г. Москва |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А40-193897/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Л.Г.Яковлевой,
судей: |
С.М.Мухина, Г.М.Никифоровой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С.Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ПАО "Татнефть" имени В.Д. Шашина
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2022 по делу N А40-193897/22,
по заявлению ПАО "Татнефть" имени В.Д. Шашина (ОГРН: 1021601623702, ИНН: 1644003838)
к Центральной энергетической таможне (ОГРН: 1027700272830, ИНН: 7708011130)
о признании незаконными и об отмене решений таможенного органа; о признании незаконными и об отмене решений о классификации товара в соответствие с ЕТНВЭД ЕАЭС,
при участии:
от заявителя: |
Ковалева Е.Н. по дов. от 19.12.2022; |
от ответчика: |
Шахназарян Л.Ф. по дов. от 21.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Татнефть" имени В.Д. Шашина (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы к Центральной энергетической таможне (ответчик, таможенный орган) с заявлением о признании незаконными решений о классификации товара в соответствие с ЕТНВЭД ЕАЭС N РКТ-10006000-21/000161 от 24.12.2021, N РКТ-10006000-21/000162 от 24.12.2021, N РКТ-10006000-21/000163 от 24.12.2021, N РКТ-10006000-21/000164 от 24.12.2021, N РКТ-10006000-21/000165 от 24.12.2021, N РКТ-10006000-21/000166 от 24.12.2021, N РКТ-10006000-21/000167 от 24.12.2021, N РКТ-10006000-21/000168 от 24.12.2021, N РКТ-10006000-21/000169 от 24.12.2021, N РКТ-10006000-21/000170 от 24.12.2021, N РКТ-10006000-21/000171 от 24.12.2021, N РКТ-10006000-21/000172 от 24.12.2021, N РКТ-10006000-21/000173 от 24.12.2021, N РКТ-10006000-21/000174 от 24.12.2021, N РКТ-10006000-21/000175 от 24.12.2021, N РКТ-10006000-21/000176 от 24.12.2021, N РКТ-10006000-21/000177 от 24.12.2021, N РКТ-10006000-22/000001 от 14.01.2022, N РКТ-10006000-22/000002 от 14.01.2022, N РКТ-10006000-22/000003 от 14.01.2022, N РКТ-10006000-22/000004 от 14.01.2022, N РКТ-10006000-22/000005 от 14.01.2022, N РКТ-10006000-22/000006 от 14.01.2022, N РКТ-10006000-22/000007 от 14.01.2022.
Решением от 22.12.2022 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в таможенные органы были поданы полные таможенные декларации (ПВД) N N 10006110/011019/0013881, 10006110/150319/0004193, 10006110/220519/0007726, 10006110/260619/0009615, 10006110/140219/0002521, 10006110/080419/0005534, 10006110/250419/0006439, 10006110/260619/0009579, 10006110/020719/0010010, 10006110/040719/0010104, 10006110/181019/0014392, 10006060/071119/0001355, 10006060/221119/0005309, 10006060/081019/0014117, 10006060/260919/0013748, по которым принято решение о выпуске товаров.
В соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в отношении ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина с 01.10.2021 проведена камеральная таможенная проверка.
19.11.2021 Центральной энергетической таможней (ЦЭТ) составлен акт камеральной таможенной проверки N 10006000/210/191121/А0026.
На основании акта камеральной таможенной проверки ЦЭТ 24.12.2021 принято решение таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товара N 10006000/241221/0000306, согласно которому внесены изменения в ПВД N N 10006110/020719/0010010, 10006110/011019/0013881, 10006110/181019/0014392; решение таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товара N 10006000/241221/0000302, согласно которому внесены изменения в ПВД NN 10006110/150319/0004193, 10006110/220519/0007726, 10006110/260619/0009615, 10006110/140219/0002521, 10006110/080419/0005534, 10006110/250419/0006439, 10006110/260619/0009579, 10006110/040719/0010104; 14.01.2022 решение таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товара N 10006000/140122/0000001, согласно которому внесены изменения в ПВД NN 10006060/071119/0001355, 10006060/221119/0005309, 10006060/081019/0014117,10006060/260919/0013748.
