г. Вологда |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А66-15205/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 апреля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Эльдорадо" Громова Р.М. по доверенности от 21.09.2022, от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Россихиной О.А. по доверенности от 15.04.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 19 января 2023 года по делу N А66-15205/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эльдорадо" (ОГРН 1026900532504, ИНН 6901015035; адрес: 170007, Тверская область, город Тверь, улица 2-я Александра Невского, дом 28; далее - общество, ООО "Эльдорадо") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221; адрес: 170042, Тверская область, город Тверь, улица Горького, дом 97; далее - министерство) о признании недействительным приказа от 20.10.2022 N 181-кв "Об утверждении заключения Комиссии по рассмотрению и согласованию технических проектов месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения на территории Тверской области, по рассмотрению и согласованию проектной документации "Технический проект разработки и рекультивации месторождения строительных песков "Савватьевское" (Блок С1-II) в Калининском районе Тверской области" (далее - Приказ N 181-кв) и о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения закона путем принятия в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему заявлению приказа о согласовании проектной документации "Технический проект разработки и рекультивации месторождения строительных песков "Савватьевское" (Блок С1-II) в Калининском районе Тверской области", представленной ООО "Эльдорадо" ответчику заявлением от 15.09.2022.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 19 января 2023 года по делу N А66-15205/2022 заявленные требования удовлетворены. На министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что оспариваемый обществом Приказ N 181-кв является правомерным и принят с учетом требований Правил подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2127 (далее - Правила подготовки и согласования, Правила N 2127).
ООО "Эльдорадо" в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществу выдана лицензия от 12.02.2015 серии ТВЕ N 80121 ТЭ на право пользования недрами для разведки и добычи песка строительного месторождения "Савватьевское" в 10 км юго-восточнее г. Тверь, в 1,5 км южнее п. Савватьевское Калининского района Тверской области. Срок действия лицензии - до 01.01.2025.
В соответствии с положениями подпункта "д" пункта 4.1, пункта 10.2 условий пользования недрами (приложение 1 к лицензии) обществом разработан Технический проект разработки и рекультивации месторождения строительных песков "Савватьевское" в Калининском районе Тверской области (блок С1-I), который согласован и утвержден приказом министерства от 25.06.2015 N 78-кв. Корректировки указанного проекта также согласованы министерством, что следует из приказов от 24.01.2017 N 13-кв и от 25.01.2022 N 5-кв.
Общество обратилось в министерство с заявлением от 15.09.2022 N 16 о согласовании проектной документации по месторождению строительных песков "Савватьевское" (Блок С1-II) в Калининском районе Тверской области, по результатам рассмотрения которого с учетом заключения экспертной комиссии министерства от 20.10.2022 министерством принят Приказ N 181-кв об отказе обществу в таком согласовании проектной документации.
Не согласившись с этим приказом, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
В соответствии с частью 1 статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1, Закон о недрах) разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 23.2 Закон N 2395-1).
Согласно части 3 статьи 23.2 Закона N 2395-1 состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (часть 4 статьи 23.2 Закона N 2395-1).
Во исполнение указанной статьи Закона о недрах утверждены Правила подготовки и согласования, согласно пункту 2 которых подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, установленных в лицензии на пользование недрами, требований по рациональному использованию и охране недр.
В силу пункта 4 этих Правил проектная документация подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее - комиссия).
Согласно пунктам 13, 14 Правил N 2127 для согласования проектной документации пользователь недр подает соответственно в Федеральное агентство по недропользованию, его территориальный орган или в уполномоченный орган заявление, которое должно содержать:
а) наименование и организационно-правовую форму, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации, идентификационный номер налогоплательщика, адрес места нахождения, телефон, факс и адрес электронной почты пользователя недр - для юридического лица;
б) фамилию, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, телефон, факс и адрес электронной почты - для индивидуального предпринимателя;
в) наименование представляемой на согласование проектной документации;
г) реквизиты лицензии на пользование участком недр с реквизитами всех изменений;
д) реквизиты заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (при наличии).
К заявлению прилагаются следующие документы:
а) проектная документация, подписанная уполномоченным представителем пользователя недр и скрепленная печатью (при наличии, в случае представления на бумажном носителе) пользователя недр, за исключением подписи на титуле, утверждающей проектную документацию;
б) копия предыдущего решения комиссии или уполномоченного органа (если рассмотрение проектной документации проводится повторно).
