г. Москва |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А40-212752/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мартыновой Е.Е.,
судей Верстовой М.Е., Веклича Б.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шайхетдиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "АС-ТРАК" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2022 по делу N А40-212752/22
по иску ООО "АС-ТРАК" (ИНН 1659157340, ОГРН 1151690021889)
к ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОГЛАСИЕ" (ИНН 7706196090, ОГРН 1027700032700)
о взыскании страхового возмещения,
при участии в судебном заседании: от истца - Калистратова Ю.А. по доверенности от 09.01.2023 N 1; от ответчика - Федосеев С.А. по доверенности от 29.03.2023 N 763/д;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АС-ТРАК" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОГЛАСИЕ" (далее - ответчик) о взыскании страхового возмещения в размере 3 179 324 руб. 12 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2022 по делу N А40-212752/22 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить по изложенным в жалобе основаниям.
Представитель ответчика требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам настоящего дела.
Девятый Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.ст. 266,268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.06.2020 между ООО "АС-Трак" (страхователем) и ООО "Страховая компания "Согласие" (страховщиком) был заключен договор страхования гражданской ответственности перевозчика N 2009161-0522393/20ГОПЭ (далее по тексту - Договор страхования).
В соответствии условиями Договора (п.1.1.), Страховщик в лице ООО "СК "Согласие" взял на себя обязательство при наступлении страхового случая возместить вред имущественным интересам третьих лиц, нанесенный Страхователем в лице ООО "АС-Трак" при осуществлении им деятельности в сфере перевозок грузов. В соответствии с условиями Договора (п.1.1.), Страховщик в лице ООО "СК "Согласие" взяло на себя обязательство в соответствии с "Правилами страхования гражданской ответственности перевозчика/экспедитора" ООО "Страховая компания "Согласие" от 02.08.2019 г. и на основании Заявления Страхователя на страхование гражданской ответственности перевозчика от 26.06.2020 г., являющееся неотъемлемой частью настоящего Договора, за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении страхового случая возместить в пределах определённой настоящим Договором страховой суммы вред имущественным интересам третьих лиц, нанесенный Страхователем при осуществлении им деятельности в сфере перевозок грузов.
Предметом договора является наступление ответственности Страхователя за причинение вреда грузу вследствие его утраты (гибели), недостачи, повреждения (порчи) в ходе осуществления застрахованной деятельности.
В соответствии с п.2.1 Договора страхования, объектом страхования по настоящему Договору являются имущественные интересы Страхователя, связанные с риском наступления ответственности страхователя по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда имуществу - грузу третьих лиц в ходе осуществления застрахованной деятельности - перевозки грузов, принятых от грузоотправителя к перевозке автомобильным транспортом согласно товарно-транспортным документам и иным документам.
Согласно пункту 3.2 Договора страхования при страховании ответственности за утрату (гибель), недостачу, повреждение (порчу) груза лимит ответственности составляет 5 000 000 рублей.
Срок действия Договора страхования определен с 27 июня 2020 г. по 26 июня 2021 г. 26.09.2019 г. между ООО "РЕННА-Логистик" (Заказчик) и ООО "АС-Трак" (Перевозчик) был заключен Договор перевозки и транспортной экспедиции N 456, в соответствии с условиями которого перевозчик обязуется оказывать услуги: по перевозке грузов, а именно: осуществлять доставку до грузополучателей, предъявленных заказчиком к перевозке грузов и товаросопроводительную документацию на грузы в указанные пункты назначения, обеспечивая сохранность грузов заказчика; по экспедированию груза до их передачи грузополучателю, без представителя заказчика, и надлежащее оформление товаросопроводительной документации; а заказчик обязуется своевременно оплачивать оказанные перевозчиком документально подтвержденные услуги последнего, в соответствии с условиями заявок.
