г. Киров |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А82-18513/2022 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Волковой С.С.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Метроном"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.01.2023 по делу N А82-18513/2022, принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Метроном" (ОГРН 1037601003329; ИНН 7607024894)
к Владимирской таможне (ОГРН 1023301287954; ИНН 3327102246)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Метроном" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Владимирской таможне (далее - ответчик, Таможня) с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 17.10.2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 27.12.2022, вынесенным в виде резолютивной части в порядке статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в удовлетворении заявленных требований отказано.
13.01.2023 на основании соответствующего ходатайства заявителя судом первой инстанции составлено мотивированное решение по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Общество указало, что право собственности на товар перешло к покупателю в момент передачи товара представителю ООО "Транспортная компания "Апельсин" 18.04.2022, следовательно, получением разрешений на вывоз товара за пределы Российской Федерации должен заниматься собственник товара.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 13.02.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 14.02.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Таможня в отзыве на апелляционную жалобу опровергла доводы жалобы, указала на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении дела с вызовом сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может назначить судебное заседание с вызовом сторон в судебное заседание.
Аналогичное положение содержится в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Таким образом, назначение судебного заседания и вызов сторон в судебное заседание по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, является правом суда апелляционной инстанции, которое может быть реализовано по его усмотрению в случае объективной необходимости и не поставлено в зависимость от волеизъявления сторон.
Судом апелляционной инстанции указанное ходатайство рассмотрено и с учетом вышеприведенных положений статьи 272.1 АПК РФ признано не подлежащим удовлетворению, поскольку предусмотренные законом основания для вызова сторон в судебное заседание отсутствуют.
Таким образом, апелляционная жалоба Общества рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзыва на апелляционную жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.05.2022 Обществом в Таможню с применением электронной цифровой подписи подана статистическая форма учета перемещения товаров с регистрационным номером 10103000/120522/С621508 (системный номер ED20220512145403951) за апрель 2022 года, в которой заявлены сведения о вывезенных в отчетном месяце в Республику Казахстан в адрес ТОО "PECTOШОП.KZ" товарах, в том числе товар N 11 - плита индукционная ITERMA ПКИ-4КВ/3, 5/840/850/360, в количестве 3 штук, весом нетто 171 кг, общей стоимостью 280 976,91 руб., страна происхождения Россия, классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 8514 40 000 0.
В графе 10 "Документы" статистической формы не указаны сведения о сертификате о происхождении товара по форме СТ-1 либо ином разрешительном документе, сопровождающем поставку товаров, вывозимых в Республику Казахстан.
На запросы Таможни Обществом представлены копии следующих документов: договора поставки от 13.12.2021 N 1620-5/3Д, товарной накладной от 18.04.2022 N 958694, транспортной накладной от 18.04.2022 N 958694, счета-фактуры от 18.04.2022 N У946521512-958694-4, экспедиторской распиской от 18.04.2022 N 3 833, а также технической документации на товар. Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 и разрешения соответствующих министерств не представлены.
В ходе осуществления проверки представленных сведений и документов ответчиком было установлено, что Обществом в рамках исполнения договора поставки, заключенного с ТОО "PECTOШОП.KZ" (Республика Казахстан), в соответствии с товарной накладной, счетом-фактурой, транспортной накладной осуществлен вывоз в Республику Казахстан товара - плита индукционная ITERMA ПКИ-4КВ/3, 5/840/850/360 в количестве 3 шт., классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 8514 40 000 0.
Согласно товарной накладной и экспедиторской расписке дата отгрузки товара со склада ООО "Метроном" - 18.04.2022.
