г. Киров |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А82-13694/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Ившиной Г.Г., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.12.2022 по делу N А82-13694/2022
по заявлению акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" (ИНН 7606066274, ОГРН 1077606005663)
к Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (ИНН 7604194785, ОГРН 1107600001233)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" (далее - заявитель, Общество, АО "Управдом Ленинского района") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным Решения регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (далее - ответчик, Фонд) от 19.05.2022 N 08-04/4057.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 09.12.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, несоответствия требованиям действующего законодательства при оформлении собственниками помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ярославль, ул. Добрынина, д. 27 протокола общего собрания 13.03.2022 N 1 имеют место, в связи с чем ответ Фонда от 19.05.2022 N08-04/4057 является мотивированным, законным и обоснованным. Кроме того ответчик полагает, что письмо от 19.05.2022 N 08-04/4057 носит информационный характер, в силу чего не подлежит оспариванию в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество в отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами Фонда и просило оставить решение суда без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.01.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.01.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство отложено с 20.02.2023 до 14 часов 30 минут 10.04.2023.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. АО "Управдом Ленинского района" заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Управдом Ленинского района" является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: г. Ярославль, ул. Добрынина, д. 27 (договор управления от 01.01.2008 N 3-075).
13.03.2022 внеочередным собранием собственников помещений в указанном многоквартирном доме принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта со счета регионального оператора на специальный счет. Решение оформлено протоколом от 13.03.2022 N 1 (вопрос N 3).
25.03.2022 Общество обратилось в Фонд с заявлением об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.
Письмом от 19.05.2022 N 08-04/4057 ответчик сообщил истцу о непринятии документов в работу в связи с их несоответствием требованиям статей 44.1, 45, 47, 175, 177 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 4, 12, 13, 15, 17, 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования N 44/пр) (л. д. 8-9).
Посчитав решение незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
При этом пунктом 6 названного постановления Пленума предусмотрено, что при рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание. О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол, уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
Согласно части 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются, в том числе аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора (пункт 1); открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета (пункт 2); иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции (пункт 6).
Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 180 АПК РФ).
Постановлением Правительства Ярославской области от 05.06.2013 N 629-п Фонд наделен полномочиями регионального оператора.
Согласно Уставу Фонда, утвержденному в новой редакции распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.06.2020 N 241, ответчик является не имеющей членства унитарной некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольного имущественного взноса ее учредителя для целей, определенных настоящим Уставом (пункт 1.1). Учредитель Фонда - Ярославская область в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (пункт 1.5). Предметом деятельности Фонда является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ярославской области, за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах на счете, счетах Фонда, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования (пункт 2.1).
Основной целью Фонда является обеспечение безопасных и благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах, расположенных на территории Ярославской области (пункт 2.2 устава).
Пунктом 2.4 Устава определено, что для достижения цели, установленной настоящим уставом, Фонд осуществляет виды деятельности, в которые помимо прочего входят:
- исполнение функции владельца специального счета в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ярославской области, в том числе открытие на свое имя специальных счетов в Российский кредитных организациях, соответствующих установленным требованиям, отобранных на конкурсной основе в порядке, установленном действующим законодательством, и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали Фонд в качестве владельца специального счета;
- рассмотрение в установленном порядке обращений граждан и юридических лиц по вопросам осуществления деятельности Фонда.
В силу части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
На основании части 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 3 статьи 173 ЖК РФ в случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса.
На официальном интернет-сайте Фонда опубликован Порядок проведения мероприятий по изменению способа формирования фонда капитального ремонта, замене владельца специального счета многоквартирного дома, утвержденный приказом Фонда от 30.01.2019 N 5 (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка с заявлением о смене способа формирования фонда капитального ремонта дома с общего счета регионального оператора на специальный счет предоставляются, в том числе заявление, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании пункта 9 Порядка Фонд проверяет достаточность представленных документов, их оформление в соответствии с действующим законодательством, а также правомочность общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (наличие кворума), наличие достаточности/недостаточности голосов собственников, проголосовавших "за" принятие решений по вопросам повестки дня.
В соответствии с пунктом 10 Порядка по результатам рассмотрения документов Фондом принимается одно из следующих решений:
1) о принятии пакета документов в работу;
2) об отказе в проведении мероприятий по изменению способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, замене владельца специального счета / о непринятии пакета документов в работу с указанием причин непринятия и о необходимости устранения выявленных нарушений.
Перечень оснований, по которым Фондом принимается предусмотренное подпунктом 2 пункта 10 Порядка решение, установлен в пункте 11 Порядка.
Согласно пункту 12 Порядка в случае отказа в принятии документов в работу Фонд направляет заявителю мотивированный ответ. Пакет документов направляется в архив входящей и исходящей документации Фонда.
