принять новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что имеются оснований для изменения решения суда, на основании следующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" и АО "Желдорреммаш" заключен договор от 29.12.2017 N 2717837 на выполнение работ по ремонту и модернизации тягового подвижного состава, в соответствии с которым АО "Желдорреммаш" обязуется произвести ремонт и/или модернизацию тягового подвижного состава, а также устранять за собственный счет дефекты выполненного ремонта (модернизации) в установленные договором сроки.
В соответствии с пунктом 2.3 договора работы выполняются на территории локомотиворемонтных заводов подрядчика и эксплуатационных локомотивных депо заказчика, адреса которых указаны в приложении N 5 к договору.
Согласно разделу 8 договора АО "Желдорреммаш" предоставило гарантию на производимые работы.
Разделом 9 договора (п. 9.2. в ред. дополнительного соглашения от 23.04.2019 N 3) предусмотрена ответственность АО "Желдорреммаш" за нарушение сроков устранения дефектов выполненных работ (гарантийного ремонта) в виде неустойки за каждый день просрочки.
Со стороны АО "Желдорреммаш" допущено нарушение сроков гарантийного ремонта локомотива ТЭМ2 N 7618.
В условиях Астраханского ТРЗ - филиала АО "Желдорреммаш" 28.04.2018 выполнен капитальный ремонт локомотива ТЭМ2 N 7618, что подтверждается актом приемки ТПС из ремонта N 16882.
На произведенный ремонт распространяются условия гарантии в соответствии с разделом 8 договора.
В июне 2020 года у локомотива ТЭМ2 N 7618 выявлены неисправности: низкое давление масла (0,5-0,7 кгс/см2), глохнет дизель; при работе маслопрокачивающего насоса давление масла 1,6 кгс/см2, после запуска дизеля давление падает до 0,6 кгс/см2; неисправность ГМН.
В соответствии с п. 1.1 приложения N 33 к договору в адрес Астраханского ТРЗ филиала АО "Желдорреммаш" направлены телеграмма от 30.06.2020 N 651 и уведомление, о вызове представителей для проведения рекламационной работы по неисправности данного тепловоза.
Астраханский ТРЗ письмом от 09.07.2020 N 01-16-1609 согласовал участие в расследовании и составлении акта-рекламации по данному случаю от имени подрядчика Новикова М.П. Доверенность от 09.07.2020 N 01-16-1609Д.
13.07.2020 был составлен и подписан акт-рекламация N 78.
Акт-рекламация от 13.07.2020 N 78 подписан представителем подрядчика без возражений.
В соответствии с пунктом 3.2 приложения N 33 к договору устранение дефектов работ подрядчиком или работниками сервисного локомотивного депо на территории сервисного локомотивного депо производится в срок не более 15 (пятнадцати) календарных дней, исчисляемых со дня отправки телеграфного уведомления в адрес причастного завода.
Продление срока восстановления локомотива ТЭМ2 N 7618 сторонами не согласовывалось.
Локомотив передан подрядчику 06.07.2020, о чем составлен акт передачи локомотива ремонтному предприятию N 162-131 -200628140100.
Таким образом, 15.07.2020 (с 30.06.2020 по 15.07.2020) является датой окончания срока устранения выявленных дефектов.
Выявленные дефекты локомотива, согласно акту приемки локомотива от ремонтного предприятия (сервисной компании) N 31.133-200730150212, фактически были устранены 30.07.2020 г.
Просрочка устранения дефекта локомотива с 15.07.2020 по 30.07.2020 включительно составила 15 (пятнадцать) календарных дней.
Пунктом 9.2 договора (в ред. дополнительного соглашения от 23.04.2019 N 3 к договору) установлена ответственность в виде неустойки за каждый день просрочки устранения дефектов локомотива.
В соответствии с пунктом 9.2 договора (в ред. дополнительного соглашения от 23.04.2019 N 3 к договору) АО "Желдорреммаш" уплачивает ОАО "РЖД" неустойку за каждый день допущенной просрочки.
В адрес АО "Желдорреммаш" была направлена претензия от 25.07.2022 N ИСХ-14907/ЦТ об оплате неустойки. Претензия оставлена без удовлетворения.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции посчитал исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению частично с исключением из суммы неустойки начисленные НДС и применением ст. 333 ГК РФ.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части исключения при расчете неустойки суммы НДС.
Расчет неустойки, приведенный в исковом заявлении по настоящему спору, полностью соответствует условиям договора от 29.12.2017 N 2717837.
Неустойка начислена со стоимости расходов выбывающего локомотива с учетом НДС.
В соответствии с пунктом 9.10 договора для целей расчета неустойки стороны применяют цену (стоимость) в том размере, в котором такая цена (стоимость) оплачена или подлежит оплате с учетом НДС.
На основании пункта 9.10 условные расходы на замещение одного выбывающего из работы локомотива, используемые при расчете неустойки по формуле договора, увеличены на сумму НДС.
Являясь субъектом предпринимательской деятельности, заключив договор, ответчик добровольно принял на себя обязательства и нес риск их неисполнения в соответствии с условиями договора, в том числе в виде неустойки за ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
АО "Желдорреммаш" согласилось с этим условием и подписало договор. Сделка является действительной, условия договора ответчиком не оспорены.
В этой связи, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требования о взыскании части неустойки в размере 24 091,05 руб.
Положения ст. 333 ГК РФ судом первой инстанции применены правильно и отсутствуют основания для переоценки выводов суда в указанной части.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы являются обоснованными, а решение суда первой инстанции подлежит изменению в части отказа во взыскании суммы неустойки в размере 24 091,05 руб.
Расходы по госпошлине распределяются по правилам ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2022 по делу N А40-216872/22 изменить.
Взыскать с Акционерного общества "Желдорреммаш" (ОГРН: 5087746570830, ИНН: 7715729877) в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) неустойку в сумме 24 091 (двадцать четыре тысячи девяносто один) руб. 05 коп., 3 889 (три тысячи восемьсот восемьдесят девять) руб. 34 коп. - в возмещение расходов по госпошлине по иску и апелляционной жалобе.
В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2022 по делу N А40-216872/22 оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-216872/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "ЖЕЛДОРРЕММАШ"