г. Владивосток |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А24-6751/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования - сельское поселение "село Ивашка", апелляционное производство N 05АП-1586/2023 на решение от 10.02.2023 судьи М.В. Карпачева по делу N А24-6751/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению администрации муниципального образования - сельское поселение "село Ивашка" (ИНН 8203000610, ОГРН 1024101419187)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ИНН 4101036307, ОГРН 1024101041470)
о признании незаконным решения от 28.11.2022 по делу N 041/06/49-475/2022
третье лицо: акционерное общество "Единая электронная торговая площадка" (ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353)
при участии в заседании: стороны и третье лицо не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования - сельское поселение "село Ивашка" (далее - заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление, антимонопольный орган, УФАС по Камчатскому краю) о признании незаконным решения от 28.11.2022 по делу N 041/06/49-475/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, без самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражный суд привлек акционерное общество "Единая электронная торговая площадка" (далее - третье лицо, АО "ЕЭТП").
Решением суда от 10.02.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрации муниципального образования - сельское поселение "село Ивашка" обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 10.02.2023, администрация просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает, что, несмотря на подтверждение факта исключения из ЕГРЮЛ ООО "Контракт", УФАС по Камчатскому краю принял и вынес решение по обращению лица, прекратившего свою деятельность.
Как считает администрация, учитывая, что ликвидированное лицо не может являться участником закупки, то действия заказчика не могли нарушать прав заявителя жалобы, в связи с чем антимонопольный орган не мог рассматривать жалобу.
Управление и третье лицо свое отношение к жалобе не выразили, отзывы не представили.
Стороны и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
13.11.2022 администрация муниципального образования - сельское поселение "село Ивашка" разместило в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov (далее - ЕИС) извещение о процедуре определения подрядчика путем электронного аукциона на благоустройство набережной, расположенной по адресу: Камчатский край, Карагинский район, с. Ивашка (устройство подпорной стенки ПС-3) (закупка N 0138300008922000002).
Начальная (максимальная) цена договора (лота) установлена в размере 9 939 337 рублей.
21.11.2022 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт", поданная 18.11.2022 через ЕИС, на действия администрации.
28.11.2022 Комиссией УФАС по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок и рассмотрения жалоб вынесено решение по делу N 041/06/49-475/2022, согласно которому антимонопольным органом жалоба признана обоснованной в части доводов N N 2, 6; в действиях администрации выявлены нарушения пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе принято не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, считая, что антимонопольный орган не должен был принимать жалобу к рассмотрению от ликвидированного юридического лица, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта государственного органа недействительным, его действий (бездействия) незаконными суду необходимо одновременно установить как несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (далее - Положение) Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 4 Положения Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения пресечения недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 135-ФЗ закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно статье 22 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган выполняет следующие функции:
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В своей деятельности антимонопольный орган руководствуется Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона N135-ФЗ.
Пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ определено, что антимонопольный орган является уполномоченным органом по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.
Порядок проведения торгов на право заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется с 01.01.2014 Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 названного Федерального закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
Из совокупности приведенных выше норм права следует, что размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по общему правилу осуществляется путем проведения торгов.
Согласно части 1 статьи 49 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м"- "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В соответствии с частью 4 Закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 названной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В рассматриваемом случае проводилась закупка на благоустройство набережной, расположенной по адресу: Камчатский край, Карагинский район, с. Ивашка (устройство подпорной стенки ПС-3) (закупка N 0138300008922000002).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к частникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к названному Постановлению.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления N 2571 в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если названным Законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки:
л) декларация о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 43 Закона N 44-ФЗ требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи, не допускается.
Из материалов дела следует, что в извещении о Закупке установлено преимущество в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В подпункте 4) пункта 18 информационной карты (приложение к извещению о Закупке) установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (перечень документов для участия в закупке), в том числе к наличию декларации принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства (далее - СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНО).