В рамках исполнения указанного договора ООО "АС-Трак" было подано автотранспортное средство марки Мерседес, регистрационный номер В 691 КО 716, полуприцеп ВА6462 16 для осуществления перевозки по маршруту: место погрузки - Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Тимашевская, д. 16, отправитель - ООО "Фабрика настоящего мороженного", место выгрузки - г. Екатеринбург, территория Ново-Свердловской ТЭЦ, оф. 22, грузополучатель - ООО "Уральский Хладотерминал", наименование груза - мороженное в количестве и наименовании, согласно транспортной накладной N ФМКК-001199 от 07.03.2021 года и Акту о приёме-передачи товаро-материальных ценностей на хранение N РЛЕС-003544 от 07.03.2021 г. на общую сумму 3 128 462,72 рублей.
Согласно п.3.3 договора перевозки и транспортной экспедиции договор N 456 от 26.09.2019 г., Перевозчик обязуется перевозить грузы с соблюдением санитарногигиенических норм и прав перевозок для такого рода грузов и обеспечить температурный режим в рефрижераторе мороженого/заморозки от "-18С" до "-20С".
Исходя из листа контрольного замера температуры отгружаемой продукции от 06.03.2021 г. температура груза при погрузке со склада ООО "ФНМ" составила "-19С", 3 время погрузки составило 40 минут, температура в кузове транспортного средства при погрузке была равна "-5С".
В ходе перевозки возникли технические неполадки с охладительной установкой транспортного средства, которая систематически отключалась, в результате чего автотранспортное средство было переадресовано для выгрузки в ООО "ЛогистикЦентр" по адресу: г. Самара, ул. Заводское шоссе, д.20. Письмом исх.N 1243 от 16.03.2021 г. ООО "РЕННА-Логистик" было направлено письмо-уведомление с приложением распечатки с термописца с транспортного средства-рефрижератора.
При приемке Товара был составлен Акт об установлении расхождения по количеству и качеству при приемке товаро-материальных ценностей от 09.03.2021 г., согласно которому температура продукции при выгрузке составляла от -9,2С до -16,ЗС.
Данная температура была зафиксирована в листе контроля температуры при выгрузке товара из автомобиля. С целью установления соответствия груза - мороженного требованиям ГОСТ 31457-2012 "Мороженное молочное, сливочное и пломбир. Технические условия", ООО "РЕННА-Логистик" была проведена экспертиза партии товара.
Согласно заключения эксперта Ф-С N 007 03 00069 от 17.03.2021 г. было установлено: "Неоднородность продукции по органолептическому показателю "внешний вид" ввиду наличия в партиях продукции с признаками дефростации и повторного замораживания мороженного по транспортной накладной N ФМКК-001199, листу контроля температуры при выгрузке автомобиля, вследствие чего не исключает вероятность наличия потребительских упаковок мороженного с признаками дефростации и повторного замораживания во всех партиях мороженного".
Согласно объяснению водителя транспортного средства-рефрижератора, перевозившего груз-Морозова В.В.: "в пути следования временами рефрижератор выключался и мне приходилось останавливаться и перезапускать рефрижератор, пока я не доехал до ближайшего арендованного помещения ООО "Логистик-Центр".
Вследствие выводов вышеуказанной экспертизы, ООО "РЕННА-Логистик" утилизировало груз мороженного в полном объеме, о чём был составлен Акт приемапередачи продукции, утратившей потребительские свойства от 09.03.2021 г. 29.07.2021 г. в адрес ООО "АСТ" поступила претензия от ООО "РЕННАЛогистик" с требованием возместить сумму не доставленного в должном качестве и количестве товара в размере 3 128 462, 72 руб., а также 50 861,40 руб. расходов на проведение утилизации продукции, итого: 3 179 324,12 руб. 12.03.2021 г. ООО "АС-Трак" обратилось в адрес ООО "СК "Согласие" с заявлением о произошедшем 09.03.2021 г. страховом случае: утрата (гибель) по вине Страхователя принятого к перевозке/экспедированию скоропортящегося груза (мороженное) вследствие нарушения температурного режима при его перевозке в связи с перерывом в работе рефрижератора "рефрижераторный риск").
Сумма к выплате страхового возмещения составляла 3 179 324,12 руб. 17.03.2022 года ООО "СК "Согласие" письмом исх.21-1638 отказало в выплате страхового возмещения, мотивируя данный факт, что условием п.4.1.22 Договора страхования, не являет страховым случаем и не подлежит возмещению убытки, возникшие вследствие нарушения температурного режима при перевозке грузов.
