г. Санкт-Петербург |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А56-81584/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Левкина С.А. по доверенности (до перерыва); Родионова А.Р. по доверенности (после перерыва);
от ответчика: Мороз Е.В. по доверенности (после перерыва);
от Общества: Резенова Т.А. по доверенности (до и после перерыва);
от Учреждения: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4724/2023) Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2022 по делу N А56-81584/2022, принятое
по заявлению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-и лица: Федеральное государственное бюджетное водохозяйственное учреждение "Центррегионводхоз"; общество с ограниченной ответственностью "ТехноТерра"
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет, заявитель, заказчик) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, ответчик) от 11.05.2022 по делу N 44-1373/22.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное водохозяйственное учреждение "Центррегионводхоз" (далее - Учреждение) и общество с ограниченной ответственностью "ТехноТерра" (далее - Общество).
Решением суда от 20.12.2022 в удовлетворении заявления Комитету отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой. По мнению подателя жалобы, суд необоснованно согласился с выводами Управления о том, что предмет 18 контрактов, представленных в подтверждение опыта оказания аналогичных услуг, не являлся сопоставимым с предметом конкурса.
В судебном заседании представитель Комитета жалобу поддержал; представитель Управления выразил несогласие с доводами жалобы, письменный отзыв не представил.
Представитель Общества жалобу Комитета поддержал, представил письменный отзыв.
Учреждение извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 29.03.2023 до 05.04.2023 до 15 час. 45 мин. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителя Учреждения.
После перерыва Комитетом исполнено протокольное определение суда, к материалам дела приобщены копии спорных контрактов.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 08.04.2022 Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0172200001622000021 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по контролю за воздействием дноочистных работ на акваторию водных объектов Санкт-Петербурга.
Начальная (максимальная) цена контракта составила - 1 595 982 руб. 85 коп.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и документацией заказчика.
На участие в конкурсе были поданы 2 заявки - ООО "ТехноТерра" и ФГБВУ "Центррегионводхоз".
Для подтверждения квалификации Общество представило 49 контрактов (договоров) на общую сумму 159 902 134 руб. 50 коп., заявке присвоена оценка 40; Учреждение представило 513 контрактов (договоров) на общую сумму 93 158 105 руб. 65 коп., заявке присвоена оценка 23,30 (протокол от 27.04.2022).
В Управление поступила жалоба Учреждения (вх. N 11991 /22 от 29.04.2022) на действия заказчика, выразившиеся, по мнению Учреждения, в неправомерной оценке заявок участников закупки.
По результатам рассмотрения жалобы Управление 11.05.2022 вынесло решение по делу N 44-1373/22, которым жалоба признана обоснованной (пункт 1); в действиях заказчика установлено нарушение части 11 статьи 48 Закона N 44-ФЗ (пункт 2); заказчику решено выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе (пункт 3); принято решение о передаче материалов дела соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях (пункт 4).
Не согласившись с вынесенным УФАС решением, Комитет обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности вынесенного решения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции полагает вынесенное решение суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.
В силу части 1 статьи 54.1 Закона N 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604.
В силу подпункта "в" пункта 24 Положения N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки: наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Подпунктом "в" пункта 28 Положения N 2604 предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, в документе, являющимся порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Как установлено судом первой инстанции, в Приложении N 4 к извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" установлен следующий критерий оценки:
- "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
При этом в Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуг сопоставимых предмету конкурса, включены исполненный участником закупки договор (исполненные договора) на оказание услуг сопоставимых предмету конкурса, с приложением дополнительных соглашений и изменений по таким договорам (при наличии) и акт (акты) оказанных услуг, составленный при исполнении участником закупки договора на оказание услуг сопоставимых предмету конкурса.
Согласно Приложениям N 3 и N 4 к извещению, сопоставимыми предмету конкурса считаются следующие виды оказания услуг:
- отбор проб природных вод, пробоподготовка, консервация проб, их транспортировка и хранение;
- анализ отобранных проб воды.
