г. Челябинск |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А07-17361/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.12.2022 по делу N А07-17361/2022.
Общество с ограниченной ответственностью "ЖилСервис Ленинский" (далее - заявитель, ООО "ЖилСервис Ленинский", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - ГК РБ по жилищному и строительному надзору, комитет) о признании незаконным приказа от 29.04.2022 N 736 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан, а также об обязании внести изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами о включении в реестр лицензий ООО "ЖилСервис Ленинский" многоквартирного дома N 154 по ул. Худайбердина в городе Стерлитамаке.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Башжилиндустрия Плюс" (далее - ООО "Башжилиндустрия Плюс").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.12.2022 (резолютивная часть решения объявлена 13.12.2022) требования заявителя удовлетворены, признан недействительным приказы ГК РБ по жилищному и строительному надзору от 29.04.2022 N 736, на комитет возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем включения дома N 154 по ул. Худайбердина города Стерлитамака в реестр домов, находящихся под управлением ООО "ЖилСервис Ленинский". Кроме того, судом с комитета в пользу общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, ГК РБ по жилищному и строительному надзору обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе комитет оспаривает вывод суда об отсутствии оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий на основании заявления общества. Обращает внимание на следующие обстоятельства: по итогам поступившего обращения заявителя о внесении изменений в реестр лицензий в связи с заключением договора управления многоквартирного дома комитетом принято решение об отказе во внесении таких изменений; причиной отказа послужило то обстоятельство, что к заявлению приложен протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 03.04.2021 N 1, содержащий решение о заключении договора управления домом с заявителем, однако, ранее в комитет поступило аналогичное заявление иного лица - ООО "Башжилинустрия Плюс", в связи с чем в отношении инициатора общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 28.04.2022 проведена проверка; по итогам проверки установлено, что порядок проведения собрания был нарушен (инициатором собрания выбран способ уведомления собственников помещений путем размещения объявления на информационных стендах подъездов дома, но принятие такого решения не свидетельствует о фактическом извещении собственников помещений о проведении собрания, тогда как доказательств размещения объявления на стендах не представлено). С учетом этих обстоятельств комитет полагает оспоренный приказ законным. Кроме того, по мнению подателя апелляционной жалобы, у суда отсутствовали основания для обязания внести изменения в реестр лицензий, так как 21.06.2022 поступило заявление ООО "Башжилиндустрия Плюс" о внесении изменений в реестр лицензий на основании протокола общего собрания собственников помещений от 08.06.2022 N 2, и комитетом принято решение о внесении таких изменений. То есть, имело место решение комитета, принятое на основании более свежего протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, которое недействительным не признано.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия по имеющимся документам.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу ООО "ЖидлСервис Ленинский" против удовлетворения жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым руководствоваться следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖилСервис Ленинский" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1100268002471 и на основании лицензии от 08.04.2015 N 002000186 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Как указывает заявитель, 03.04.2022 собственниками многоквартирного дома N 154 по ул. Худайбердина в городе Стерлитамак Республики Башкортостан проведено внеочередное общее собрание, на котором при наличии кворума (69%) приняты решения расторгнуть договор управления с ООО "Башжилиндустрия Плюс" и с 01.05.2022 выбрать новую управляющую компанию - ООО "ЖилСервис Ленинский". В подтверждение этого обстоятельства заявителем представлена копия протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 03.04.2022 N 1 (т.1 л.д.31-35).
На основании указанного протокола ООО "ЖилСервис Ленинский" 14.04.2022 обратилось в ГК РБ по жилищному и строительному надзору с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 154 по ул. Худайбердина в г. Стерлитамаке Республики Башкортостан (т.1 л.д.19-20). К заявлению приложены копия протокола и копия договора управления.