В соответствии с письмом ТОО "PECTOШОП.KZ" (вх. от 23.08.2022) ТОО "PECTOШОП.KZ" получило от поставщика ООО "Метроном" товар по товарной накладной от 18.04.2022 N 958694, границу товар пересек 25.04.2022, что подтверждается талоном о прохождении государственного контроля, выдаваемым территориальными подразделениями Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (пункт пропуска - Кайрак). Перевозка товара осуществлялась Транспортной компанией ТОО "TT_TRANS (TT_TPAHC)" в соответствии с международной товарно-транспортной накладной (CMR) N 021831025091. Товар - плита индукционная ITERMA ПКИ-4КВ/3, 5/840/850/360 в количестве 3 штук, общей стоимостью 280 976,91 руб., классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 8514 40 000 0, поступивший в рамках исполнения договора от 13.12.2021 N 1620-5/3Д, заключенного с ООО "Метроном", в соответствии с товарной накладной от 18.04.2022 N 958694, счетом-фактурой от 18.04.2022 N У946521512-958694-4 принят к учету ТОО "PECTOШОП.KZ" 25.04.2022.
По результатам проверки ответчик пришел к выводу о том, что Общество в рамках исполнения договора поставки от 13.12.2021 N 1620-5/3Д, заключенного с ТОО "PECTOШОП.KZ", вывезло за пределы территории Российской Федерации в Республику Казахстан товар - плита индукционная ITERMA ПКИ-4КВ/3, 5/840/850/360, в количестве 3 штук, без соблюдения установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 312) запретов и ограничений на вывоз товаров из Российской Федерации.
30.08.2022 Таможней возбуждено дело об административном правонарушении N 10103000-2436/2022 по статье 16.3 КоАП РФ.
В ходе административного расследования Обществом представлены документы, подтверждающие страну происхождения вывезенного в Республику Казахстан товара - плита индукционная ITERMA ПКИ-4КВ/3, 5/840/850/360, в количестве 3 штук: договор поставки от 24.12.2019 N 19012, заключенный ООО "Метроном" с ООО "Итерма" (Российская Федерация), счет-фактура от 23.03.3022 N 238 и товарная накладная от 23.03.2022 N 228. Согласно представленным документам вышеуказанный товар изготовлен ООО "Итерма" (Российская Федерация).
Вместе с тем Общество не представило разрешение на вывоз, выданное Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, сопровождающее поставку спорного товара в соответствии с товарной накладной от 18.04.2022 N 958694, транспортной накладной от 18.04.2022 N 958694, счетом-фактурой от 18.04.2022 N У946521512-958694-4, CMR N 021S3102509L в рамках исполнения договора поставки от 13.12.2021 N 1620-5/3Д, заключенного ООО "Метроном" с ТОО "PECTOШОП.KZ".
Обществу направлено уведомление от 06.09.2022 N 55-11/16691 о составлении 30.09.2022 в 10 ч. 00 мин. протокола об административном правонарушении по статье 16.3 КоАП РФ. Уведомление получено заявителем 10.09.2022.
30.09.2022 должностное лицо Таможни составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ, по факту нарушения требований Постановления N 312.
03.10.2022 должностное лицо Таможни вынесло определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Определение получено заявителем 05.10.2022
17.10.2022 должностное лицо Таможни, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление по делу об административном правонарушении N 10103000-2436/2022, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При вынесении решения по делу суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности материалами дела в деянии заявителя всех элементов состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия со стороны ответчика существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию, вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, урегулированы Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 289-ФЗ таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее - Кодекс Союза), и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе) и законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 2 Закона N 289-ФЗ, в случаях и порядке, которые предусмотрены Договором о Союзе, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке действия, которые должны совершаться лицами для соблюдения таких запретов и ограничений, могут определяться нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими эти запреты и ограничения (часть 5 статьи 2 Закона N 289-ФЗ).
Частью 6 статьи 2 Закона N 289-ФЗ установлено, что при введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах - членах Союза, применяются методы и средства обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации могут быть определены методы и средства обеспечения соблюдения указанных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, введенных Российской Федерацией в одностороннем порядке, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору за соблюдением установленных мер.