24.12.2021 ЦЭТ приняты решения о классификации товара в соответствие с ЕТНВЭД ЕАЭС N N РКТ-10006000-21/000161, РКТ-10006000-21/000162, РКТ- 10006000-21/000163, РКТ-10006000-21/000164, РКТ-10006000-21/000165, РКТ-10006000-21/000166, РКТ-10006000-21/000167, РКТ-10006000-21/000168, РКТ-10006000-21/000169, РКТ-10006000-21/000170, РКТ-10006000-21/000171, РКТ-10006000-21/000172, РКТ-10006000-21/000173, РКТ-10006000-21/000174, РКТ-10006000-21/000175, РКТ-10006000-21/000176, РКТ-10006000-21/000177, согласно которым код товара был изменен с заявленного при таможенном декларировании десятизначного кода товара на "2710".
27.12.2021 на основании указанных решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товара и решений о классификации товара в соответствие с ЕТНВЭД ЕАЭС ЦЭТ выставлены уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных таможенных пошлин, процентов и пеней N N 10006000/У2021/0001700, 10006000/У2021/0001702, 10006000/У2021/0001704, 10006000/У2021/0001706, 10006000/У2021/0001708, 10006000/У2021/0001710, 10006000/У2021 /0001712, 10006000/У2021/0001714, 10006000/У2021/0001716, 10006000/У2021/0001718, 10006000/У2021/0001720.
14.01.2022 ЦЭТ приняты решения о классификации товара в соответствии с ТНВЭД ЕАЭС N N РКТ-10006000-22/000001, РКТ-10006000-22/000002, РКТ-10006000-22/000003, РКТ-10006000-22/000004, РКТ-10006000-22/000005, РКТ-10006000-22/000006, РКТ-10006000-22/000007, согласно которым код товара был изменен с заявленного при таможенном декларировании десятизначного кода товара на "2710".
17.01.2022 на основании указанных решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товара и решений о классификации товара в соответствие с ТНВЭД ЕАЭС ЦЭТ выставлены уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных таможенных пошлин, процентов и пеней N N 10006000/У2022/0000005, 10006000/У2022/0000007, 10006000/У2022/0000009, 10006000/У2022/0000011.
ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина обратилось с жалобами от 17.03.2022 и от 01.04.2022 в ФТС России на решения ЦЭТ о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товара от 24.12.2021, на решение ЦЭТ о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товара от 14.01.2022, решения ЦЭТ о классификации товара в соответствие с ЕТНВЭД ЕАЭС от 24.12.2021, решения ЦЭТ о классификации товара в соответствие с ЕТНВЭД ЕАЭС от 14.01.2022.
Жалобы ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина объединены ФТС России для совместного рассмотрения. Решением ФТС России от 06.06.2022 N 15-67/188 в удовлетворении жалоб ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина отказано.
Не согласившись с оспариваемыми решениями таможенного органа, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ПАО "Татнефть" имени В.Д. Шашина требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из правомерности оспариваемых ненормативных актов таможенного органа.
Положениями статьи 322 ТК ЕАЭС предусмотрены формы таможенного контроля, к которым в том числе относится таможенная проверка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств - членов ЕАЭС, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
К сведениям о товарах, подлежащим указанию в декларации на товары, в том числе относится классификационный код товаров в соответствии с ТН ВЭД (пункт 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 20 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД. Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случаях выявления как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации, а также исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате, в частности, в соответствии со статьей 315 ТК ЕАЭС и принимает решение о классификации товаров по форме, определенной законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
Статьей 108 ТК ЕАЭС установлен перечень документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации. К таким документам, в частности, относятся документы, подтверждающие характеристики товаров, использованные при их классификации в соответствии с ТН ВЭД (подпункт 6 пункта 1 статьи 108 ТКЕАЭС).