По итогам проверки заявления и приложенных к нему документов специалистом ГК РБ по жилищному и строительному надзору Кадыровой М.Р. составлено заключение от 29.04.2022 N 428/3055, в соответствии с которым, требования законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников помещений в многоквартирном дом N 154 по ул. Худайбердина в г. Стерлитамаке от 03.04.2022 не соблюдены, в связи с чем предложено во внесении изменений в реестр лицензии по заявлению общества отказать (т.1 л.д.25-29).
На основании этого заключения комитетом издан приказ от 29.04.2022 N 736 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан, которым отказано во внесении изменений в реестр лицензий по заявлению общества от 14.04.2022 (т.1 л.д.24).
Не согласившись с указанным приказом и полагая свои права нарушенными, ООО "ЖилСервис Ленинский" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о признании приказа недействительным и об обязании комитет внести изменения в реестр лицензий на основании заявления общества.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о несоответствии оспоренного приказа комитета закону.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции.
Требования заявителя носят характер оспаривания принятых комитетом ненормативного правового акта - приказа от 29.04.2022 N 736 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления многоквартирного дома N 154 по ул. Худайбердина г. Стерлитамака Республики Башкортостан с ООО "ЖилСервис Ленинский"
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии (часть 1.3 статьи 161, часть 1 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
В силу пункта 8.5 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 7 статьи 162 ЖК РФ установлено, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Частями 1 и 2 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Статьей 198 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1). В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2). Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3). При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи (часть 4).
На территории Республики Башкортостан ведение реестра выданных лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, внесение изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан, исключение сведений о многоквартирном доме или многоквартирных домах из реестра лицензий Республики Башкортостан в соответствии с законодательством осуществляется ГК РБ по жилищному и строительному надзору (пункт 4.11 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденного постановлением Правительства республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616).
Согласно п.1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, в сфере строительства, градостроительства, а также функций по предоставлению субсидий из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации, разработке и согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, осуществлению функций государственного заказчика.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Порядком N 938/пр (в редакции, действующей с 10.04.2018) предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5-5.4 статьи 198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр (пункт 2). Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов (пункт 4). В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5). По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6). По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7). Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка (пункт 8). Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г"-"е" пункта 5 Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка. Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (пункт 9).
Как указывает заявитель, в связи с принятием внеочередным общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решений о расторжении договора управления с ООО "Башжилиндустрия Плюс" и о выборе с 01.05.2022 новой управляющей компании - ООО "ЖилСервис Ленинский", заявитель 14.04.2022 обратился в ГК РБ по жилищному и строительному надзору с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 154 по ул. Худайбердина в г. Стерлитамаке Республики Башкортостан.
По итогам рассмотрения этого заявления, на основании заключения специалиста от 29.04.2022 N 428/3055 комитетом издан оспоренный приказ от 29.04.2022 N 736 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий. В качестве основания для отказа указан подпункт "а" пункта 9 Порядка.
При этом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, мотивы отказа в оспоренном приказе не отражены, содержится лишь ссылка за заключение от 29.04.2022 N 428/3055 и акт проверки от 28.04.2022 N 22-ГК02-604Р-428. То есть, содержание приказа не соответствует требованиям пункта 9 Порядка.
Также, суд апелляционной инстанции отмечает, что поименованный в приказе акт проверки от 28.04.2022 N 22-ГК02-604Р-428 комитетом в материалы дела не представлен.
Из заключения специалиста от 29.04.2022 N 428/3055 следует, что нарушений подпунктов "а"-"е" пункта 5 Порядка (которые могли бы послужить основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Порядка) не установлено. То есть, приведенное в оспоренном приказе комитета единственное основание для отказа во внесении изменений в реестр лицензий на основании заявления общества от 14.04.2022 материалами дела не подтверждено.