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что администрация, установив требование декларации участником Закупки своей принадлежности к СМП, нарушила часть 3 статьи 43 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует, согласно части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
В силу части 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Как следует из материалов дела, согласно извещению о Закупке, размещенному в ЕИС 13.11.2022, начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 939 337,00 руб., при этом установлено "требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ".
Следовательно, с учетом части 2.1 статьи 52 ГрК РФ антимонопольный орган и суд сделали правильный вывод о том, что участники закупки не обязаны являться членами СРО, поскольку начальная (максимальная) цена контракта не превышает десяти миллионов рублей.
При этом в соответствии с пунктом 18 информационной карты (приложение к извещению о Закупке) установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (перечень документов для участия в закупке), в частности необходимость подтверждения членства в СРО и их обязательствах, в случае отсутствия сведений об участнике закупки в вышеуказанном едином реестре, заявка такого участника закупки отклоняется в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48, подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49, подпунктом "а" пункта 1 части З статьи 50 Закона N 44- ФЗ на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
На этом основании суд верно указал, что установление заказчиком требования о членстве участника закупки в СРО является неправомерным, повлекло ограничение потенциального круга участников закупки и не соответствует целям Закона N 44-ФЗ.
В связи с этим жалоба ООО "Контакт" правомерно признана антимонопольным органом обоснованной в части нарушения администрацией пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, части 3 статьи 43 Закона N 44-ФЗ.
Как верно отмечено судом первой инстанцией, доводы о несогласии с выводами антимонопольного органа в части нарушений администрацией пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, части 3 статьи 43 Закона о контрактной систем не указаны, заявитель фактически не оспаривает выявленные антимонопольным органом нарушения.
Оснований для признания пунктов 3, 4 решения незаконными отсутствуют, поскольку они являются процессуальными действиями, принятыми в рамках производства по делу, в пределах полномочий антимонопольного органа.
Все доводы администрации сводятся к тому, что антимонопольный орган не должен был принимать жалобу к рассмотрению от ликвидированного юридического лица.
Как следует из материалов дела, что 21.11.2021 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "Контакт", поданная 18.11.2022 через ЕИС, на действия заказчика - администрации муниципального образования сельское поселения - "село Ивашка" при разработке извещения о закупке N 0138300008922000002. Извещение о закупке размещено в ЕИС 13.11.2022. Срок окончания подачи заявок на участие в Закупке - 21.11.2022.
Антимонопольный орган отмечает, что он не мог не принять данную жалобу к рассмотрению, поскольку на момент подачи жалобы срок окончания подачи на участие в Закупке не истек, информация о ликвидации заявителя - ООО "Контакт" у Камчатского УФАС России отсутствовала.
Соглашаясь с антимонопольным органом, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Контроль в сфере закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в том числе путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля (статья 99 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется, в том числе в отношении заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и их членов (далее - субъекты контроля).
В части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе перечислены основания для проведения внеплановой проверки, к которым относится поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона N 44-ФЗ жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В силу части 8 статьи 105 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем размещения информации, предусмотренной частью 4 статьи 105 Закона N 44-ФЗ, в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 настоящего Федерального закона, контрольный орган в сфере закупок размещает (за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 105 Закона N 44-ФЗ) в таком реестре информацию:
1) о принятии жалобы к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, о возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 настоящего Федерального закона;
2) об отказе (с обоснованием такого отказа) в принятии жалобы к рассмотрению по существу в случаях, если: а) жалоба подана с нарушением требований настоящей статьи; б) по жалобе на те же действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 106 Закона N 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения.
В силу части 8 статьи 106 по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
Пункт 1 части 22 статьи 99 Закона о закупках предусматривает полномочие антимонопольных органов по составлению протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Довод апелляционной жалобы о том, что контрольный орган при принятии жалобы не уточнил сведения по ООО "Контакт", судебной коллегией отклоняется.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система (далее - ЕИС), взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 данной статьи обеспечивает, в том числе формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 данного Федерального закона.
