10 апреля 2023 г. |
Дело N А83-25023/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Кузняковой С.Ю., |
|
|
|
Яковлева А.С., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каримовым А.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.02.2023 по делу N А83-25023/2022 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "КРЫММЛЫН" к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Крым об оспаривании решения в части размера штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КРЫММЛЫН" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым с заявлением о признании решения Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 14.09.2022 N 091S19220008194 незаконным в части размера штрафа, снизив его исходя из принципа справедливости и соразмерности до 2650 руб.
Определением от 25.01.2023 суд произвел замену Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым на правопреемника на Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.02.2023 суд изменил решение Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 14.09.2022 N 091S19220008194 незаконным в части размера штрафа, снизив его исходя из принципа справедливости и соразмерности до 2650 руб. В остальной части заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судебный акт принят с нарушением норм материального права, апеллянт просит взыскать с Общества финансовые санкции в полном объеме - в сумме 26 500 руб., оснований для снижения размера финансовых санкций нет.
В представленном отзыве Общество изложило свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, представителей не направили, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 16.08.2022 Общество "КРЫММЛЫН" представило ежемесячную отчетность по форме СЗВ-М за июль 2022 года на 53 застрахованных лиц. Пенсионный фонд провел проверку достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренного пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального 3 закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении Общества.
Итоги проверки отражены в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.08.2022 N 091S18220007318 (л.д. 23).
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки 14.09.2022 Пенсионный фонд принял решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 091S19220008194, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 26 500 руб. (л.д. 25-26).
Полагая решение Пенсионного фонда в части размера финансовой санкции не соответствующим принципу справедливости, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
При этом Общество не оспаривает сам факт допущенного нарушения, а также вину в его совершении, ссылается на несоразмерность санкции характеру допущенного нарушения, просит суд снизить размер примененного штрафа до 2650 руб.
При рассмотрении дела суд первой инстанции, руководствуясь принципом соразмерности наказания совершенному деянию, признал несоразмерным тяжести и характеру совершенного правонарушения штраф, указанный в решении от 14.09.2022 N 091S19220008194, и снизил штрафные санкции до 2650 руб.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Закона N 27-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В нарушение указанных норм Общество ежемесячную отчетность по форме СЗВ-М (исходная) в электронном виде за июль 2022 года представило с нарушением срока - 16.08.2022.
В связи с выявленным нарушением, пенсионный фонд 17.08.2022 составил акт N 091S18220007318 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
На основании изложенного, по результатам рассмотрения акта, Пенсионный фонд 14.09.2022 принял решение о привлечении Общества к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 26 500 руб. (500 руб. х 53 лица).
Факт нарушения срока представления отчетности по форме СЗВ-М (исходящая) материалами дела подтвержден. Процедура привлечения к ответственности органом соблюдена, расчет суммы финансовых санкций правильный, что также подтверждается материалами дела.
Общество наличие допущенного им правонарушения относительно срока представления отчетности не оспаривает, несогласно лишь с размером штрафа.
Судебная коллегия пришла к выводу, что при вынесении решения суд первой инстанции обоснованно учел смягчающие ответственность обстоятельства и снизил размер штрафа.
Так, по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочие суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции, принимая во внимание смягчающие вину обстоятельства: незначительный срок в просрочке предоставления сведений; отсутствие умысла в совершении правонарушения; отсутствие причиненного вреда государственным и общественным интересам, пришел к обоснованному выводу о возможном снижении размера штрафа до 2620 руб.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, на значительность размера штрафа повлияло количество работников (53 застрахованных лица), а не тяжесть совершенного проступка.
В рассматриваемом случае размер санкций с учетом установленных смягчающих обстоятельств определен судом с учетом принципов соразмерности и справедливости, в связи с чем, оснований для иной оценки представленных в материалы дела доказательств апелляционная коллегия не усматривает. Размер снижения штрафных санкций соответствует тяжести совершенного правонарушения и их характеру и определен судом исходя из оценки всех обстоятельств в совокупности.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.02.2023 по делу N А83-25023/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-25023/2022
Истец: ООО "КРЫММЛЫН"
Ответчик: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Третье лицо: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