Согласно п. 4.1 договора следует, что по настоящему договору не являются страховыми случаями и не подлежат возмещению убытки, возникшие вследствие:
-Эксплуатации технически неисправных транспортных средств, а также контейнера, не прошедших техническую проверку в установленном порядке, не пригодных для перевозки конкретного вида груза или не обеспечивающего безопасную перевозку груза, о чем было известно Страхователю;
-Перевозки грузов, требующих соблюдения температурного режима, с нарушением следующих условий: транспортные средства, посредством которых осуществляются перевозки таких грузов, должны быть оборудованы устройствами контроля и записи температурного режима внутри рефрижератора на протяжении всей перевозки (data loggers).
Приемка скоропортящегося груза должна производиться при температуре перевозки; если при осмотре рефрижераторной установки не выявлено ее неисправностей или неполадок, убытки, вызванные нарушением температурного режима в этой установке, возмещаются Страховщиком в случае установленных виновных действий Страхователя в причиненных убытках; -
Издания нормативных актов, касающихся установления нового порядка ввоза, вывоза или транзита товаров, в том числе требующих сертификации качества, которые вступают в действие после принятия Страхователем груза к перевозке;
-Если причинение вреда третьим лицам явилось следствием действий или бездействия Страхователя и/или его работников при выполнении своих должностных обязанностей, в которых компетентными органами установлены признаки преступления;
-Конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения груза, принятого Страхователем к перевозке, по требованию военных или гражданских властей, а также таможенных, санитарных, карантинных государственных служб;
-Перевозки контрабандных грузов или грузов, запрещенных для транспортировки тем или иным видом транспорта в соответствии с действующими правилами и нормами безопасности. Груз считается контрабандным, если факт незаконного перемещения его через таможенную границу подтвержден компетентными органами;
-Если причинение вреда жизни и/или здоровью физическому лицу произошло при исполнении им служебных или трудовых обязанностей на основании трудового или гражданско-правового договора, заключенного со Страхователем;
-Если произошло причинение вреда имуществу, включая транспортные средства, которыми Страхователь владеет, пользуется, распоряжается на праве собственности, хозяйственною ведения, оперативного управления, по договору аренды, лизинга или другим законным основаниям;
-Если к Страхователю предъявлена претензия каким-либо лицом или организациями: которые прямо или косвенно контролируются или управляются Страхователем и/или находятся в их владении; которое прямо или косвенно контролирует Страхователя или управляет им, в отношении которых Страхователь является компаньоном и/или служащим, или состоит с ним в близком родстве, если только такое требование не спровоцировано и предъявлена совершенно независимо от Страхователя, его помощи, участия, вмешательства или посредничества;
-Событий, которые на дату начала действия договора страхования были известны Страхователю или указанные лица должны были предвидеть, что такие возникшие обстоятельстве могут привести к предъявлению в их адрес искового или любого другого требования.
-Если причинение вреда третьим лицам произошло вследствие предоставления услуг работниками Страхователя, не имеющими документально подтвержденных профессиональных знаний и навыков;
-Если ответственность Страхователя должна быть застрахована в соответствии правилами страхования в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств "Зеленая карта"; договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)
; -Действий или бездействия Страхователя и/или их работников в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения;
-Если претензии потерпевшего явились следствием исполнения договора о международной перевозке грузов, который требует от Страхователя принятия ответственности и за утрату или повреждение груза без ограничений, предусмотренных международными соглашениями или конвенциями, или национальным транспортным законодательством, либо устанавливает иную дополнительную ответственность; Несоответствующей установленным требованиям и/или ненадежной упаковки/укупорки грузов, отправления грузов в поврежденном состоянии или несоответствующего качества; -Неправильною, с нарушением установленных норм и правил крепления перевозимого груза без учета его свойств, характеристик и условий транспортировки;
-Естественных свойств некоторых грузов, вследствие которых они подвержены полной или частичной утрате или повреждению (в частности, коррозия незащищенного метал/и, повышенная влажность, усушка/утруска и т.п.);
-Управления транспортным средством с ведома Страхователя лицом, не имеющим на т о соответствующих прав; не имевших специальных навыков и/или разрешений, подтвержденных соответствующими официальными документами;
-Недостачи груза при целостности наружной упаковки и ненарушенных пломбах грузоотправителя или таможенных органов;
-Форс-мажорных обстоятельств (действия непреодолимой силы);
-Нарушения требований, изложенных в п. 3.3 настоящего Договора.