В силу части 2 статьи 4 Закона о контрактной системе Порядок функционирования ЕИС, предоставления информации и документов из ЕИС, требования к технологическим и лингвистическим средствам ЕИС, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в ЕИС, порядок информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" утверждены в том числе Правила регистрации участников закупок в ЕИС в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок (далее - Правила регистрации); Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, предусмотренных Законом о контрактной системе (далее - Правила ведения реестра жалоб и проверок).
Пунктом 9 Правил ведения реестра жалоб и проверок установлено, что в случае подачи жалобы при проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур участник закупки после прохождения регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации в ЕИС формирует в реестре жалоб и проверок определенную информацию.
Порядок подачи и рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля регламентирован статьями 105, 106 Закона N 44-ФЗ, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Регламент по рассмотрению жалоб).
В соответствии с частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе, пунктом 3.16 Регламента по рассмотрению жалоб решение о возвращении жалобы заявителю принимается в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы и только по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Пунктами 3.37 - 3.41 Регламента о рассмотрении жалоб определен порядок изготовления, направления полного текста решения (предписания), который не содержит указаний на то, что при изготовлении решения по результатам рассмотрения жалобы, данное решение должно содержать выводы об оставлении ходатайства об отказе в принятии жалобы к рассмотрению по существу без рассмотрения, выводы о наличии или об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, 03.11.2022 деятельность ООО "Контакт" (ИНН 2366004339) прекращена, общество ликвидировано, юридическое лицо исключено из ЕГРЮЛ на основании предоставления недостоверных сведений.
В соответствии с пунктом 22 правил регистрации участников закупок в ЕИС и ведения Единого реестра участников закупок (далее - ЕРУЗ) утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60 исключение из ЕРУЗ и прекращение регистрации в ЕИС осуществляются федеральным органом исполнительной власти, определенным в соответствии с частью 10 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, не позднее 3 рабочих дней со дня получения сведений из ЕГРЮЛ о прекращении деятельности участника закупки в качестве юридического лица.
Поскольку, в нарушение пункта 22 правил регистрации участников закупок в ЕИС и ЕРУЗ сведения о ООО "Контакт" не были исключены из ЕРУЗ даже спустя 10 рабочих дней с момента размещения сведений в ЕГРЮЛ о ликвидации, жалоба ООО "Контакт", поданная 18.11.2022 через ЕИС, принята к антимонопольным органом к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения.
Таким образом, как обоснованно указывает антимонопольный орган, он обязан был рассмотреть жалобу ООО "Контакт" по существу.
В настоящий момент сведения о ООО "Контракт" исключены из ЕРУЗ.
Ввиду того, что в ходе рассмотрения жалобы по существу комиссии Камчатского УФАС России (далее - Комиссия) стало известно о ликвидации ООО "Контакт", а установленные в действиях заказчика нарушения не повлияли на результат закупки, Комиссией принято решение не выдавать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что контрольный орган, согласно пунктам 1, 2 части 15 статьи 99 ЗаконаN 44-ФЗ, вправе проводить внеплановую проверку на основании любой поступившей информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Ссылка администрации на то, что она направила ходатайство о необходимости вынесения отказа в принятии жалобы ООО "Контракт" к рассмотрению по существу и УФАС по Камчатскому краю данное ходатайство не было рассмотрено по существу, суд исходит из того, что такое ходатайство Законом о контрактной системе и Регламентом по рассмотрению жалоб не предусмотрены.
Поскольку решение УФАС России по Приморскому краю от 28.11.2022 по делу N 041/06/49-475/2022 является законным и обоснованным, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного администрацией требования.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в полном объеме по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия не относит судебные расходы по уплате государственной пошлины на апеллянта, поскольку от ее уплаты последнее освобождено в силу статьи 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 10.02.2023 по делу N А24-6751/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий судья |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-6751/2022
Истец: Администрация муниципального образования - сельское поселение село Ивашка
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
Третье лицо: АО "ЕЭТП", ООО "Контракт"