Для подтверждения квалификации Общество представило 49 контрактов (договоров) на общую сумму 159 902 134 руб. 50 коп.
Суд первой инстанции, соглашаясь с позицией Управления, пришел к выводу о том, что комиссия заказчика неправомерно приняла к учету представленные Обществом 18 договоров (контрактов), поскольку они по своему предмету не являлись сопоставимыми предмету конкурса.
По мнению апелляционного суда, указанные выводы суда первой инстанции являются недостаточно обоснованными.
Так, Комитетом в материалы дела представлены 18 спорных контрактов, оценив которые апелляционный суд приходит к выводу о том, что выполненные работы и оказанные услуги по указанным контрактам в полной мере соотносятся с предметом закупки.
По контракту от 15.06.2020 N 20000273 предметом являлось оказание услуг по организации и ведению мониторинга состояния и контроля качества почвенного покрова на территории Ленинградской области; по контракту от 15.04.2019 N 078-19 (67/19) предмет являлось оказание услуг по оценке уровня загрязнения почвогрунтов на территории СПб; от 31.01.2020 N015-20, предметом являлось оказание услуг по разработке и апробации программы работ по организации и ведению мониторинга состояния почв на территории СПб.
Несмотря на то, что предметом указанных контрактов являлось оказание услуг по отбору почв, отбор проб воды природной и поверхностной производится по тому же ГОСТу 31861, что и почвы.
Таким образом, услуги по отбору почв по механизму своего проведения являются сопоставимыми предмету конкурса по следующим видам оказания услуг: отбор проб природных вод, их транспортировка и хранение.
По контракту от 07.02.2020 N 024-20, предметом которого являлось оказание услуг по сбору данных в целях экологического мониторинга водохранилища Сестрорецкий Разлив, также следует учесть, что пунктами 2.1.1. и 2.1.1.2 Технического задания к указанному контракту предусмотрено проведение гидрохимических исследований на акватории водохранилища, а также регулярный отбор проб воды из рек для определения гидрохимических показателей.
Таким образом, услуги по указанному контракту также являются сопоставимыми предмету закупки по видам оказания услуг: отбор проб природных вод, пробоподготовка, консервация проб, их транспортировка и хранение, анализ отобранных проб воды.
По государственным контрактам от 03.06.2019 N 014520000041900058 на выполнение проектно-изыскательских работ по рекультивации (восстановлению) нарушенных земель, занятых свалкой твердых бытовых отходов; от 05.11.2019 N 0135200000519003957 на выполнение работ по доработке и актуализации инженерных изысканий для объекта "Рекультивация свалки твердых коммунальных отходов в г. Советске Калининградской области"; от 05.11.2019 N 0135200000519003949 на выполнение работ по проведению инженерных изысканий для объекта "Рекультивация городской свалки твердых коммунальных отходов Краснознаменска Калининградской области"; от 18.11.2019 N 0135200000519004225 на выполнение работ по проведению инженерных изысканий для объекта "Рекультивация городской свалки твердых коммунальных отходов г. Славска Калининградской области"; от 18.11.2019 N 0135200000519004226 на выполнение работ по проведению инженерных изысканий для объекта "Рекультивация городской свалки твердых коммунальных отходов Озерска Калининградской области"; от 13.10.2020 N 0172200004620000073_231 161 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Выборгского района Санкт-Петербурга от 02.03.2020 N 20000047 на оказание услуг по организации и проведению регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон на водных объектах Ленинградской области; от 07.05.2020 N 01372000012200012660001 и N 01372000012200012620001 на оказание услуг по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части полномочий субъекта Российской Федерации; от 04.08.2020 N 124-20 на оказание услуг по оценке объектов накопленного вреда окружающей среде на территории СПб; от 07.12.2020 N 189-20 на оказание услуг по оценке накопленного на бывшем гидрозолоотвале ТЭЦ-17 вреда окружающей среде на территории СПб; от 30.01.2019 N 1/2019ОК на оказание услуг по проведению лабораторно-инструментальных исследований в рамках Программы производственного контроля в 2019 году; от 21.05.2019 N 30/19 на проведение работ по инженерным изысканиям для обеспечения нужд СПб; от 19.10.2020 N 50-ОК по выполнению комплекса комплекса инженерных изысканий по капитальному ремонту гидротехнического сооружения "Отвод реки Старожиловки в Большое Суздальское озеро" Технические задания также содержат, в том числе услуги по отбору проб и лабораторным исследованиям поверхностных вод, отбору проб воды на химанализ и коррозионные свойства, следовательно, услуги по указанным контрактам являются сопоставимыми предмету конкурса по видам оказания услуг: отбор проб природных вод, пробоподготовка, консервация проб, их транспортировка и хранение, анализ отобранных проб воды.