-Нарушения температурного режима при перевозке грузов.
Не признаются страховыми случаями и не возмещаются убытки, причиненные вследствие: -
Оказания Страхователем услуг по перевозкам грузов, маршруты которых предполагает транспортировку груза по территории зон военных действий или военных мероприятий и их последствий, вооруженных конфликтов, гражданской войны, народных волнении и забастовок, стихийных бедствий, зон чрезвычайных положений;
-Образования точечных сколов и царапин лакокрасочного покрытия перевозимого груза (при перевозке без упаковки);
-Перевозки следующих грузов: слитков драгоценных металлов и изделии из них; драгоценных камней и ювелирных изделий; банкнот и монет; облигаций, платежных средств и ценных бумаг иного рода; произведений искусства; племенных животных; личных вещей, мебели и обстановки при переездах;
-Прямого или косвенною воздействия атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии или радиоактивных материалов; -Перевозок грузов по территории стран, на которые наложено эмбарго ООН (при осуществлении международных перевозок);
-Если предметом требования третьего лица является возмещение упущенной выгоды, компенсации морального вреда, утраты товарной стоимости; убытков, причиненных окружающей среде; оплата пени, штрафов, неустоек, в том числе по договорам.
Полагая, что страховой случай наступил, истец обртился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим иском.
Суд первой инстанции, вынося обжалуемое решение, исходил из того, что из п. 4.1.1, 4.1.2, 4.1.16, 4.1.22 настоящего договора усматривается, что страховой случай наступает с условием исправности рефрижератора в котором перемещается груз, с учетом нарушения температурного режима вследствие вины страхователя.
Из представленного экспертного заключения N 007030009 от 17.03.2021 г. следует, что нарушение температурного режима послужило некорректной работы рефрижератора, так, при осмотре рефрижератора выявлены неисправности в работе.
В соответствии с представленным актом об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей N б/н от 09.03.2021 г. при выгрузке груза - мороженое, перевозившеюся по транспортной накладной от 06.03.2021 г. зафиксировано нарушение температурного режима перевозки груза.
Вместе с тем, согласно андеррайтерской справке по договору страхования N 2009161-0522393/20 ГОПЭ от 26.06.2020 г. по заявлению Страхователя был произведен расчет годовой премии, который исходил, в том числе, и из застрахованных рисков.
В соответствии с премией по договору (495 000 рублей) застрахованы риски наступления ответственности Страхователя по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда имуществу третьих лиц-грузу, принятого от грузоотправителя согласно товарно-транспортным документам.
Из пояснений ответчика следует, что при этом рефрижераторный риск не принимался на страхование.
Если бы указанный риск был застрахован, то премия по договору страхования составила 643 450 руб. В связи с изложенным, рассматриваемое событие произошло в результате нарушения температурного режима при перевозке груза, указанное событие не является страховым случаем, в соответствии с условиями заключенного между сторонами Договора страхования.
Согласно п. 3.10 Договора Перевозчик обязуется доставить, и передать принятый к перевозке груз Заказчика по адресам (пунктам) назначения и лицам, указанным в УПД.
Согласно п. 7.3. п. 7.9 Договора Перевозчик несет полную материальную ответственность перед Заказчиком за недостачу груза, принятого к перевозке.
В соответствии со ст. 796 ГК РФ Перевозчик несет ответственность за недостачу, повреждение (порчу) Товара, принятого к перевозке в размере стоимости утраченного или недостающего груза. На основании изложенного, обязанность по возмещению ущерба в следствие утраты(порчи) перевозимого груза в соответствии со ст. 796, 797 ГК РФ лежит на Истце.