Из материалов дела усматривается, что в качестве документов, подтверждающих характеристики товара, сведения о котором заявлены в ПВД, обществом представлены:
-сертификаты качества от 16.01.2019 N R153493-6 и от 31.01.2019 N R153493-7, 9, 10, 11, выданные компанией JSK "INSPECTORATE R" (ПВД N10006110/140219/0002521);
-сертификаты качества от 31.01.2019 N R153493-7, 9, 10, 11, выданный JSK "INSPECTORATE R", и от 21.02.2019 N R154075-9, выданный JSK "BUREAU VERITAS RUS" (ПВД N10006110/150319/0004193);
сертификаты качества от 21.02.2019 N R154075-9 и от 07.03.2019 N R154669-5, выданные JSK "BUREAU VERITAS RUS" (ПВД N 10006110/080419/0005534);
-аналитический отчет от 18.03.2019 N R154669-9, выданный JSK "BUREAU VERITAS RUS", сертификат качества от 25.04.2019 N SP19-01087.001, выданный SGS VOSTOK LIMITED (ПВД N 10006110/250419/0006439);
-сертификаты качества от 25.04.2019 N SP19-01087.001 и от 25.04.2019 N SP19-01184.001, выданные SGS VOSTOK LIMITED, и от 19.04.2019 N R155197-5, выданный JSK "BUREAU VERITAS RUS" (ПВД N 10006110/220519/0007726);
-отчеты о результатах испытаний от 22.04.2019 N 26025/06433000/19 и от 28.04.2019 N 26025/06448000/19, выданные "SAYBOLT" (АО "Петролеум Аналистс"), сертификат качества от 07.05.2019 N R156099-2, выданный JSK "BUREAU VERITAS RUS" (ПВД N 10006110/260619/0009615);
- сертификаты качества от 07.05.2019 N R156099-2 и от 19.05.2019 N R156099-10, выданные JSK "BUREAU VERITAS RUS" (ПВД N 10006110/260619/0009579);
-сертификат качества от 19.05.2019 N R156099-10, выданный JSK "BUREAU VERITAS RUS", отчет о результатах испытаний от 02.06.2019 N 26025/06524000/19, выданный "SAYBOLT" (АО "Петролеум Аналистс") (ПВД N10006110/040719/0010104);
- отчеты о результатах испытаний от 02.06.2019 N 26025/06524000/19 и от 09.06.2019 N 26025/06546000/19, выданные "SAYBOLT" (АО "Петролеум Аналистс") (ПВДN-
отчеты о результатах испытаний от 09.06.2019 N 26025/06546000/19 от 01.07.2019 N 26025/06591000/19, выданные SAYBOLT (АО "Петролеум Аналистс"), сертификат качества от 21.06.2019 N SP19-02096, выданный SGS "VOSTOK LIMITED" (ПВДN 10006110/260919/0013748);
- отчеты о результатах испытаний от 01.07.2019 N 26025/06591000/19 и от 03.07.2019 N 26025/06599000/19, выданные "SAYBOLT" (АО "Петролеум Аналистс"), сертификат качества от 16.07.2019 N R157311-13, выданный JSK "BUREAU VERITAS RUS" (ПВД N10006110/081019/0014117);
- сертификаты качества от 16.07.2019 N R157311-13 и от 30.07.2019 N R157416-19, выданные JSK "BUREAU VERITAS RUS", отчет о результатах испытаний от 27.07.2019 N 26025/06670000/19, выданный SAYBOLT (АО "Петролеум Аналистс") (ПВДN 10006110/011019/0013881);
- сертификат качества от 30.07.2019 N R157416-19, выданный JSK "BUREAU VERITAS RUS", отчеты о результатах испытаний от 13.08.2019 N 26025/06706000/19 и от 15.08.2019 N 26025/06716000/19, выданные "SAYBOLT" (АО "Петролеум Аналистс") (ПВД N 10006110/181019/0014392);
-отчеты о результатах испытаний от 15.08.2019 N 26025/06716000/19, от 19.08.2019 N 26025/06719000/19, от 21.08.2019 N 26025/06727000/19, выданные "SAYBOLT" (АО "Петролеум Аналистс"), аналитический отчет от 01.09.2019 N R158186-12, выданный JSK "BUREAU VERITAS RUS" (ПВД N 10006060/071119/0001355);
-аналитический отчет от 01.09.2019 N R158186-12, выданный JSK "BUREAU VERITAS RUS", отчет о результатах испытаний от 13.09.2019 N 26025/06776000/19, выданный SAYBOLT (АО "Петролеум Аналистс") (ПВД N 10006060/221119/0005309).
Согласно сведениям, содержащимся в вышеперечисленных документах, отбор проб и образцов товара для проведения лабораторных исследований производился из береговых резервуаров АО "Петербургский нефтяной терминал" до его погрузки на морские суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 ТК ЕАЭС товары ЕАЭС, вывозимые с таможенной территории ЕАЭС, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС.
