г. Ессентуки |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А63-232/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Жукова Е.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вилинской Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.12.2022 по делу N А63-232/2022, принятое по исковому заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, г. Ессентуки (ИНН 2626030460, ОГРН 1022601222665) к обществу с ограниченной ответственностью "Терек ЛТД", г. Ессентуки (ИНН 2626021280, ОГРН 102260122482), обществу с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс", г. Ессентуки (ИНН 2626034458, ОГРН 1052600129614), индивидуальному предпринимателю Бормотовой Элле Анатольевне, г. Ессентуки (ИНН 262600320306, ОГРНИП 304262632300045), индивидуальному предпринимателю Фиеву Юрию Васильевичу, ст. Ессентукская (ИНН 261803904312, ОГРНИП 304261818900022), обществу с ограниченной ответственностью "Техсервис", г. Ессентуки (ИНН 2626038766, ОГРН 1082650001169), индивидуальному предпринимателю Донцовой Надежде Петровне, г. Ессентуки (ИНН 262601757508, ОГРНИП 304262626500128), с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Юг Авто-Тур-Транс", г. Ессентуки, (ИНН 2626035910, ОГРН 1062626008455), индивидуального предпринимателя Маймулина Владимира Николаевича, г. Ессентуки (ИНН 262603207362, ОГРНИП 307265035400019) о прекращении действия свидетельств по осуществлению перевозок, при участии в судебном заседании представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки Кромина В.Г. (доверенность от 24.03.2023), представителя индивидуального предпринимателя Фиева Юрия Васильевича Щербакова В.В. (доверенность от 04.04.2021), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Терек ЛТД" (далее - ООО "Терек ЛТД"), обществу с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс" (далее - ООО "Автоэкспресс"), индивидуальному предпринимателю Бормотовой Элле Анатольевне (далее - ИП Бормотова Э.А.), индивидуальному предпринимателю Фиеву Юрию Васильевичу (далее - ИП Фиев Ю.В.), обществу с ограниченной ответственностью "Техсервис" (далее - ООО "Техсервис"), индивидуальному предпринимателю Донцовой Надежде Петровне (далее - ИП Донцова Н.П.) со следующими требованиями:
- прекратить действия свидетельства серии 000002 N 000048 от 30.03.2018 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного ООО "Терек ЛТД" по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 2А;
- прекратить действия свидетельства серии 000002 N 000058 от 30.03.2018 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного ИП Фиеву Ю.В. в отношении муниципального маршрута N 12;
- прекратить действия свидетельства серии 000002 N 000049 от 30.03.2018 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного ООО "Техсервис" в отношении муниципального маршрута N 9;
- прекратить действия свидетельства серии 000002 N 000053 от 30.03.2018 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного ИП Бормотовой Э.А. в отношении муниципального маршрута N 11;
- прекратить действия свидетельства серии 000002 N 000055 от 30.03.2018 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного ИП Бормотовой Э.А. в отношении муниципального маршрута N 11а (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Юг Авто-Тур-Транс" и индивидуальный предприниматель Маймулин Владимир Николаевич.
Решением суда от 19.12.2022 в удовлетворении требований управления отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, управлением подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества. Податель жалобы утверждает, что основаниями для вынесения судебного решения о прекращении действия свидетельств являются неоднократное в течение одного года непредставление ответчиками ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ИП Фиева Ю.В. полагал, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм действующего законодательства.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.12.2022 по делу N А63-232/2022 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, администрацией города Ессентуки на основании постановления администрации города Ессентуки от 01.06.2018 N 667 утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края.
ООО "Терек ЛТД" выдано 30.03.2018 свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 000002 N 000048, по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 2А.
ИП Фиеву Ю.В. выдано 30.03.2018 свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 000002 N 000058 по муниципальному маршруту N 12.
ООО "Техсервис" выдано 30.03.2018 свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 000002 N 000049 по муниципальному маршруту N 9.
ИП Бормотовой Э.А. выдано 30.03.2018 свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 000002 N 000053 по муниципальному маршруту N 11, а также свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 000002 N 000055 по муниципальному маршруту N 11а.