Кроме того, судом отмечено, что в п. 4.1.2 договора не имеется указаний, что неисправность рефрижераторной установки должна быть выявлена именно первоначально, а именно перед перевозкой, а не в любой момент, в том числе, и после наступления страхового события. Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд усматривает, что в рамках настоящего спора не установлен факт наступления страхового события, более того, выявленные обстоятельства подпадают к исключениям о наступлении страхового события, поскольку в ходе перевозки в рефрижераторе, в котором перевозилась продукция, выявлены неисправности, послужившие порчи продукции. По данным нарушениям, вызванными неисправностью системы страховой случай по договору страхования не наступает.
По мнению суда апелляционной инстанции, данные выводы суда первой инстанции являются верными и обоснованными в силу следующего.
В силу п.1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В соответствии с п. 4 ст. 931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
Согласно положениям ст. 9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.
Страховым случаем является свершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Согласно положениям п.п.1,2 ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему.
Пункт 1 статьи 963 ГК РФ содержит перечень оснований, по которым страховщик может быть освобожден от выплаты страхового возмещения или страховой суммы при наступлении страхового случая.
В силу указанной нормы, определяющей последствия наступления страхового случая по вине страхователя или застрахованного лица, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя или застрахованного лица, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 2 и 3 данной статьи.
Законом могут быть предусмотрены случаи освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страхования при наступлении страхового случая вследствие грубой неосторожности страхователя.
Пункт 2 статьи 9 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" определяет страховой случай, как совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю.
Законодатель закрепил ограничение на освобождение страховщика от выплаты страхового возмещения при наличии виновности лиц, допущенных к управлению транспортным средством, отделил события, которыми должен быть страховой случай, от действий лиц, участвующих в страховом обязательстве на стороне страхователя. События должно являться вероятным и случайным, а влияние на его наступление лица, управляющего транспортным средством только умышленным или совершенным с грубой неосторожностью, но последнее только при установлении такового законом.
Действия самого страхователя или застрахованного лица не могут рассматриваться, как страховой случай, они влияют на его наступление, либо на увеличение последствий от страхового случая, не могут служить основанием к освобождению страховщика от обязанности выплатить страховое возмещение.
Таким образом, из приведенных норм ГК РФ, следует, что возможность освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая может быть предусмотрена исключительно законом.
Согласно разъяснениям п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 N 20 при разрешении дел о выплате страхового возмещения следует иметь в виду, что в силу статьи 963 ГК РФ страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения, если докажет, что умысел лица, в пользу которого произведено страхование, был направлен на утрату (гибель), недостачу или повреждение застрахованного имущества и что это лицо желало наступления указанных негативных последствий.
Договор страхования, согласно п. 1 ст. 943 ГК РФ и ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 г. "Об организации страхового дела в РФ", заключался на условиях, содержащихся в его тексте, а также на основании Правил страхования ответственности перевозчика/экспедитора от 02.08.2019 г., являющихся обязательными для сторон договора в силу положений ст. 943 ГК РФ.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 943 ГК РФ при заключении договора страхования Стороны могут договориться об изменении или исключении отдельных положений Правил и о дополнении договора страхования положениями, не противоречащими действующему законодательству. На протяжении всего периода действия договора Страхователь данным правом не воспользовался, каких-либо заявлений об изменении или исключении отдельных положений Правил и условий Договора страхования в адрес Страховщика не направлял.
Согласно условия Договора страхования Страхователь подтверждает, что по всем вопросам, не урегулированным Договором страхования, стороны Договора руководствуются Правилами страхования, являющимися неотъемлемой частью. Страхователь с Условиями страхования и Правилами страхования ознакомлен и обязуется их выполнять. Подписывая 3 Договор, Страхователь подтвердил, что Правила страхования ему вручены, с условиями Договора страхования согласен.
Согласно п. 2.1 Договора страхования, объектом страхования являются не противоречащие действующему законодательству РФ и/или нормам международного права (при международных перевозках) имущественные интересы Страхователя, связанные с риском наступления ответственности Страхователя по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда имуществу - грузу третьих лиц в ходе осуществления застрахованной деятельности - перевозки грузов, принятых от грузоотправителя к перевозке автомобильным транспортом согласно товарно-транспортным документам и иным документам.
