г. Москва |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А40-182954/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Птанской,
судей Ю.Н. Кухаренко, О.Н. Лаптевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.В. Фоминым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 января 2023 года
по делу N А40-182954/22, принятое судьей А.Г. Алексеевой,
по иску Акционерного общества "Янтарьэнергосбыт"
(ОГРН: 1083925011422)
к Министерству обороны Российской Федерации
(ОГРН: 1037700255284)
о взыскании 15 720 рублей 99 копеек
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Лебедев Д.В. (по доверенности от 11.11.2022)
УСТАНОВИЛ:
Акционерное обществ "Янтарьэнергосбыт" (далее - АО "Янтарьэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ, ответчик) о взыскании 15 720 рублей 99 копеек.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.01.2023 г. исковые требования удовлетворены в заявленном объёме.
Ответчик не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции 05.04.2023 представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец представителя в судебное заседание не направил, извещен.
Повторно рассмотрев дело в отсутствие представителя истца по правилам статей 123, 156, 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2023 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, истец с 01 января 2012 года является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Калининградской области согласно приказам Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29 ноября 2011 года N 115-01э/11, от 30 ноября 2011 года N 116-15э/11.
Согласно доводам истца, в ноябре, декабре 2021 года он осуществил поставку электрической энергии на объект "Строительство железнодорожного пути на аэродроме Чкаловск (шифр КОР/4-13/ЖД)", находящегося по адресу г. Калининград, п.г. Чкаловск.
Ранее, строительство объекта "Подъездной железнодорожный путь" осуществлялось ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" в интересах и для нужд Минобороны России по государственному контракту от 13 ноября 2018 года N 1819187378912554164000000.
По окончании строительных работ, данный объект в октябре 2020 года передан департаменту строительства Минобороны России, что подтверждается итоговым актом приёмки выполненных работ.
Данное обстоятельство подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Амурской области от 29 декабря 2021 года по делу А04-4994/21, вступившими в законную силу и имеющие в силу ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
В ходе рассмотрения дела А04-4994/2021 было установлено, что Минобороны России является фактическим потребителем электрической энергии в отношении объекта "Подъездной железнодорожный путь на аэродроме Чкаловск", приобретающее ресурс для собственных бытовых и (или) производственных целей, в обязанности которого входит нести расходы по содержанию этого объекта.
Законодательством предусмотрено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.
Следовательно, данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Такое толкование данной нормы применительно к договорам энергоснабжения дано Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 05 мая 1997 года N 14.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации по делу N 303-ЭС15-6562, где коллегия указала, что факт получения лицом энергоресурса как самостоятельного блага является достаточным основанием для того, чтобы обязательство по оплате этого ресурса возникло именно у получателя.
Таким образом, несмотря на отсутствие договора энергоснабжения между сторонами, Минобороны России обязано оплатить фактически потреблённую электроэнергию, поскольку факт потребления энергии является достаточным основанием оплаты абонентом потреблённого количества энергии.
Указанная задолженность в сумме 14 433 рублей 39 копеек подтверждается счетами-фактурами от 30 ноября 2021 года N 1/112021/03306, от 31 декабря 2021 года N 1/122021/04410, а также ведомостями электропотребления.
Как усматривается из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, собственником спорного объекта является Российская Федерация.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 125 Гражданского кодекса от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно п. 1, подпункту 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций. Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Статьёй 210 Гражданского кодекса установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Истцом была поставлена ответчику электроэнергия в период октябрь-декабрь 2020 года, объём потребленной ответчиком электроэнергии подтверждается показаниями расчетных приборов учета и отраженных в актах снятия показаний средств учёта.