Согласно пунктам 2, 8 статьи 14 ТК ЕАЭС товары ЕАЭС, вывозимые с территории ЕАЭС, находятся под таможенным контролем до фактического пересечения таможенной границы ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 ТК ЕАЭС заинтересованные лица и государственные органы государств-членов вправе отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа.
Согласно пункту 2 статьи 17 ТК ЕАЭС разрешение на отбор проб и (или) образцов товаров выдается таможенным органом, если такой отбор:
1) не затрудняет проведение таможенного контроля;
2) не изменяет характеристик товаров;
3) не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
Разрешение на отбор проб и (или) образцов товаров либо отказ в таком разрешении выдается не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем обращения лиц и органов, указанных в пункте 1 статьи 17 ТК ЕАЭС.
В рамках проведения таможенного контроля после выпуска товаров от Балтийской таможни ответчиком получена информация о том, что АО "Петербургский нефтяной терминал" является постоянной зоной таможенного контроля (приказ Балтийской таможни от 25 марта 2011 г. N 227 "О создании постоянной зоны таможенного контроля закрытого акционерного общества "Петербургский нефтяной терминал") (письмо от 09.09.2021 N 10-10/32034).
Согласно сведениям, представленным письмом Балтийской таможни от 09.08.2021 N 10-10/28086, обращения о выдаче таможенным органом разрешения на отбор проб и (или) образцов товаров в таможню от АО "Петербургский нефтяной терминал" или иных заинтересованных лиц в период с 15.01.2019 по 18.08.2020 не поступали.
Соответственно, отобранные без разрешения и контроля таможенного органа пробы не могут быть идентифицированы с товарами, сведения о которых заявлены в ПВД.
Таким образом, отбор проб товара, задекларированного ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина по ПВД N N 10006110/140219/0002521, 10006110/150319/0004193, 10006110/080419/0005534, 10006110/250419/0006439, 10006110/220519/0007726, 10006110/260619/0009615, 10006110/260619/0009579, 10006110/040719/0010104, 10006110/020719/0010010, 10006110/260919/0013748, 10006110/081019/0014117, 10006110/011019/0013881, 10006110/181019/0014392, 10006060/071119/0001355, 10006060/221119/0005309, был осуществлен без разрешения таможенного органа с территории, являющейся постоянной зоной таможенного контроля, что является нарушением установленной статьей 17 ТК ЕАЭС процедуры отбора проб и (или) образцов товара.
Поскольку отбор проб указанного товара из береговых резервуаров АО "Петербургский нефтяной терминал" произведен неправомерно (без разрешения таможенного органа), представленные ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина при таможенном декларировании сертификаты качества, аналитические отчеты, отчеты о результатах испытаний, изготовленные экспертными организациями по результатам проведения лабораторных исследований, являются нелегитимными, и, соответственно, не могут использоваться в качестве документов, подтверждающих заявленный классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 4 статьи 105 ТК ЕАЭС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
Пунктом 1 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру декларант вправе:
* осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции;
* отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в соответствии со статьей 17 ТК ЕАЭС;
* присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров;
* знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и (или) образцов декларируемых им товаров;
* обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц;
* привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах;
* пользоваться иными правами, предусмотренными ТК ЕАЭС. Руководствуясь пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан:
* произвести таможенное декларирование товаров;
* представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации;
* предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа;
* уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС;
-соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры;
- выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств- членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе:
* наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду ТН ВЭД ЕАЭС;
* код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;
* происхождение товаров;
* наименование страны отправления и страны назначения;
* производитель товаров;
* товарный знак;
* наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары;
~ описание упаковок.
На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе документы, подтверждающие характеристики товаров, использованные при их классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, предварительное решение о классификации товаров, при его наличии, а в случае таможенного декларирования товаров (компонентов товаров), перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита - принятое таможенным органом любого государства-члена в отношении таких товаров предварительное решение о классификации товаров либо решение о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде.
Довод общества о том, что у ЦЭТ отсутствовали фактические и правовые основания для неприменения документов сюрвейера и паспортов качества завода-изготовителя, подтверждающих характеристики товара не может быть принят во внимание ввиду следующего.
