г. Тула |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А09-8805/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.04.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сентюриной И.Г., судей Бычковой Т.В. и Грошева И.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной О.С., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищник" на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.12.2022 по делу N А09-8805/2022 (судья Прудникова М.С.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Безопасность и комфорт" (г. Брянск, ИНН 3257011592, ОГРН 1133256017454) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищник" (г. Брянск, ИНН 3257057734, ОГРН 1173256011906), об обязании представить документацию,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Безопасность и комфорт" (далее - ООО ЖК "БиК", истец) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищник" (далее - ООО УК "Жилищник", ответчик) об обязании передать по акту приема-передачи техническую документацию и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Брянск, ул. ул.22 Съезда КПСС, д. 47, а именно:
- технический паспорт;
- документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки;
- документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- копию кадастрового плана земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра
- выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющие общим имуществом;
- проектную документацию на многоквартирный дом, в соответствие с которой осуществлено строительство многоквартирного дома (при наличии) (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.12.2022 по делу N А09-8805/2022 исковые требований удовлетворены в полном объеме, распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции и в удовлетворении исковых требований отказать. В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что у ООО УК "Жилищник" отсутствовала и отсутствует реальная возможность предоставления технической документации на спорный СКД, поскольку данная документация не была передана предыдущей управляющей организацией ООО "НТУ". Кроме того полагает, что заявленные истцом судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб. являются чрезмерно завышенными.
ООО ЖК "БиК" представило отзыв, в котором возражало против доводов апелляционной жалобы, просило оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, по результатам внеочередного общего собрания, проведенного 30.04.2022 и оформленного протоколом N 1, собственники помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, дом N 47, приняли решение о расторжении с 30.04.2022 договора управления МКД, заключенного с ООО УК "Жилищник", о выборе способа управления - управление управляющей организацией ООО ЖК "БиК" и о заключении с ООО ЖК "БиК" договора управления.
На основании принятого собственниками помещений МКД решения был заключен соответствующий договор управления N 45 от 01.05.2022, в реестр лицензий Брянской области с 01.07.2022 были внесены соответствующие изменения, что подтверждается решением Государственной жилищной инспекции Брянской области от 23.06.2022 N 6599/01.
Письмом N 134/22 от 06.07.2022 истец потребовал от ответчика передать техническую документацию, связанную с управлением спорным МКД.
Ответчик на претензию не ответил, запрашиваемую документацию истцу не передал.
Указывая на установленную законодательством обязанность ответчика как управляющей организации, прекратившей управление МКД, передать новой управляющей организации техническую и иную документацию, связанную с управлением таким домом, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 10 статьёй 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования закреплен разделом V "Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Согласно пункту 20 Правил N 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном "Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
При этом, в соответствии с пункта 21 Правил N 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Таким образом, отсутствие у управляющей организации каких-либо документов, связанных с управлением МКД, не является основанием для освобождения ее от обязанности по передаче такой документации новой управляющей организации. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Перечень подлежащей передаче технической документации закреплен в пунктах 24 и 26 Правил N 491.
Согласно пункту 24 Правил N 491 техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду; г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В соответствии с пунктом 26 Правил N 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
д(1)) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
д(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
На основании пункта 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Кроме того, в пунктах 1.5.1 и 1.5.3 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 приведен перечень технической документации долговременного хранения: план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо- электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление), а также документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия (сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции).
Поскольку до 01.07.2022 управление спорным МКД N 47 по ул. 22 Съезда КПСС г. Брянска осуществляло ООО УК "Жилищник", в силу положений действующего законодательства именно на него возложена обязанность принимать, хранить техническую и иную документацию, связанную с управлением указанными домами, и в случае прекращения договора управления - передать всю документацию вновь выбранной управляющей организации - ООО ЖК "БиК".
Как установлено судом первой инстанции обязанность по передаче документации вновь избранной управляющей организации (истцу) ответчик не исполнил, в связи с чем требование ООО ЖК "БиК" об обязании передать по акту приема-передачи техническую документацию и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Брянск, ул. ул.22 Съезда КПСС, д. 47, а именно: технический паспорт, документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, копию кадастрового плана земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющие общим имуществом, проектную документацию на многоквартирный дом, в соответствие с которой осуществлено строительство многоквартирного дома (при наличии) (с учетом уточнения исковых требований), заявлено обоснованно и правомерно удовлетворено судом области.