Согласно п. 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442 (далее - Основные положения) исполнители коммунальной услуги, покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Согласно п. 82 Основных положений стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В соответствии с п. 82 Основных положений потребитель обязан оплачивать полученную электрическую энергию в следующем порядке:
- 30% электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
- 40% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца:
- стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В силу п. 1 ст. 543 Гражданского кодекса обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния приборов учета возложена на абонента по договору энергоснабжения, который обо всех неисправностях приборов учета и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией, обязан незамедлительно сообщать энергоснабжающей организации.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 454 Гражданского кодекса по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно статье 488 Гражданского кодекса в случае, когда договором купли-продажи предусмотрена оплата товара через определенное время после его передачи покупателю (продажа товара в кредит), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не предусмотрен, в срок, определенный в соответствии со статьей 314 Гражданского кодекса.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Судом установлено, что сумма задолженности документально подтверждена, доказательства оплаты долга по спорному договору ответчиком не представлены.
Пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Истцом на сумму долга начислена неустойка по правилам статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" за период с 24 декабря 2021 года по 26 января 2023 года с учётом постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 497.
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению исходя из нижеследующих оснований.
С 01.01.2012 АО "Янтарьзнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Калининградской области согласно Приказу ФСТ России от 25.01.2012 N 16-э, Приказам Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.11.2011 N 115-01э/11, от 30.11.2011 N 116-15э/11, с учетом изменений, внесенных Приказом N 08-02э/15 от 28.01.2015, осуществляющее деятельность по продаже электрической энергии.
Общество в исковом заявлении указало, что строительство объекта "Подъездной железнодорожный путь" ранее осуществляло ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" по государственному контракту N 1819187378912554164000000 от 13.11.2018 с Министерством обороны РФ, который впоследствии был передан Ответчику на основании итогового акта приемки выполненных работ (приложения N 7, 8 к исковому заявлению).
Доказательство передачи Ответчику вышеуказанного объекта установлено и подтверждено решением Арбитражного суда Амурской области от 29.12.2021, Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 и Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.05.2022 в ходе рассмотрения дела N А04-4994/2021 по исковому заявлению АО "Янтарьэнергосбыт" к ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" и Министерству обороны РФ.
Судебные акты вступили в законную силу и в порядке ст. 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
В апелляционной жалобе ответчик приводит доводы, основанные на положениях Жилищного кодекса РФ и Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном домах и жилых домов".
Поставка электрической энергии Обществом производилась не гражданам-потребителям в многоквартирном доме, а на объект "Железнодорожный путь на аэродроме Чкаловск.
Как известно, железнодорожный путь - это комплекс инженерных сооружений и обустройств, образующих дорогу для движения поездов, и соответственно, жилым помещением он не является.
Вместе с тем, Министерство обороны РФ статусом исполнителя коммунальных услуг, предоставляющим коммунальные услуги гражданам-потребителям в многоквартирных домах, не обладает и, следовательно, положения Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", указанные в отзыве Ответчика в рассматриваемом споре применяться не могут.
Министерство обороны РФ является потребителем электрической энергии, приобретающий ее для собственных бытовых и (или) производственных нужд в отношении объекта "Подъездной железнодорожный путь на аэродроме "Чкаловский".
Определение объема электрической энергии на объекте "Железнодорожный путь на аэродроме Чкаловск Обществом производятся на основании показаний приборов учета, предоставленных со стороны сетевой организации на основании ст. 544 ГК РФ, где указано, что оплата электрической энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
На основании ведомостей электропотребления АО "Янтарьэнергосбыт" выставило счета-фактуры с указанием количества потребленной электрической энергии в ноябре, декабре 2021 года, а также тарифа и ее стоимости.
Таким образом, факт поставки электрической энергии на вышеуказанный объект строительства за ноябрь, декабрь 2021 года в сумме 14 433 рублей 39 копеек. Истцом обоснован, доказан и подтвержден имеющимися в деле документами.
Оснований для освобождения Министерства обороны РФ от обязанности по возмещению истцу стоимости электрической энергии, потребленной в ноябре, декабре 2021 года не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 января 2023 года по делу N А40-182954/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
Ю.Н. Кухаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-182954/2022
Истец: АО "ЯНТАРЬЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