Кроме того, в заключении от 29.04.2022 N 428/3055 отражены следующие обстоятельства: в комитет ранее обращения заявителя, а именно - 23.03.2022, поступило заявление ООО "Башжилиндустрия Плюс" о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением этим лицом договора управления тем же многоквартирным домом на основании протокола общего собрания собственников помещения указанного дома от 16.12.2021, содержащего решение о расторжении договора управления с ООО "ЖилСервис Ленинский" и о заключении договора управления с ООО "Башжилиндустрия Плюс"; в связи с наличием в комитете двух заявлений, в порядке части 1.1 статьи 46 ЖК РФ проведена внеплановая документарная проверка в целях проверки порядка проведения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 03.04.2022 N 1; по итогам проверки установлено нарушение требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников помещений от 03.04.2022 (не подтвержден факт уведомления каждого собственника в предусмотренные законом сроки о проведении собрания; в решениях по двум квартирам отсутствуют подписи собственников, подтверждающих волеизъявление собственников).
На эти же обстоятельства комитет указал в отзыве на заявление ООО "ЖилСервис Ленинский" по настоящему делу и в апелляционной жалобе.
Между тем, вопрос о законности решений, принятых общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 154 по ул. Худайбердина в г. Стерлитамаке Республики Башкортостан, оформленных протоколом от 03.04.2021 N 1, являлся предметом судебной оценки Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан в рамках дела N 2-5088/2022, возбужденного по иску ГК РБ по жилищному и строительному надзору к инициатору общего собрания Лукьянцеву А.А. о признании этих решений собрания недействительными.
Вступившим в законную силу решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 08.08.2022 в удовлетворении иска комитета отказано. При этом, судом установлено, что истцом не доказано наличие допущенных организатором собрания нарушений процедуры созыва и проведения собрания, в то время как ответчиком соблюдение процедуры созыва и проведения собрания подтверждено. Также, судом отмечено, что 03.08.2022 при проведении внеочередного общего собрания собственников помещений в спорном многоквартирном доме собственниками помещений были подтверждены решения, оформленные обжалованным протоколом.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Поскольку законность решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 154 по ул. Худайбердина в г. Стерлитамаке Республики Башкортостан, оформленных протоколом от 03.04.2021 N 1, подтверждена вступившим в законную силу решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 08.08.2022 по делу N 2-5088/2022, довод подателя апелляционной жалобы о допущенных при проведении такого собрания нарушениях подлежит отклонению, как противоречащий преюдициально установленным обстоятельствам.
С учетом изложенного, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о незаконности оспоренного приказа комитета об отказе во внесении изменений в реестр лицензий на основании заявления ООО "ЖилСервис Ленинский" от 14.04.2022.
Так как этим приказом созданы препятствия в осуществлении обществом лицензируемого вида деятельности, суд полагает подтвержденным также факт нарушения оспоренным приказом прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Таким образом, материалами дела подтверждена совокупность обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований о признании приказа комитета недействительным. Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться в том числе указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь этой нормой, исходя из результатов рассмотрения заявленных требований, суд первой инстанции правомерно возложил на комитет обязанность устранить нарушение прав заявителя, путем включения спорного многоквартирного дома в реестр домов, находящихся под управлением заявителя.
Довод подателя апелляционной жалобы о невозможности внесения таких изменений ввиду наличия поступившего 21.06.2022 в комитет нового заявления ООО "Башжилиндустрия Плюс" о внесении изменений в реестр в лицензий на основании более позднего протокола общего собрания собственников помещений спорного дома от 08.06.2022 N 2, подлежит отклонению, как противоречащий установленному решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 08.08.2022 по делу N 2-5088/2022 факту принятия внеочередным общим собранием собственников помещений в спорном многоквартирном доме 03.08.2022 решения о подтверждении решений, оформленных протоколом от 03.04.2022 31.
Распределение судебных расходов произведено судом первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из результатов рассмотрения судебного спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.12.2022 по делу N А07-17361/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-17361/2022
Истец: ООО "ЖИЛСЕРВИС ЛЕНИНСКИЙ"
Ответчик: ГК РБ по жилищному и строительному надзору
Третье лицо: ООО БАШЖИЛИНДУСТРИЯ ПЛЮС