Согласно части 22 статьи 217 Федерального закона N 289-ФЗ в зонах таможенного контроля, в том числе созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации в пределах пятикилометровой зоны от Государственной границы Российской Федерации, производственная и иная хозяйственная деятельность, связанная с перевозкой, разгрузкой и перегрузкой (перевалкой), хранением товаров, находящихся под таможенным контролем, организацией и обслуживанием стоянок транспортных средств, перевозящих такие товары, обслуживанием юридических и физических лиц, перемещающих через Государственную границу Российской Федерации товары и транспортные средства, со строительством, с реконструкцией зданий и сооружений, а также их инженерных сетей, используемых для проведения таможенных операций, строительством и реконструкцией дорог и подъездных путей к пунктам пропуска, транспортно-инженерных сооружений, используемых для перемещения товаров и транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации (включая строительство автомобильных стоянок, установку дорожных ограждений, дорожных знаков), допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором.
В соответствии с частью 27 статьи 217 Федерального закона N 289-ФЗ разрешение на осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности в зоне таможенного контроля выдается начальником таможенного органа, в регионе деятельности которого создана зона таможенного контроля, по письменному заявлению заинтересованного лица.
Заявление на разрешение производственной и иной хозяйственной деятельности в зоне таможенного контроля должно содержать сведения о виде и характере деятельности, которую предполагается осуществлять в пределах зоны таможенного контроля, перечень лиц, которые будут осуществлять такую деятельность, сведения о планируемом сроке осуществления такой деятельности (часть 29 статьи 217 Федерального закона N 289-ФЗ).
Начальник таможенного органа рассматривает заявление на разрешение производственной и иной хозяйственной деятельности в зоне таможенного контроля и при соответствии предполагаемой деятельности частям 22, 25 и 26 данной статьи наносит на заявление резолюцию "Производственная и иная хозяйственная деятельность в зоне таможенного контроля разрешена до (указывается дата)". При отказе в выдаче разрешения на заявление наносится резолюция "В разрешении на осуществление заявленной деятельности отказано" с указанием причин отказа (часть 30 статьи 217 Федерального закона N 289-ФЗ).
Оригинал заявления на разрешение производственной и иной хозяйственной деятельности в зоне таможенного контроля возвращается заинтересованному лицу, копия заявления хранится в таможенном органе (часть 31 статьи 217 Федерального закона N 289-ФЗ).
Таким образом, разрешение, полученное в рамках статьи 217 Федерального закона N 289-ФЗ, выдается для целей, определенных данной статьей, и не предусматривает возможность отбора проб и образцов товаров, получение разрешения на который регулируется положениями статьи 17 Федерального закона N 289-ФЗ.
Учитывая, что отчеты о результатах испытаний, аналитические отчеты и сертификаты качества подготовлены на основании проб, отбор которых осуществлен без разрешения и, более того, без контроля таможенного органа, такие отчеты и сертификаты не могут быть приняты в качестве документов, подтверждающих качественные характеристики рассматриваемого товара для целей его классификации в соответствии с ТН ВЭД.
Положениями статьи 19 ТК ЕАЭС предусмотрено, что ТН ВЭД утверждается Евразийской экономической комиссией и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
ТН ВЭД и ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 (действовавшие на момент декларирования товара).
Классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации (ОПИ), применяемыми последовательно, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.
Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 522 определено, что ОПИ "предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодируемой на определенном уровне, применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь, ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2 (и так далее).
В соответствии с ОПИ 1 для юридических целей классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с последующими ОПИ.
Следовательно, классификация должна осуществляться в первую очередь в соответствии с текстами товарных позиций или примечаний к разделам и группам, причем наименование товарных позиций и примечания имеют одинаковый статус.
Кроме того, при классификации товара по ТН ВЭД применяются Пояснения к ТН ВЭД, которые базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе, представляющие собой официальное толкование Совета таможенного сотрудничества содержания всех товарных позиций и субпозиций Гармонизированной системы, причём, это толкование имеет международно-правовое значение.
Пояснения к ТН ВЭД содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определённой позиции ТН ВЭД.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определённой позиции номенклатуры.
