г. Санкт-Петербург |
|
06 марта 2024 г. |
Дело N А56-63025/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Рожнов А.В. по доверенности от 01.01.2024
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43513/2023) АО "ЛОЭСК - Электрические Сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2023 по делу N А56- 63025/2023, принятое
по заявлению АО "ЛОЭСК - Электрические Сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - Общество, АО "ЛОЭСК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, УФАС) от 28.06.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-1161/2023.
Решением суда от 21.11.2023 оспариваемое постановление Управления изменено в части, размер штрафа снижен до 300 000 руб., в удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, признать постановление Управления незаконным в части привлечения Общества к административной ответственности за нарушение сроков осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств ИП Грыдова А.Н.
Податель жалобы указывает на то, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения. Ссылается на отсутствие вины, а также на то, что невозможность осуществления технологического присоединения объекта ИП Грыдова А.Н. обусловлена объективными обстоятельствами.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления поступили заявления Гарголиной С.О. (вх. N 944/23 от 30.01.2023), Зубовой Е.А. (вх. N 3381/23 от 05.04.2023), ИП Грыдова А.Н. (вх. N4115/23 от 20.04.2023) по вопросу нарушения Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861 (далее - Правила N 861, Правила присоединения).
Управлением установлено, что:
1. 25.01.2022 между Гарголиной С.О. и АО "ЛОЭСК" заключен договор N 10- 1601/005-ПСФ-21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта, расположенного по адресу: 187340, Ленинградская обл., Кировский район, г. Кировск, м-в Беляевский мох, СНТ Строитель, 3 линия, 1 очередь, участок 106, кад. номер 47:16:0000000:7828 (далее - Договор N 1).
В соблюдение пункта 18 Правил присоединения АО "ЛОЭСК" обязано было выполнить мероприятия, предусмотренные техническими условиями к Договорам, в срок, определенный пунктом 16 Правил присоединения.
Согласно Договору N 1 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по Договору N 1 составляет 4 месяца с даты заключения настоящих Договоров.
АО "ЛОЭСК" должно было осуществить технологическое присоединение в срок до 25.05.2022.
2. 23.07.2022 между Зубовой Ю.А. и АО "ЛОЭСК" заключен договор N 05- 455/005-ПСФ-22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта, расположенного по адресу: ул. Советская, уч. 29, г. Высоцк, Выборгский р-н, Ленинградская обл., кад. номер: 47:01:0301001:860 (далее - Договор N 2).
В соблюдение пункта 18 Правил присоединения АО "ЛОЭСК" обязано было выполнить мероприятия, предусмотренные техническими условиями к Договорам, в срок, определенный пунктом 16 Правил присоединения.
Согласно Договору N 2 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по Договору N 2 составляет 4 месяца с даты заключения настоящих Договоров.
АО "ЛОЭСК" должно было осуществить технологическое присоединение в срок до 23.11.2022.
На момент подачи заявления в Управление мероприятия по Договору N 2 не выполнены.
3. 12.01.2022 между ИП Грыдовым А.Н. и АО "ЛОЭСК" заключен договор N 17-007/005-ПСФ-22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта, расположенного по адресу: 188760, Ленинградская обл., Приозерский р-н, г. Приозерск, ул. Заводская, д.7, кад. номер: 47:03:0301010:33 (далее - Договор N 3).
В соблюдение пункта 18 Правил присоединения АО "ЛОЭСК" обязано было выполнить мероприятия, предусмотренные техническими условиями к Договорам, в срок, определенный пунктом 16 Правил присоединения.
Согласно Договору N 3 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по Договору N 3 составляет 6 месяца с даты заключения Договоров.
АО "ЛОЭСК" должно было осуществить технологическое присоединение в срок до 12.07.2022.
На момент подачи заявления в Ленинградское УФАС России мероприятия по Договору N 3 не выполнены.
В связи с нарушением сетевой организацией пункта 16 Правил присоединения, 09.06.2023 в отношении Общества составлен протокол по делу N 047/04/9.21-1161/2023 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
Постановлением уполномоченного должностного лица Управления от 28.06.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-1161/2023 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Управления, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем, суд посчитал возможным на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу оспариваемым постановлением административного штрафа до 300 000 рублей.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами N 861.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Пунктом 16 Правил N 861 определен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Из письменных пояснений АО "ЛОЭСК" (от 30.05.2023 N 00-02/1670, от 07.06.2023 N 00-02/1752), направленных в Управление, следует, что "Согласно пункту 10 Технических условий к Договору для осуществления технологического присоединения объекта Гарголиной С.О. требовалось установить узел учета электрической энергии на опоре ВЛИ-0,4 кВ, точку присоединения согласовать с СНТ.
Обязательства АО "ЛОЭСК" перед Гарголиной С.О. исполнены в полном объеме, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 29.12.2022 N 10100002032, в то время как технологическое присоединение по договору с Гарголиной С.О. должно быть осуществлено до 25.05.2022.
Договор об осуществлении технологического присоединения объекта Зубовой Ю.А. заключен 23.07.2023 и подлежал исполнению в срок до 23.11.2022.
Согласно пункту 10 Технических условий к договору для осуществления технологического присоединения объекта Зубовой Ю.А. требуется строительство ВЛИ - 0,4 кВ от БКТП-1 до границы участка заявителя.
На момент вынесения оспариваемого постановления, подрядной организацией были выполнены проектно-изыскательские работы, включая разработку плана трассы ВЛИ-0,4 кВ.