Администрацией города Ессентуки на основании постановления от 22.06.2021 N 946 утвержден Документ планирования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки Ставропольского края на 2021-2026 годы, согласно которому с 31.12.2021 предусмотрены изменения в отношении вышеназванных муниципальных маршрутов (представлено в электронном виде 21.02.2022).
Постановлением от 30.06.2021 N 996 "Об изменении вида регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки Ставропольского края" администрацией города Ессентуки с 31.12.2021 изменен вид регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки Ставропольского края с регулируемого тарифа на нерегулируемый тариф (представлено в электронном виде 21.02.2022).
Администрацией города Ессентуки на основании постановления от 30.12.2021 N 2308 внесены изменения в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории муниципального образования городского округа города - курорта Ессентуки Ставропольского края (представлено в электронном виде 21.02.2022).
В соответствии с пунктом 2 названного постановления признано утратившим силу постановление администрации города Ессентуки от 01.06.2018 N 667.
Полагая, что предпринимателями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров допущены существенные нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, влекущие прекращение действий выданных свидетельств, управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Суд первой инстанции, разрешая спор, правомерно исходил из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (статья 1 Закона N 220-ФЗ).
Частью 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Основания для прекращения действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок установлены в статье 29 Закона N 220-ФЗ.
По обстоятельствам, предусмотренным пунктами 1, 2, 4, 5 и 6 части 1 настоящей статьи, действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращается с момента наступления данных обстоятельств (часть 2 статьи 29 Закона N 220-ФЗ).
Частью 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств, в ней перечисленных.
Из буквального толкования части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ следует, что данная норма права предусматривает не безусловную ответственность перевозчика за указанное нарушение, а устанавливает право уполномоченного органа на обращение в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с действовавшей на момент предъявления управлением настоящего иска редакции частей 1, 2 статьи 37 Закона N 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт либо которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обязаны направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления, заключившие данный государственный или муниципальный контракт либо выдавшие данное свидетельство, ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок.
Форма ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и сроки направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Минтранса России от 16.12.2015 N 367 утверждены формы ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и установлении срока направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления.
Согласно пункту 2 данного приказа отчет об осуществлении регулярных перевозок представляется ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения свидетельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие таких оснований, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что обществами и предпринимателями в адрес управления не были направлены отчеты за весь период осуществления перевозок.
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В пунктах 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" разъяснено, что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, принимая во внимание, что Федеральным законом от 15.04.2022 N 92-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 37 Закона N 220-ФЗ признана утратившей силу, ввиду чего не подлежит применению при рассмотрении дела судом, пришел к выводу о том, что общества и предприниматели не могут быть привлечены к ответственности за неоднократное в течение одного года непредставление ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу N А76-21454/2021.
Суд первой инстанции также учел, что выданные управлением спорные свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, в границах муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки Ставропольского края, установлены сроком действия до 30.03.2023, что свидетельствует о том, что вновь выдаваемые свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам регулярных перевозок не влекут прекращение действия свидетельств с не истекшим сроком действия.
Кроме того, суд первой инстанции отметил, что Закон N 220-ФЗ не содержит указаний на то, что при изменении вида перевозок по регулируемым тарифам на перевозки по не регулируемым тарифам по конкретному маршруту, предполагает прекращение действия ранее выданного в отношении него свидетельства.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что выводу о том, что заявленные управлением требования удовлетворению не подлежат.
Иной подход к интерпретации примененных судом нормативных положений и установленных обстоятельств не свидетельствует об ошибочном толковании и применении норм права непосредственно к установленным фактическим обстоятельствам, не подтверждает нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход спора, и не является достаточным основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.12.2022 по делу N А63-232/2022 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.12.2022 по делу N А63-232/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-232/2022
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕССЕНТУКИ
Ответчик: Бормотова Элла Анатольевна, Донцова Надежда Петровна, ООО "АВТОЭКСПРЕСС", ООО "ТЕРЕК ЛТД", ООО "Техсервис", Фиев Юрий Васильевич
Третье лицо: Маймулин Владимир Николаевич, ООО "ЮГ АВТО-ТУР-ТРАНС"