Таким образом, оспариваемое в настоящем деле решение, выраженное в письме от 19.05.2022, принято Фондом в порядке реализации предоставленных ему полномочий по результатам рассмотрения заявления Общества. Решение содержит отказ в принятии документов в работу и адресованное Обществу требование о необходимости устранения нарушений для проведения мероприятий по изменению способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, что влечет определенные правовые последствия для последнего, имеющего статус управляющей организации, и собственников помещений, соответственно, может быть оспорено в судебном порядке.
Согласно части 4 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
В части 5 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 части 2, частью 3.1 статьи 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы (часть 4 статьи 173 ЖК РФ).
Согласно части 5 статьи 173 ЖК РФ решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Согласно пункту 1 статьи 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (пункт 5 статьи 181.4 ГК РФ).
Из материалов настоящего дела следует, что на внеочередном общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме N 27 по ул. Добрынина г. Ярославля приняты решения, предусмотренные частью 4 статьи 170, частью 3.1. статьи 175 ЖК РФ (протокол от 13.03.2022 N 1), а именно:
изменен способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора на способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете. Указано на прекращение формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формирование фонда капитального ремонта на счете управляющей организации (АО "Управдом Ленинского района");
определен владелец специального счета - АО "Управдом Ленинского района" (управляющая организация);
установлен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома (8,51 руб. с 1 кв. м (постановление Правительства Ярославской области от 28.06.2013 N 748-п));
выбрано лицо, уполномоченное на оказание услуг по предоставлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальным счет (Общество). Определено, что взнос на капитальный ремонт начисляется в едином или составном платежном документе отдельной строкой с указанием реквизитов специального счета в целях формирования фонда капитального ремонта;
определена кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет, - АО "Альфа-Банк".
Справкой АО "Альфа-Банк" подтверждается, что 23.03.2022 АО "Управдом Ленинского района" открыт специальный счет.
Таким образом, решение собственников помещений в указанном многоквартирном доме, оформленное протоколом от 13.03.2022 N 1, соответствует требованиям части 4 статьи 170, части 3.1 статьи 175 ЖК РФ, порядок изменения способа формирования фонда соблюден.
В порядке части 5 статьи 173 ЖК РФ Общество направило в Фонд пакет документов, в том числе протокол общего собрания собственников от 13.03.2022 N 1 (письмо от 31.03.2022 N 05-06/525).
По итогам рассмотрения представленного пакета документов Фонд письмом от 19.05.2022 N 08-04/4057 сообщил Обществу, что такие документы не соответствуют установленным требованиям.
Судом первой инстанции установлено, что в указанном письме Фонда отсутствуют какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о ничтожности принятого собственниками решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта. Сведения об оспаривании принятого собственниками решения в судебном порядке в материалы дела не представлены.
При этом выявленные Фондом замечания к протоколу общего собрания от 13.03.2022 (пункты 4-10 письма от 19.05.2022) не касаются существа вопроса о смене способа формирования фонда на счете регионального оператора на специальный счет. Эти замечания, вопреки мнению ответчика, не являются и такими нарушениями, которые влияют на правомочность общего собрания собственников помещений, волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, факт принятия последними решения о смене способа формирования фонда со счета регионального оператора на специальный счет.
Ссылка ответчика на то, что истцом не представлены документы, подтверждающие управление многоквартирным домом Обществом, неосновательна. Согласно принятому Фондом к рассмотрению заявлению Общества от 21.03.2022, на котором ответчиком проставлена соответствующая отметка о принятии (вх. N от 25.03.2022), Обществом представлены и договор управления, и протокол общего собрания собственников помещений о выборе в качестве управляющей организации Общества, и лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Аргументы Фонда о некорректной формулировке в справке АО "Альфа-Банк" об открытии специального счета, рассмотрены и отклонены. Согласно части 4 статьи 177 ЖК РФ операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при предоставлении протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, договора об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору.
Не приложение директором АО "Управдом Ленинского района" к заявлению от 21.03.2022 копии паспорта не является основанием для непринятия пакета документов по смыслу пункта 11 Порядка.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал, что решение Фонда, оформленное письмом от 19.05.2022 N 0804/4057 по результатам рассмотрения представленного Обществом пакета документов для проведения мероприятий по изменению способа формирования фонда капитального ремонта, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы последнего. Оспариваемое решение необоснованно возлагает на Общество обязанность устранить описанные в письме Фонда недостатки и после их устранения повторно направить в адрес Фонда необходимый для изменения способа формирования фонда капитального ремонта пакет документов, что в конечном итоге влечет те правовые последствия, на которые указывает Общество в отзыве на жалобу. Примененная судом восстановительная мера с учетом заявленного Обществом требования и установленных по делу обстоятельств обеспечивает защиту нарушенных прав последнего.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Решение Арбитражного суда Ярославской области по настоящему делу следует оставить без изменения, а жалобу Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена Фондом в сумме 3 000 рублей по платежному поручению от 27.12.2022 N 10189, в этой связи на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.12.2022 по делу N А82-13694/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области - без удовлетворения.
Возвратить Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (ИНН 7604194785, ОГРН 1107600001233) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению 27.12.2022 N 10189.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-13694/2022
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