Пунктом 2.2.1 Договора страхования, страховыми случаями по настоящему Договору являются перечисленные ниже свершившиеся события, повлекшие за собой причинение вреда третьим лицам, являющиеся основанием, в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ или нормами международного права (при международных перевозках) для предъявления требований третьими лицами (Выгодоприобретателями) к Страхователю о возмещении причиненного ими вреда в связи с осуществлением застрахованной деятельности, а именно - наступление ответственности Страхователя за причинение вреда грузу вследствие его утраты (гибели), недостачи, повреждения (порчи) в ходе осуществления застрахованной деятельности.
Согласно п. 4.1.22 Договора страхования, по настоящему Договору не являются страховыми случаями и не подлежат возмещению убытки, возникшие вследствие нарушения температурного режима при перевозке грузов.
Согласно андеррайтерской справке по договору страхования N 2009161-0522393/20 ГОПЭ от 26.06.2020 г. по заявлению Страхователя был произведен расчет годовой премии, который исходил, в том числе, и из застрахованных рисков.
В соответствии с премией по договору (495 000 рублей) застрахованы риски наступления ответственности Страхователя по обязательствам, возникшим в следствие причинения вреда имуществу третьих лиц-грузу, принятого от грузоотправителя согласно товарно-транспортным документам. При этом рефрижераторный риск не принимался на страхование.
Если бы указанный риск был застрахован, то премия по договору страхования составила 643 450 руб.
Страхователь, вступая в страховое правоотношение и оплачивая страховую премию в размере, определенном страховщиком с учетом сделанного им хозяйственного прогноза потенциальной вероятности наступления страхового случая не по причинам, исключающим страховое покрытие, принимает подобные условия страхования и не вправе рассчитывать на страховое возмещение при наступлении страхового случая, обусловленного такими причинами.
Иное толкование не соответствует принципу ожидаемости поведения участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны правоотношения, на котором строится принцип добросовестного осуществления гражданских прав, поскольку позволяло бы страхователю использовать преимущества низкой страховой премии, не соответствующей разумным ожиданиям страховщика о ее адекватности потенциальной вероятности наступления обязанности по выплате страхового возмещения в отсутствие оговоренных оснований освобождения от такой выплаты (пункт 4 статьи 1, статья 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ, пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Таким образом, учитывая, что рассматриваемое событие произошло в результате нарушения температурного режима при перевозке груза, указанное событие не является страховым случаем, в соответствии с условиями заключенного между сторонами Договора страхования.
В случае, если бы по условиям страхования был застрахован рефрижераторный риск, заявленное событие не являлось бы страховым случаем в соответствии с п. 4.1.2 Договора страхования, поскольку уже на стадии погрузки груза осуществлялась с нарушением температурного режима и условий Договора страхования.
Согласно п. 3.6 Договора, Перевозчик обязан принимать груз на месте погрузки.
Проверять соответствие наименования продукции указанному наименованию в погрузочных документах. Осуществлять непосредственный контроль и нести полную ответственность за правильность размещения, расстановку, крепления груза в грузовом отсеке, превышение массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, контролировать погрузочно-разгрузочные работы с соблюдением требований техники безопасности выполняемых работ и с обеспечением сохранности подвижного состава.
Если представитель Перевозчика не контролирует процесс погрузки, Заказчик имеет право остановить погрузку. При отсутствии на документах об отгрузке на складе Заказчика отметок, подтверждающих наличие боя или недостачи, порчи, а также нарушения упаковки (тары) в отгружаемом товаре, наличие превышения массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства при приемке на складе у Грузополучателя обнаружение таковых фактов свидетельствует о вине Перевозчика.
Согласно п. 3.9 Договора, Перевозчик обязуется обеспечить сохранность груза и несет полную материальную ответственность с момента его получения в пункте погрузки и до передачи его Грузополучателю. Стоимость груза для определения суммы его утраты или недостачи берется из расчета цены груза, указанной в товарно-транспортной документации. Согласно п. 3.10 Договора Перевозчик обязуется доставить и передать принятый к перевозке груз Заказчика по адресам (пунктам) назначения и лицам, указанным в УПД.