В целях обеспечения безопасности Российской Федерации и бесперебойного функционирования промышленности Президентом Российской Федерации издан указ от 08.03.2022 N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности", согласно подпункту "б" пункта 1 которого до 31 декабря 2023 г. включительно необходимо обеспечить специальную экономическую меру в виде ограничения на вывоз за пределы территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством Российской Федерации.
Во исполнение подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.03.2022 N 100 Правительством Российской Федерации принято Постановление N 312, которым до 31 декабря 2023 г. включительно установлен разрешительный порядок вывоза за пределы территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза отдельных видов сельскохозяйственной техники и частей к ней по перечню согласно приложению N 1 (пункт 1).
В перечень отдельных видов лабораторного, добычного, геолого-разведочного, геофизического оборудования и частей к нему, в отношении которых на временной основе вводится разрешительный порядок вывоза, включены печи и камеры промышленные или лабораторные электрические (включая действующие на основе явления индукции или диэлектрических потерь); промышленное или лабораторное оборудование для термической обработки материалов с помощью явления индукции или диэлектрических потерь (код ТН ВЭД ЕАЭС 8514 (за исключением 8514 19 100 0, 8514 90 000 0)).
Согласно пункту 3 Постановления N 312 разрешительный порядок вывоза отдельных видов лабораторного, добычного, геолого-разведочного, геофизического оборудования и частей к нему, включенных в приложение N 5 к настоящему постановлению, реализуется посредством выдачи Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации разрешений на вывоз.
Порядок выдачи разрешений на вывоз из Российской Федерации отдельных видов лабораторного, добычного, геолого-разведочного, геофизического оборудования и частей к нему, включенных в приложение N 5 к постановлению Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации" утвержден приказом Минприроды России от 14.03.2022 N 185, вступил в силу 08.04.2022.
Как следует из материалов дела, Общество в рамках исполнения договора поставки от 13.12.2021 N 1620-5/3Д, заключенного с ТОО "PECTOШОП.KZ", 25.04.2022 вывезло за пределы территории Российской Федерации в Республику Казахстан товар - плита индукционная ITERMA ПКИ-4КВ/3, 5/840/850/360 в количестве 3 штук, классифицируемый в подсубпозиции 8514 40 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, без получения разрешения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на его вывоз.
Данные обстоятельства заявителем не оспариваются и свидетельствуют о наличии в деянии Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что получением разрешения на вывоз товара за пределы Российской Федерации должен заниматься собственник товара, то есть ТОО "PECTOШОП.KZ", отклоняется судом апелляционной инстанции.
ООО "Метроном" являлось поставщиком по договору поставки от 13.12.2021 N 1620-5/3Д и лицом, подавшим 12.05.2022 в Таможню статистическую форму учета перемещения товаров. Следовательно, именно ООО "Метроном" обязано было получить разрешение на вывоз товара за пределы территории Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности, а также надлежащего контроля за исполнением обязанностей работниками, действующими от имени организации при осуществлении возложенных на них функций.
В письме ФТС России от 22.03.2022 N 01-07/15151 разъяснено, что каждому конкретному факту нарушения с учетом всех обстоятельств необходимо давать оценку наличия вины в деянии лица (статьи 2.1, 2.2 КоАП РФ). При этом следует учитывать даты вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, даты принятия (утверждения) уполномоченными государственными органами соответствующих порядков выдачи разрешений на вывоз товаров, фактическую возможность лица получить разрешение, обращения лиц за получением разрешений либо разъяснений, дату и время принятия товаров к перевозке и их фактического вывоза из РФ перевозчиком, даты и время регистрации таможенной декларации.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Заявитель не представил доказательства обращения в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации за получением разрешения или за разъяснениями относительно порядка выдачи разрешения на вывоз.
Следовательно, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Административное наказание установлено Обществу с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного заявителем правонарушения.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного Ярославской области от 13.01.2023 по делу N А82-18513/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.01.2023 по делу N А82-18513/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Метроном" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Судья |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-18513/2022
Истец: ООО "Метроном"
Ответчик: ВЛАДИМИРСКАЯ ТАМОЖНЯ