город Москва |
|
7 апреля 2023 г. |
дело N А40-102697/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05.04.2023.
Полный текст постановления изготовлен 07.04.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2022
по делу N А40-102697/22,
по заявлению индивидуального предпринимателя Петрова А.Н.
к Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз)
третьи лица: Мособлкомлес, Мособлархитектура, ГБУ МО "Мособлгеотрест"
о признании незаконным бездействия;
при участии:
от заявителя - Ивасык С.Ю. по доверенности от 13.04.2021;
от заинтересованного лица - Алантьева Н.В. по доверенности от 15.06.2022;
от третьих лиц - представители не явились, извещены;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2022 (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) признано незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в бездействии по обобщению документированной информации и невнесении изменений в границы Ногинского, Рахмановского лесничеств в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:17:0030702:4; 50:17:0030702:5; 50:17:0030202:15; 50:17:0030202:18; 50:17:0030101:43 об отсутствии наложений на земли лесного фонда и на Федеральное агентство лесного хозяйства возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем обобщения документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:17:0030702:4; 50:17:0030702:5; 50:17:00302:15, 50:17:0030202:18; 50:17:0030101:43 и внесения изменений в границы Ногинского, Рахмановского лесничеств об отсутствии пересечения границ земельных участков с границами лесного фонда в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу.
Федеральное агентство лесного хозяйства не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Мособлкомлес, Мособлархитектура, ГБУ МО "Мособлгеотрест", представители в судебное заседание не явились, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители агентства и предпринимателя в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что предприниматель Петров А.Н. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 50:17:0030702:4; 50:17:0030702:5; 50:17:0030202:15; 50:17:0030202:18: 50:17:0030101:43.
Предприниматель обратился в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением о приведении сведений о границах земель лесного фонда, указанных в государственном лесном реестре и в материалах лесоустройств, в соответствие с границами земельных участков с кадастровыми номерами 50:17:0030702:4; 50:17:0030702:5; 50:17:0030202:15; 50:17:0030202:18: 50:17:0030101:43, принадлежащих на праве собственности Петрову А.Н., границы которых установлены в Едином государственном реестре недвижимости и исключить из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведения, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости о границах земельных участков.
05.10.2021 Комитетом лесного хозяйства Московской области приняты решения о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости в отношении указанных земельных участков и указано, что в течение месяца будет утверждён акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра, акт будет направлен в Федеральное агентство лесного хозяйства для внесения изменений в границы лесничеств.
В обоснование заявленных требований, предприниматель указывает на то, что решения Комитетом лесного хозяйства Московской области Федеральным агентством лесного хозяйства не исполнены.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие Федерального агентства лесного хозяйства по обобщению документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре и невнесение изменений в границы лесничеств, нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции с учетом вступивших в законную силу судебных актов приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства (Рослесхоз), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Согласно ч. 1 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В силу ч. 9 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 названного Кодекса по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 83 Кодекса, ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 10 Федерального закона N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2026 приводит сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах.
В соответствии с п. 12.33 постановления Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области отнесено к полномочиям Комитета лесного хозяйства Московской области (Мособлкомлес).
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области уполномочен на ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в границах территории Московской области.
Исходя из п. 10 ч. 3 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре.
Обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. Порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре возложено на Федеральное агентство лесного хозяйства.
Порядок представления в Федеральное агентство лесного хозяйства органами государственной власти и органами местного самоуправления документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, утвержден приказом Минприроды России от 11.11.2016 N 588, зарегистрированным в Минюсте России 02.12.2016 N 44535.
В силу п. п. 3 и 6 Порядка документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, представляется в Федеральное агентство лесного хозяйства, осуществляющее обобщение документированной информации, содержащейся в реестре, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими ведение реестра в соответствии с утвержденными формами.
Формы ведения государственного лесного реестра, утвержденные приказом Минприроды России от 06.10.2016 N 514 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра" (зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2016 N 44145), действующие на момент принятия Комитетом лесного хозяйства Московской области решений о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении спорных земельных участков, не предусматривали осуществление обобщения информации о внесении изменений в государственном лесном реестре о лесных участках, исключенных из реестра, предоставленной органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими ведение реестра.
Форма N 19-ГЛР "Информация о внесении изменений в государственный лесной реестр" введена приказом Минприроды России от 24.12.2021 N 1007 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра" (зарегистрировано в Минюсте России 18.07.2022 N 69302) с 30.07.2022.
В силу п. 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства относится принятие решения о создании, об упразднении лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях, указанных в п. п. 1 и 4 (в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения) ч. 2 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации и решения об установлении и изменении их границ.
Положения Федерального закона N 280-ФЗ направлены на устранение противоречий между сведениями государственного лесного реестра в соответствии со сведениями ЕГРН.
Согласно ч. 7.1 ст. 10 Федерального закона N 280-ФЗ с даты внесения в ЕГРН о местоположении границ лесничеств в соответствии с ч. ч. 15, 15.1 ст. 34 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для осуществления территориального планирования, оказания государственных услуг и осуществления государственных функций в сфере лесных отношений применяются сведения о границах лесничеств, внесенные в ЕГРН.
В силу ч. 16 ст. 34 Федерального закона N 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в ч. ч. 15 и 15.1 ст. 34 Федерального закона N 218-ФЗ сведения о местоположении границ лесничества таким образом, чтобы границы лесничества не пересекали границы населенного пункта, земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, расположенного на землях лесного фонда.
Частью 17 ст. 34 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости изменений описания местоположения границ лесничества уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный лесной контроль (надзор), о соответствующих изменениях с указанием кадастровых номеров земельных участков, реестровых (учетных) номеров границ населенных пунктов, в соответствии с границами которых изменено местоположение границ лесничества.
Согласно распоряжению Комитета лесного хозяйства Московской области от 26.03.2021 N 28РВ-5 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости" утвержденные акты об изменении документированной информации государственного лесного реестра Комитет лесного хозяйства Московской области направляет в Федеральное агентство лесного хозяйства для внесения изменений в границы лесничеств.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства направления в адрес Федерального агентства лесного хозяйства утвержденных актов об изменении документированной информации государственного лесного реестра.
Кроме того, на момент принятия Комитетом лесного хозяйства Московской области решений от 05.10.2021 нормы права в области лесных отношений не устанавливали обязанность Федерального агентства лесного хозяйства по осуществлению обобщения документированной информации о внесении изменений в государственный лесной реестр в части лесных участков, исключенных из реестра.
Согласно письма ФГБУ "Рослесинформ" от 08.12.2022 N 99/02-6290 отсутствуют пересечения границ, внесенных в ЕГРН с границами спорных земельных участков.
Таким образом, права и законные интересы заявителя нарушены.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права. Нарушений норм процессуального законодательства судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2022 по делу N А40-102697/22 отменить.
В удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Петровым А.Н. требований, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102697/2022
Истец: Петров Алексей Николаевич
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ТРЕСТ ГЕОЛОГО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ И АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ РАБОТ "МОСОБЛГЕОТРЕСТ", Комитет лесного хозяйства МО, КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