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 N 301 "Об утверждении Порядка и условий и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области" АО "ЛОЭСК" получено Постановление Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 26.01.2023 N 245 о размещении ВЛИ - 0,4 кВ на землях Высоцкого городского поселения.
Обязательства АО "ЛОЭСК" перед Зубовой Ю.А. исполнены только 16.06.2023, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 16.06.2023 N 05БП-000346.
Таким образом, договор с Гарголиной С.О. исполнен 29.12.2022 с просрочкой на 7 месяцев, договор с Зубовой Ю.А. исполнен 16.06.2023 с просрочкой на 7 месяцев.
При этом Договор с ИП Грыдовым А.Н. не исполнен, в связи с отсутствием согласования технических условий с ОАО "Лесплитинвест".
В отношении технологического присоединения объекта ИП Грыдова А.Н. Общество указывало, что АО "ЛОЭСК" является владельцем, но не собственником ближайшего к земельному участку ИП Грыдова А.Н. электросетевого объекта, а именно подстанцией N 530 1 10/10 кВ (ПС N 530). Основанием владения данной подстанцией для АО "ЛОЭСК" является договор аренды имущества от 26.08.2014 N00-1552/2014 АРХ, заключенный между АО "ЛОЭСК" и ОАО "Лесплитинвест" (далее - Договор аренды).
Исходя из содержания пункта 10.1 Технических условий к Договору, для осуществления технологического присоединения объекта ИП Грыдова А.Н. необходимо спроектировать и построить ТП-10/0,4 кВ с установкой силового трансформатора расчетного номинала, а также спроектировать и построить КЛ-10 кВ от ячейки N 5 в РУ-10 кВ ПС N 530 до проектируемой ТП-10/0,4 кВ. Проектированию и строительству указанных объектов электросетевого хозяйства предшествует согласование присоединения к ПС N 530 с собственником ОАО "Лесплитинвест" (пункт 10.2.2 Технических условий).
26.01.2022 АО "ЛОЭСК" обратилось в адрес ОАО "Лесплитинвест" с целью согласования Технических условий к Договору.
Письмом от 02.03.2022 N 114 ОАО "Лесплитинвест" уведомило АО "ЛОЭСК" об отказе в согласовании Технических условий, в связи с отсутствием технической возможности присоединения к ПС N 530.
После получения отказа АО "ЛОЭСК" неоднократно инициировало проведение переговоров с ОАО "Лесплитинвест", однако решение собственника ПС N 530 не изменилось.
По инициативе ОАО "Лесплитинвест" 01.11.2022 подписано дополнительное соглашение N 8 к Договору аренды имущества от 26.08.2014 N 001552/2014 АРХ, по условиям которого АО "ЛОЭСК" не вправе осуществлять мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств новых заявителей к арендованному имуществу в течение всего срока действия Договора аренды.
Общество полагало, что в рассматриваемом случае у АО "ЛОЭСК" отсутствовала правовая возможность для соблюдения требований пункта 16 Правил N 861, в части сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению, ввиду запрета ОАО "Лесплитинвест" на присоединение к ПС N 530. Иные объекты электросетевого хозяйства вблизи расположения земельного участка ИП Грыдова А.Н. не находятся во владении, пользовании или собственности АО "ЛОЭСК", что исключает применение альтернативного технического решения для технологического присоединения объекта.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что являясь владельцем подстанции на основании договора аренды имущества от 26.08.2014 N 00-1552/2014 АРХ, заключенного с ОАО "Лесплитинвест", и заключая договор с Грыдовым А.Н. на условиях проектирования и строительства Обществом объектов электросетевого хозяйства с предварительным согласованием присоединения к ПС N 530 с собственником ОАО "Лесплитинвест", Общество несет риски, связанные с согласованием присоединения к ПС N 530 с собственником.
Таким образом, материалами административного дела подтверждено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных Правилами N 861 требований по технологическому присоединению объекта и своевременно выполнить необходимые мероприятия по Договору.
В апелляционной жалобе Общество настаивает на отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, поскольку задержка сроков выполнения технологического присоединения связана с особенностями расположения объекта присоединения, существенным объемом мероприятий, не позволяющий соблюсти сроки, установленные Правилами.
Между тем, будучи субъектом естественной монополии и профессиональным участником правоотношений по производству и сбыту электрической энергии, Общество было обязано учесть сроки осуществления технологического присоединения, установленные Правилами N 861. Доказательства уважительности причин нарушения срока технологического присоединения объекта заявителя на момент вынесения оспариваемого постановления Обществом не представлены.
Таким образом, вина Общества установлена судом и подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Обществом требований Правил N 861 и правомерно посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторности привлечения Общества к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ).
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, оценив приведенные Обществом в заявлении доводы и обстоятельства дела, суд первой инстанции посчитал возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначенного Обществу наказания.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, в силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В рассматриваем случае, учитывая характер допущенных нарушений и фактическое исполнение Обществом обязательств по технологическому присоединению потребителей Гарголиной С.О. и Зубовой Ю.А., принимаемые меры по технологическому присоединению объекта Грыдова А.Н., степень вины привлекаемого к ответственности, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного и с учетом позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, суд первой инстанции посчитал возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер назначенного Обществу административного штрафа до 300 000 руб.
По мнению суда инстанции, назначенное судом первой инстанции наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 ноября 2023 года по делу N А56-63025/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "ЛОЭСК - электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-63025/2023
Истец: АО "ЛОЭСК-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области