город Москва |
|
7 апреля 2023 г. |
дело N А40-126499/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04.04.2023.
Полный текст постановления изготовлен 07.04.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации "Академическая гимназия - Сокольники" и Департамента образования и науки г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2023
по делу N А40-126499/22,
по заявлению Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации "Академическая гимназия - Сокольники"
к Департаменту образования и науки г. Москвы
третье лицо: Департамент финансов г. Москвы
о признании незаконным решения, взыскании судебной неустойки;
при участии:
от заявителя - Грищенко В.В. по доверенности от 22.09.2022;
от заинтересованного лица - Батищев Е.А. по доверенности от 21.04.2022;
от третьего лица - Полищук Д.А. по доверенности от 20.12.2022;
установил: ч. 6 ст. 201 АПК РФ), начиная с первого рабочего дня с даты вступления судебного акта в законную силу до дня полного фактического исполнения судебного акта и в случае неисполнения судебного акта взыскать с Департамента образования и науки г. Москвы в пользу Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации "Академическая гимназия - Сокольники" денежные суммы: единовременно 1.000.000 руб., при неисполнении Департаментом образования и науки г. Москвы решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу, с дальнейшим взысканием судебной неустойки из расчета 0,2 % от 3.243.502 руб. за каждый день второго и последующих месяцев неисполнения решения суда до фактического его исполнения, отказано.
Автономная некоммерческая дошкольная образовательная организация "Академическая гимназия - Сокольники" и Департамент образования и науки г. Москвы не согласились в соответствующих частях с выводами суда, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить в соответствующих частях, по мотивам, изложенным в жалобах.
В качестве третьего лица в деле участвует Департамент финансов г. Москвы.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 99 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 5 указанной статьи, субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования наделены полномочиями в части финансового обеспечения получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Порядок предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат в связи предоставлением гражданам дошкольного образования, утвержден постановлениями Правительства г. Москвы N 489-ПП от 18.09.2012.
Согласно 1.3. Порядка предоставления субсидий из бюджета г. Москвы частным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 18.09.2012 N 489-ПП установлено, что субсидии предоставляются организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам, имеющим место жительства в г. Москве, дошкольного образования.
Исходя из содержания п. 1.4. постановления N 489-ПП, субсидии предоставляются Департаментом образования и науки г. Москвы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту Законом г. Москвы о бюджете г. Москвы на соответствующий финансовый год или плановый период на указанные цели.
Приказом Департамента от 13.11.2012 N 713 "О предоставлении субсидий из бюджета г. Москвы частным образовательным организациям" утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение субсидий.
Для рассмотрения заявок претендентов и прилагаемых к ним документов, а также определения размера субсидий Департаментом создается Отраслевая комиссия по рассмотрению заявок на получение субсидии (п. 2.6 постановления N 489-ПП).
Пунктом 8 Приложения N 3 к приказу N 713 от 13.11.2012 установлено, что Отраслевая комиссия рассматривает заявки на получение субсидий из бюджета г. Москвы частным образовательным организациям.
Субсидия предоставляется при условии отсутствия в отношении организации процедуры приостановления деятельности, ликвидации, банкротства (п. 2.8 постановления N 489-ПП.).
Порядок, приказ Департамента от 13.11.2012 N 713 "О предоставлении субсидий из бюджета г. Москвы частным образовательным организациям" не содержат информации о том, что заявителю для получения субсидии необходимо совместно с заявкой предоставить документ, подтверждающий место жительства или пребывания ребенка в г. Москве.
Довод Департамента о том, что субсидии предоставляются только тем детям, которые подтвердили свое местонахождение в г. Москве, встав на регистрационный учет в миграционной службе, а как следствие, предоставив при приеме в частную образовательную организацию свидетельство о месте проживания/пребывания в г. Москве по определенной форме, судом отклоняется, поскольку ограничивает право ребенка на бесплатное образование при отсутствии регистрационного учета.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абз. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (абз. 2 ст. 3 Закона N 5242-1).
Согласно названному Порядку, фактическим доказательством обучения детей в образовательной организации, находящейся на территории г. Москвы, являются копии приказов о зачислении воспитанников в организацию для получения дошкольного образования в текущем учебном году, копии приказов о переводе воспитанников в другую возрастную группу.
Из материалов дела следует, что Автономная некоммерческая дошкольная образовательная организация "Академическая гимназия - Сокольники" посредством УАИС "Бюджетный учет" обратилась с заявками на предоставление субсидии, в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования в периоды с 01.11.2021 по 31.12.2021, с 01.12.2021 по 31.12.2021, с 01.01.2022 по 31.08.2022, с 01.02.2022 по 31.08.2022, с 01.03.2022 по 31.08.2022.