В товарной позиции 2710 ТН ВЭД классифицируются "Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты".
В подсубпозиции 2710 19 980 0 ТН ВЭД, заявленной декларантом, классифицируются "прочие смазочные масла и прочие масла".
В соответствии с Примечанием 2 (г) в товарной позиции 2710 ТН ВЭД термин "тяжелые дистилляты" (подсубпозиции 2710 193100-271019 980 0 и 2710 20 1100-2710 20 900 0) означает нефтяные фракции и другие нефтепродукты, менее 65 об.% которых (включая потери) перегоняется при температуре 250°С по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86), или фракции, процент перегонки которых при температуре 250°С не может быть определен данным методом.
Согласно Примечаниям 2 (д) и 2 (е) к товарной позиции 2710 ТН ВЭД:
термин "газойли" (подсубпозиции 2710 19 310 0 - 2710 19 480 0 и 2710 20 ПО 0 -2710 20 190 0) означает тяжелые дистилляты, определенные выше в пункте (г), 85 об.% которых (включая потери) или более перегоняется при температуре 350°С по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86);
термин "топлива жидкие" (подсубпозиции 2710 19 510 - 2710 19 680 и 2710 20 310 - 2710 20 390) означает тяжелые дистилляты, определенные выше в пункте (г), кроме газойлей, определенных выше в пункте (д), которые при соответствующих колориметрических характеристиках в растворе К имеют вязкость В:
не более, чем показано в строке I в приведенной таблице, при содержании сульфатной золы менее 1% по методу ISO 3987 и индексе омыления менее 4 по методу ISO 6293-1 или 6293-2;
более, чем показано в строке И, при температуре потери текучести не менее 10 °С по методу ISO 3016;
более, чем показано в строке I, но не более, чем показано в строке II, если 25 об.% или более перегоняется при температуре 300 °С по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86) или если менее 25 об.% перегоняется при температуре 300 °С и температура потери текучести превышает минус 10 °С по методу ISO 3016. Данные параметры распространяются на фракции и продукты с колориметрическими характеристиками в растворе менее 2.
Согласно пункту 1.1 внешнеторгового контракта от 28.04.2017 N 13-4НП/428-1, заключенного между ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина и компанией "Хоризон Интернейшил Трейдинг АГ", а также сведениям, заявленным в графах 31 ПВД, общество осуществило таможенное декларирование и вывоз товара - "тяжелые дистилляты, прочие смазочные масла, компаунд масел смазочных, СТО 11605031- 088-2015.
Исходя из сведений, содержащихся в СТО 11605031-088-2015, данный стандарт распространяется на компаунд масел смазочных, предназначенный для использования в качестве компонента топлив, дальнейшей переработки и поставки на экспорт.
В соответствии с СТО 11605031-088-2015 товар "компаунд смазочных масел" в зависимости от вязкости изготавливается двух марок: марки А и марки Б, кроме того, в зависимости от содержания серы, марки делится на два вида:
-марка А вид 1 - массовая доля серы не более 20 мг/кг;
-марка А вид 2 - массовая доля серы не более 100 мг/кг;
-марка Б вид 1 - массовая доля серы не более 20 мг/кг;
-марка Б вид 2 - массовая доля серы не более 100 мг/кг.
Требования к характеристикам товара "компаунд смазочных масел" регламентированы разделом 4 СТО 11605031-088-2015.
Согласно требованиям для марок компаунда смазочных масел нормируются следующие показатели: вязкость кинематическая при 50 °С; содержание серы; содержание ванадия; содержание никеля; температура вспышки в закрытом тигле; коксуемость; плотность при температуре 15 °С.
Таким образом, показатели, определенные в СТО 11605031-088-2015 для товара "компаунд смазочных масел", позволяют отнести рассматриваемый товар к товарной позиции 2710 ТНВЭД.
В ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров общество письмом от 27.10.2021 N 3255/13-13 в качестве документов, подтверждающих физико-химические характеристики рассматриваемого товара, представлены паспорта качества, выданные АО "Танеко" (производитель товара).
Товар, произведенный АО "Танеко" в соответствии с представленными паспортами качества, направлен с территории производителя железнодорожным транспортом (станция отправления "Биклянь"), и, в дальнейшем, выгружен в береговые резервуары АО "Петербургский нефтяной терминал" (письмо АО "Петербургский нефтяной терминал" от 28.10.2021 N 598).