Довод ответчика о том, что документация на многоквартирный дом не была передана ему предыдущей управляющей компанией ООО "НТУ" отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанности восстановить данную документацию.
В жалобе заявитель указывает, что спорный МКД перешел в управление ООО УК "Жилищник" с 01.07.2019.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.10.2020 года ООО НТУ признано несостоятельным должников (банкротом), открыто конкурсное производство, исполнение обязанностей конкурсного управляющего должника возложено на Блохина М.А.
Таким образом, с момента перехода МКД в управление ООО УК "Жилищник" до даты признания ООО НТУ банкротом прошло более 1 года и 3 месяцев.
В соответствии с ч.2 ст.126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законом предусмотрено, что в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом ( п.21 Правил N 416).
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов (п.2 Правил N 416).
Имеющиеся разногласия по количественному и (или) качественному составу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования подлежащих передаче, отражаются в акте приема-передачи. Копия акта подлежит направлению в орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля) в течение 3 дней со дня его подписания передающей и принимающей сторонами (п.23 Правил N 416).
Прием, ведение, хранение, актуализация и восстановление (при необходимости) технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением многоквартирным домом документов, предусмотренных Правилами N 491, подпунктом "а" пункта 4 Правил N 416 прямо отнесены к стандартам управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с его управлением, подлежат передаче в составе (комплекте), предусмотренном Правилами N 491.
В пункте 24 Правил N 491 содержится перечень технической документации на многоквартирный дом, а в пункте 26 поименованы иные связанные с управлением многоквартирным домом документы.
Состав технической документации, в том числе документации длительного хранения, и состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, приведены в пунктах 1.5.1 - 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
В силу приведенных норм отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения обязанности управляющей организации по обеспечению сохранности документации, связанной с управлением многоквартирным домом и подлежащей передаче при смене управляющей организации. В этом случае документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Учитывая изложенное, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом не доказан факт наличия у ответчика истребуемых документов, отклоняется судебной коллегией.
По общему правилу, именно на ответчике как на предыдущей управляющей организации, лежит бремя доказывания объективной невозможности исполнения законодательно установленной обязанности по передаче испрашиваемых истцом документов, технических средств и оборудования, в том числе по причине их фактического отсутствия.
Истцом также заявлено требование о взыскании 20 000 руб. расходов по оплате юридических услуг.
Согласно ст. 106 АПК РФ, к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу п.п.1, 2 ст.110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В обоснование расходов на оплату услуг представителя истцом представлен договор об оказании юридических услуг от 01.09.2022, заключенный между ООО ЖК "БИК" (заказчик) и Ширяевой Оксаной Михайловной (исполнитель).
Согласно п. 1.1 договора исполнитель обязался подготовить и подать в суд исковое заявление и представлять интересы заказчика в Арбитражном суде Брянской области по делу об обязании ООО УК "Жилищник" передать техническую и иную документацию, иные документы, связанные с управлением МКД N 47 по ул. 22 Съезда КПСС г. Брянска, заказчик обязался принять и оплатить предоставленные услуги.
Цена услуг составляет 20 000 (двадцать тысяч) рублей, которые включает в себя оплату следующих услуг:
- ознакомление и правовой анализ документов по предмету спора;
- подготовка и подача в Арбитражный суд Брянской области заявления об обязании передать техническую и иную документацию, иные документы;
- участие и представительство в суде первой инстанции (предварительное судебное заседание, участие в судебных заседаниях по делу, но не более 4 (четырех) заседаний, подготовка и направление необходимых в ходе рассмотрения ходатайств, заявлений, возражений и иных процессуальных документов, ознакомление с материалами дела). Оплата производится заказчиком не позднее 3 рабочих дней с момента получения им акта оказанных услуг, как в наличной форме, так и в безналичной по реквизитам исполнителя, указанным в настоящем договоре (п.п. 3.1, 3.2 договора).
Судебные издержки (в том числе расходы на оплату услуг представителя) на основании частей 1 и 2 статьи 110 АПК РФ возмещаются только стороне, которая реально понесла такие расходы в связи с защитой своих нарушенных прав в арбитражном суде (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.2014 N 2777-О).