Департаментом образования и науки г. Москвы принято решение об отказе в предоставлении субсидии.
Удовлетворяя заявленные требования в данной части, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявки Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации "Академическая гимназия - Сокольники" соответствуют требованиями Порядка предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат в связи предоставлением гражданам дошкольного образования, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы N 489-ПП от 18.09.2012; все заявки направлены с соответствующим комплектом документов (в описи документов отражен перечень заявленных документов); все обучающиеся внесены в информационную систему КИС "Государственные услуги в сфере образования"; у заявителя отсутствовали признаки приостановления деятельности, ликвидации или банкротства.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционного жалобы Департамента образования и науки г. Москвы в данной части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из того, что в данном случае требования законодательства организацией выполнены - на каждого ребенка, внесенного в КИС "Государственные услуги в сфере образования" прикреплено личное заявление родителей (законных представителей), свидетельство о рождении ребенка и данный перечень прикрепленных документов является основанием для предоставления субсидии.
Требование о возложении обязанности на Департамент образования и науки г. Москвы доложить суду об исполнении судебного акта, удовлетворению не подлежит, исходя из того, что ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предполагает форму сообщения, информации, а не доклада и по общему правилу, принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов, ее территориальные органы, предъявление исполнительного листа рассматривается как альтернатива указанному способу принудительного исполнения судебных актов.
В обоснование требования о присуждении судом судебный неустойки в случае неисполнения судебного акта организация указывает на то, что судебная неустойка несет публично-правовую составляющую, поскольку она является мерой ответственности на случай неисполнения судебного акта, устанавливаемой судом, в целях дополнительного воздействия на должника, мерой стимулирования и косвенного принуждения.
Предусмотренное в ч. 4 ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовое регулирование сходно по своей сути с регулированием, установленным ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации для защиты прав кредитора в случае неисполнения должником гражданско-правового обязательства. Включение данной нормы в закон, определяющий порядок судопроизводства в арбитражных судах, в отсутствие установленных этим законом каких-либо изъятий позволяет применить это положение и при рассмотрении споров административного характера (аналогичная позиция изложена Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определениях от 15.03.2018 N 305-ЭС17-17260 по делу N А40-28789/2014 и от 23.03.2021 N 306-ЭС20-12906 по делу N А55-31496/2016).
При рассмотрении заявления о присуждении судебной неустойки судам надлежит, исходя из предмета спора, характера действий, которые должно совершить обязанное лицо, необходимости обеспечения баланса интересов сторон и недопустимости использования правовых инструментов, предоставленных стороне для защиты нарушенных прав и законных интересов, в целях необоснованного обогащения, определить денежную сумму, подлежащую взысканию с обязанного лица.
Следует отметить, что судебная неустойка не может быть взыскана за неисполнение судебного акта до момента ее присуждения.
Целью взыскания судебной неустойки является стимулирование должника к совершению определенных действий или воздержанию от них под угрозой наступления неблагоприятных материальных последствий.
В части отказа судом первой инстанции в удовлетворении требований о взыскании денежных средств в случае неисполнения Департаментом образования и науки г. Москвы судебного акта: единовременно 1.000.000 руб., при неисполнении Департаментом образования и науки г. Москвы решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу, с дальнейшим взысканием судебной неустойки из расчета 0,2 % от 3.243.502 руб. за каждый день второго и последующих месяцев неисполнения решения суда до фактического его исполнения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данной части решение суда подлежит отмене и на Департамент возлагается обязанность в случае неисполнения судебного акта уплатить Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации "Академическая гимназия - Сокольники" денежные суммы: единовременно 300.000 руб. при неисполнении Департаментом образования и науки г. Москвы решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу судебную неустойку из расчета 0,05 % от 3.243.502 руб. за каждый день второго и последующих месяцев неисполнения решения суда до фактического его исполнения; в остальной части заявленный размер судебной неустойки признается судом несоразмерным.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2022 по делу N А40-126499/22 изменить.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
В случае неисполнения судебного акта взыскать с Департамента образования и науки г. Москвы в пользу Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации "Академическая гимназия - Сокольники" денежные суммы: единовременно 300.000 руб. при неисполнении Департаментом образования и науки г. Москвы решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу, с дальнейшим взысканием судебной неустойки из расчета 0,05 % от 3.243.502 руб. за каждый день второго и последующих месяцев неисполнения решения суда до фактического его исполнения.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-126499/2022
Истец: АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ - СОКОЛЬНИКИ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ГОРОДА МОСКВЫ