Поскольку произошло смешивание товаров, выгруженных из железнодорожных вагонов-цистерн, и товаров, ранее находящихся в береговых резервуарах АО "Петербургский нефтяной терминал", свойства товаров, ранее определенные в паспортах качества завода-изготовителя (АО "Танеко"), изменились, что, в свою очередь, не позволяет использовать данные документы в целях подтверждения заявленного классификационного кода в соответствии с ТН вэд.
Означенная правовая позиция согласуется с позицией изложенной в Определении ВС РФ по делу N А40-315522/19.
В соответствии с пунктом 1 статьи 315 ТК ЕАЭС по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров в форме, предусмотренной статьей 326 или статьей 331 ТК ЕАЭС, таможенный орган исчисляет таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в соответствии со статьей 315 ТК ЕАЭС, в частности, если таможенному органу представлены документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации, запрошенные (истребованные) таможенным органом для проверки заявленных в таможенной декларации сведений, влияющих на размер уплаченных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, но такие документы не подтверждают проверяемые сведения.
Согласно пункту 2 статьи 315 ТК ЕАЭС база для исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин определяется на основании имеющихся у таможенного органа сведений, а классификация товаров осуществляется с учетом пункта 3 статьи 20 ТК ЕАЭС.
Пунктом 3 статьи 20 ТК ЕАЭС определено, что если при классификации товаров у таможенного органа отсутствуют точные сведения о характеристиках товаров, их наименованиях или иная информация, необходимая для классификации товаров на уровне 10 знаков, допускается определение кода товаров в соответствии с ТН ВЭД на уровне не менее первых 4 знаков исходя из имеющихся сведений о характеристиках товара, влияющих на классификационные признаки.
Поскольку в рамках проведения таможенного контроля после выпуска товаров установлена невозможность использования представленных обществом документов в качестве документов, подтверждающих качественные характеристики рассматриваемого товара для целей его классификации в соответствии с ТН ВЭД, у таможенного органа имелись правовые основания для принятия в соответствии с пунктом 3 статьи 20 ТК ЕАЭС решений от 24.12.2021 N N РКТ-10006000-21/000161 - РКТ-10006000-21/000177, от 14.01.2022 NN РКТ-10006000-22/000001, РКТ-10006000-22/000007 о классификации товара в товарной позиции 2710 ТН ВЭД.
Довод общества о том что ЦЭТ 24.12.2021, 14.01.2022 вынесены решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товара и суд согласно требованиям ст. 200 АПК РФ должен был проверить были ли установленные законом основания для внесения изменений в ДТ, не может быть принят во внимание ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа. Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, а также сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Евразийской экономической комиссией.
Согласно подпункту "б" пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289, заявленные в ДТ сведения подлежат изменению (дополнению) после выпуска товаров при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС, в том числе недостоверных сведений, заявленных в ДТ.
Положениями подпункта 8 пункта 2 статьи 52 ТК ЕАЭС установлено, что таможенные пошлины, налоги исчисляются таможенным органом по результатам проведения таможенного контроля, в том числе в случае, если таможенному органу представлены документы, сведения о которых указаны в ДТ, запрошенные таможенным органом для проверки заявленных в ДТ сведений, влияющих на размер уплаченных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, но такие документы не подтверждают проверяемые сведения.
Пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального закона N 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Уведомление (уточнение к уведомлению) составляется в виде электронного документа или на бумажном носителе (часть 21 статьи 73 Федерального закона N 289-ФЗ).
Поскольку решения Центральной энергетической таможни от 24.12.2021 N N 10006000/241221/0000302, 10006000/241221/0000306, от 14.01.2022 N 10006000/140122/0000001 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ПВД, а также действия таможни по направлению Уведомлений являются прямым следствием решений о классификации товара по ТН ВЭД, у таможенного органа имелись правовые основания для их принятия (совершения).
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемые решения таможенного органа являются законными и обоснованными, не нарушают права и законные интересы общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2022 по делу N А40-193897/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г.Яковлева |
Судьи |
С.М.Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-193897/2022
Истец: ПАО "ТАТНЕФТЬ" ИМЕНИ В.Д. ШАШИНА
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