Таким образом, все спорные контракты в Техническом задании содержали работы (услуги), сопоставимые предмету конкурса, следовательно, правомерно были приняты заказчиком для подтверждения соответствующей квалификации Общества. В части комплексных контрактов, когда отсутствует возможность отдельно выделить стоимость работ по отбору проб, принимается к зачету вся стоимость представленного контакта, что соответствует Приложениям N 3, 4 к извещению о конкурсе.
В рассматриваемом случае наименование предмета контракта "оказание услуг по контролю за воздействием дноочистных работ на акваторию водных объектов Санкт-Петербурга" не совпадало с наименованием работ, считающимися сопоставимыми предмету конкурса: отбор проб природных вод, пробоподготовка, консервация проб, их транспортировка и хранение; анализ отобранных проб воды (Приложениям N 3 и N 4 к извещению). Такое условие конкурсной документации обусловлено самим характером и спецификой работ, проведение которых требуется при изучении воздействия на экологическую систему при осуществлении любых производственных мероприятий (дноочистные работы, наблюдение за состоянием дна, мониторинг состояния и контроля качества почвенного покрова, оценка объектов накопленного вреда окружающей среде на территории СПб, экологический мониторинг водохранилища и др.).
В связи с чем нельзя признать состоятельными доводы апеллянта, приведенные в судебном заседании, о некорректном формировании заказчиком положений конкурсной документации, объекта закупки, принимая во внимание также, что нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе Комитету не вменяется.
Вышеуказанным обстоятельства надлежащая оценка судом первой инстанции не дана. Выводы о том, что представленные в материалы дела контракты с Техническим заданием не являлись сопоставимым предмету конкурса, судом ничем не мотивированы.
Таким образом, следует признать, что оценка заявок участников конкурса осуществлена единой комиссией заказчика в соответствии со статьей 32 Закона о контрактной системе, Постановлением N 2604, на основании установленных конкурсной документацией критериев, а решение УФАС принято с нарушением норм Закона N44-ФЗ.
Более того, даже если исключить спорные контракт из числа доказательств, подтверждающих соответствующую квалификацию Общества, то с учетом оставшихся 31 контракта Общество в любом случае было бы признано победителем спорного конкурентного отбора, что, в свою очередь, подтверждено заключенным в дальнейшем с Обществом контрактом по спорной закупке и его полным исполнением. В связи с чем не было оснований и для выдачи Комитету предписания об аннулировании результатов закупки.
По мнению апелляционной коллегии, в рассматриваемом случае антимонопольным органом также нарушены положения части 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, согласно которым при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
В рассматриваемом случае антимонопольным органом осуществлен контроль результатов оценки заявок участников конкурса на соответствие критериям, установленным частью 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ, что в силу вышеприведенной нормы является недопустимым.
При указанных выше обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене как вынесенное при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 декабря 2022 года по делу N А56-81584/2022 отменить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11.05.2022 по делу N 44-1373/22 о нарушении законодательства о контрактной системе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-81584/2022
Истец: КОМИТЕТ ПО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ, ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "ТехноТерра", ФГБВУ "ЦЕНТРРЕГИОНВОДХОЗ", ЦГБВУ "ЦЕНТРРЕГИОНВОДХОЗ"