В качестве доказательства несения судебных расходов представлен расходный кассовый ордер N 13 от 08.12.2022 и справка о доходах и налогах физического лица Ширяевой Оксаны Михайловны за 2022 года.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 3 ст. 111 АПК РФ).
Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст. 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 N 1, разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В силу п. 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82 при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Из материалов дела следует, что, исполнителем подготовлено исковое заявление, заявление об уточнении исковых требований. Представитель Ширяева О.М. участвовала в двух судебных заседаниях Арбитражного суда Брянской области 02.11.2022 и 05.12.2022 (объявлен перерыв до 12.12.2022).
Оценив обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, учитывая сложившуюся в регионе стоимость оплаты юридических услуг, с учетом соблюдения прав обеих сторон спора, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о возмещение судебных расходов в размере 20 000 руб.
Довод апелляционной жалобы о чрезмерности заявленных расходов судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно договору оказания юридических услуг от 01.09.2022, заключенному между ООО ЖК БиК (заказчик) и Ширяевой Оксаной Михайловной (исполнитель) исполнитель обязался подготовить и подать в суд заявление и представлять интересы заказчика в Арбитражном суде г. Брянск по делу об обязании ООО УК "Жилищник" передать техническую и иную документацию, иные документы, связанные с управлением МКД N 47 по ул.22 Съезда КПСС г. Брянска. Заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги (п. 1.1. договора).
Согласно п.3.1 настоящего договора цена услуг составляет 20 000 руб., которые включают в себя оплату следующих услуг:
-ознакомление и правовой анализ документов по предмету спора;
-подготовка и подача в Арбитражный суд Брянской области заявления об обязании передать техническую и иную документацию, иные документы;
-участие и представительство в суде первой инстанции (предварительное судебное заседание и участие в судебных заседаниях по делу, но не более 4 заседаний, подготовка и направление необходимых в ходе рассмотрения ходатайств, заявлений, возражений и иных процессуальных документов, ознакомление с материалами дела).
Факт оказания услуг и принятия их заказчиком подтверждается актом об оказании услуг. Услуги считаются оказанными с момента подписания сторонами акта об оказании услуг (п. 4.1. договора).
Несение расходов истцом по оплате юридических услуг в арбитражном суде первой инстанции подтверждено расходным кассовым ордером N 13 от 08.12.2022.
Согласно акту выполненных работ от 06.12.2022 по договору на оказание юридических услуг от 01.09.2022, подписанному сторонами без замечаний и возражений, исполнитель оказал заказчику следующие услуги:
- ознакомление и правовой анализ документов по предмету спора,
- подготовка и подача в Арбитражный суд Брянской области заявления об обязании передать техническую и иную документацию, иные документы;
- подготовка уточненных исковых требований;
- участие в предварительном судебном заседании 02.11.2022 (дело А09- 8805/2022), - участие в судебных заседаниях 05.12.2022 ( с учетом перерыва 12.12.2022).
Кроме того, факт перечисления НДФЛ в размере 2600 руб. подтверждается справкой о доходах и суммах налога физического лица за 2022 год.
Обязанность произвести соответствующее перечисление возложена на общество ЖК "БиК" как на налогового агента законодателем, эта обязанность обусловлена выплатой вознаграждения привлеченному представителю (глава 23 НК РФ).
Таким образом, установлена взаимосвязь соответствующих выплат с рассмотрением настоящего дела, имея в виду невозможность оплаты услуг исполнителя без осуществления обязательных отчислений.
Пунктом 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" разъяснено, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
При этом процессуальное законодательство не ограничивает право суда на оценку представленных сторонами доказательств в рамках требований о возмещении судебных издержек по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2004 N 454-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Однако апеллянтом, заявившим о неразумности и чрезмерности взыскиваемых расходов, не было представлено суду бесспорных доказательств их чрезмерности.
Само по себе несогласие апеллянта с размером взысканных судом расходов не может быть признано судом надлежащим доказательством его позиции о чрезмерности судебных расходов.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не опровергают обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, которым дана правильная правовая оценка спорным правоотношениям сторон, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется. Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 14.12.2022 по делу N А09-8805/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Г. Сентюрина |
Судьи |
Т.В. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-8805/2022
Истец: ООО ЖК " БИК"
Ответчик: ООО "УК "Жилищник"