г. Владивосток |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А59-5750/2022 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Г.Н. Палагеша,
рассмотрев апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области
апелляционное производство N 05АП-1000/2023
на решение в виде резолютивной части от 28.12.2022
судьи Т.Н. Титова
по делу N А59-5750/2022 Арбитражного суда Сахалинской области, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Сахалинской области (ОГРН 1026500532960, ИНН 6500005551)
к обществу с ограниченной ответственностью "ДСКА" (ОГРН 1026500531860, ИНН 6501093286)
о взыскании финансовой санкции в размере 500 рублей по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год,
при участии: без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (далее - заявитель, Отделение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ДСКА" (далее - ответчик, общество) о взыскании финансовых санкций в размере 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год.
Судом установлено, что в Единый государственный реестр юридических лиц 01.01.2023 внесена запись о наименовании заявителя - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" заявление принято и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 28.12.2022, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении требований отказано. В связи с подачей обществом апелляционной жалобы арбитражным судом изготовлено мотивированное решение от 13.02.2023.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Отделение обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в виде резолютивной части от 28.12.2022 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей правовой позиции заявитель настаивает на ненадлежащем исполнении обществом обязанности по предоставлению сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, поясняя, что отчетность была предоставлена с нарушением установленного законодательством срока.
Общество в установленный судом апелляционной инстанции срок не представило отзыв на апелляционную жалобу.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ДСКА" зарегистрировано 09.12.1997 Администрацией г. Южно-Сахалинска за регистрационным номером 1454, ОГРН 1026500531860. При постановке на налоговый учет присвоен идентификационный номер налогоплательщика 6501093286. В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации обществу присвоен номер 074-001-008524.
ОПФР по Сахалинской области на основании представленной обществом отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год и по форме СЗВМ за периоды 2018 года проведена сверка сведений на предмет достоверности, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В ходе проведенной проверки установлено, что сведения об одном застрахованном лице, указанном в отчете по форме СЗВ-М за апрель, май, июнь, июль 2018 года, отсутствуют в отчете по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год за указанные периоды, о чем в отношении общества составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.12.2019 N 074S18190012341.
По результатам рассмотрения указанного акта и других материалов проверки Отделением принято решение от 27.01.2020 N 074S19200000478.
Для добровольной уплаты финансовых санкций обществу было выставлено требование от 11.02.2020 N 074S01200000765 об уплате финансовых санкций за несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ.
Названное требование до установленного срока - 03.03.2020 страхователь не исполнил.
В этой связи Отделение пенсионного фонда 11.10.2022 обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа.
Определением суда от 25.10.2022 по делу N А59-5298/2022 отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа, поскольку заявленное требование о взыскании с общества финансовой санкции не отвечало признаку бесспорности. Одновременно пенсионному фонду разъяснено о возможности предъявления заявления в порядке искового производства либо производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения пенсионного фонда с рассматриваемым заявлением о взыскании 500 руб. санкций, в удовлетворении которого обжалуемым решением отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270, 272.1 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Частью 6 статьи 215 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном и социальном страховании, установлены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для обеспечения реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц подаются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п, в поле "Тип сведений" которой знаком "X" отмечается тип представляемой формы: исходная, дополняющая или назначение пенсии.
Формы с типом сведений "Назначение пенсии" представляются на застрахованных лиц, которым для установления пенсии необходимо учесть период работы календарного года, срок представления отчетности за который не наступил.
При наступлении срока отчетности на застрахованных лиц, на которых была представлена форма с типом сведений "Назначение пенсии", должны быть представлены сведения с типом "Исходная".
Формы с типом "Дополняющая" представляются на застрахованных лиц, данные по которым не учтены на индивидуальных лицевых счетах из-за ошибок, содержащихся в ранее представленной отчетности, либо данные по ним в отчетности отсутствовали.
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
В соответствии со статьей 16 Закона N 27-ФЗ органы Фонда обязаны, в частности, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 указанного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В свою очередь, статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Так, в силу пункта 37 действовавшей в период спорных правоотношений Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 39 названной Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Между тем, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Следовательно, вышеприведенные положения Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н предусматривают освобождение страхователя от ответственности в виде взыскания финансовых санкций при соблюдении названных условий своевременного представления уточненных сведений.
Применительно к условиям рассматриваемого спора следует, что обществом 21.02.2019 представлены в адрес Отделения сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год (тип формы "исходная"), которые были приняты в полном объеме.
Впоследствии Отделением выявлены ошибки в представленных страхователем сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, в связи с чем в адрес общества по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление N 8524 от 11.11.2019 о необходимости устранения нарушений в течение пяти рабочих дней путем представления, дополнения или корректировки сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год (форма исходная, дополняющая или корректирующая).
Согласно сведениям реестра документов по страхователю ООО "ДСКА" (л.д. 49 том 1) уведомление об устранении ошибок N 8524 от 11.11.2019 получено обществом 25.11.2019.
26.11.2019, то есть в течение пяти рабочих дней, обществом представлены в Отделение сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год корректирующая.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции отклоняет как опровергающийся материалами дела довод апеллянта о нарушении страхователем срока предоставления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, поскольку в рассматриваемом случае общество, получив уведомление пенсионного фонда об устранении имеющихся в ранее представленных индивидуальных сведениях ошибок и/или несоответствий, реализовало предусмотренное статьей 15 Закона N 27-ФЗ право на уточнение (исправление) представленных сведений, откорректировав их путем представления в управление в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления корректирующих сведений по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период, что, как следствие, исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Учитывая, что правовых и фактических оснований для взыскания с общества финансовой санкции в размере 500 рублей по статье 17 Закона N 27-ФЗ не имелось, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Сахалинской области от 28.12.2022 (мотивированное решение от 13.02.2023) по делу N А59-5750/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Судья |
Г.Н. Палагеша |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-5750/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ДСКА"
Третье лицо: Арбитражный суд Сахалинской области