Согласно п. 7.3, п. 7.9 Договора Перевозчик несет полную материальную ответственность перед Заказчиком за недостачу груза, принятого к перевозке.
В соответствии со ст. 796 ГК РФ Перевозчик несет ответственность за недостачу, повреждение (порчу) Товара, принятого к перевозке в размере стоимости утраченного или недостающего груза. На основании изложенного, обязанность по возмещению ущерба в следствие утраты(порчи) перевозимого груза в соответствии со ст. 796, 797 ГК РФ лежит на Истце.
В соответствии с п. 4.1.2 Договора страхования, не являются страховыми случаями и не подлежат возмещению убытки, возникшие при перевозке грузов, требующих специального температурного режима при несоблюдении условия приемки груза при температуре, соответствующий требованиям перевозки груза.
Согласно п.3.3 договора перевозки и транспортной экспедиции договор N 456 от 26.09.2019 г., Перевозчик обязуется перевозить грузы с соблюдением санитарно-гигиенических норм и прав перевозок для такого рода грузов и обеспечить температурный режим в рефрижераторе мороженого/заморозки от "-18С" до "-20С". Исходя из листа контрольного замера температуры отгружаемой продукции от 06.03.2021 г. температура груза при погрузке со склада ООО "ФНМ" составила "-19С", время погрузки составило 40 минут, температура в кузове транспортного средства при погрузке была равна "-5С". Температура продукции при выгрузке составляла от -9,2С до -16,З С.
В случае, если бы событие (нарушение температурного режима при перевозке груза) было бы застраховано по условиям Договора страхования, у Истца отсутствует право требования страхового возмещения в свою пользу в соответствии с п. 2.3. Договора страхования и ст. 931 ГК РФ.
В соответствии со ст. 929 ГК РФ, по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при 5 наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Согласно п. 2 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности (статьи 931 и 932).
Как следует из п. 3. ст. 931 ГК РФ договор страхования риска ответственности за причинение вреда считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред (выгодоприобретателей), даже если договор заключен в пользу страхователя или иного лица, ответственных за причинение вреда, либо в договоре не сказано, в чью пользу он заключен.
Согласно п. 2.1 Договора страхования, объектом страхования являются не противоречащие действующему законодательству РФ и/или нормам международного права (при международных перевозках) имущественные интересы Страхователя, связанные с риском наступления ответственности Страхователя по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда имуществу - грузу третьих лиц в ходе осуществления застрахованной деятельности - перевозки грузов, принятых от грузоотправителя к перевозке автомобильным транспортом согласно товарно-транспортным документам и иным документам.
В силу п.2.3 Договора страхования для признания факта наступления страхового случая должны быть выполнены следующие условия: -вред третьим лицам был причинен в период действия настоящего Договора и на территории страхования (маршрутах перевозки), определенной Договором, с использованием для целей перевозок автотранспортных средств, указанных в Заявлении п Приложении к нему; -причинение вреда имущественным интересам третьих лиц находится в прямой причинно-следственной связи с деятельностью Страхователя в качестве перевозчика;
-вред третьим лицам причинен вследствие виновных действий (бездействия) Страхователя, его работников, за исключением любых умышленных действий (бездействия);
-вред третьим лицам причинен в результате событий, перечисленных в Договоре;
-требования о возмещении вреда (иск, претензия) заявлены третьим лицом в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и/или международного права (при международных перевозках);
-ответственность Страхователя перед третьими лицами определена действующим законодательством РФ (либо иным законодательством, действующим на территории страхования); -обязанность Страховщика по выплате страхового возмещения может возникнуть как на основании вступившего в законную силу решения суда, так и предъявленного Страхователю требования о возмещении причиненного вреда, признанного в добровольном порядке с согласия Страховщика и заявленного в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм материального и процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2022 по делу N А40-212752/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Мартынова |
Судьи |
М.Е. Верстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.