Согласно пункту 21 Правил N 2127 по результатам рассмотрения проектной документации комиссия или уполномоченный орган принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации (в отношении углеводородного сырья, угля (горючих сланцев) - с обязательным учетом заключения Министерства энергетики Российской Федерации о результатах рассмотрения проектной документации), которое направляется пользователю недр в электронном виде на адрес электронной почты, указанный в заявлении, предусмотренном пунктом 13 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия указанных решений.
Основаниями для принятия комиссией или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации согласно пункту 23 Правил N 2127 являются:
а) несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами;
б) несоответствие проектной документации требованиям пунктов 13 - 15 настоящих Правил и требованиям по рациональному использованию и охране недр;
в) несоответствие данных, указанных в проектной документации, заключению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;
г) несоответствие проектной документации составу и содержанию технических проектов, определенным правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, а также требованиям к структуре и оформлению технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил.
Из пункта 24 этих Правил следует, что в решении об отказе в согласовании проектной документации приводятся обоснование отказа и рекомендации по доработке проектной документации.
В рассматриваемом случае согласно заключению от 20.10.2022 при рассмотрении комиссией министерства проектной документации выявлены следующие замечания:
- представленное графическое приложение (лист 2) 24-2022-ПР.ГР-ГП-02 "План подсчета запасов. М 1:2000" отображает лишь часть месторождения "Савватьевское", на немотображены геологические блоки С1 и С1-II, не представлены геологические блоки С1- III и С1-IV;
- название графического приложения (лист 23) 34-2022-ПР.ГР-ГП-11 "Генеральный план месторождения с расположением проектируемых объектов. М 1:2000", указанное в содержании к Техническому проекту, не соответствует названию, указанному в самом графическом приложении ("генеральный план карьера с расположением проектируемых объектов. М 1:2000");
- ссылки на источники в тексте проекта указаны не в порядке встречаемости в тексте, а также сведения об использованных источниках пронумерованы цифрами с точкой, что не соответствует Требованиям.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, надлежащего обоснования отказа не приведено. В заключении не указаны нормативные требования, которые не соблюдены обществом.
В заключении комиссии министерства отмечено только, что проектные материалы должны быть представлены в соответствии с требованиями Правил N 2127, а структура и содержание проектной документации должны соответствовать Требованиям к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья, утвержденным приказом Минприроды России от 25.06.2010 N 218 (далее - Требования N 218).
При этом довод ответчика о нарушении обществом Требований N 218 подлежит отклонению, поскольку указанные Требования подлежат применению только в отношении технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами. Кроме того, как отмечалось ранее, какие конкретно положения Требований N 218 нарушены обществом - министерством не указано.
Суд первой инстанции также правильно отметил, что графическое приложение 24-2022-Пр.ГР-ГП-02 "План подсчета запасов. М 1:2000" содержит изображение контура подсчета запасов в блоке C1-II горного отвода, в отношении которого подготовленный технический проект приказом министерства от 27.06.2022 N 92-кв признан подготовленным для промышленного освоения.
Геологические блоки C1-III и С1-IV к разработке по рассматриваемому проекту не предназначены, в связи с этим их полное отображение на графическом приложении 24-2022-Пр.ГР-ГП-02 "План подсчета запасов. М 1:2000" не требуется. Наличие или отсутствие справочного отображения контуров блоков C1-III и C1-IV на рассматриваемом графическом приложении не влияет на обоснованность технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр в рамках данного технического проекта.
Доводы об обратном представителем министерства в ходе рассмотрения дела судами не приведены.
Нормативные акты, содержащие требования к обязательному отражению указанных выше элементов, министерство не привело.
Кроме того, часть контура блока C1-III, граничащая с блоком C1-II и C1-I, нанесена на данное приложение, наименование геологического блока C1-III указано и подписано на графическом приложении, что позволяет получить наглядное представление о взаимном расположений соответствующих геологических блоков. Из представленных материалов также следует, что блок C1-IV не граничит с блоком C1-II, находится за дорогой общего пользования, поэтому отсутствие отображения его контура на рассматриваемом графическом приложении не препятствует оценке обоснованности и правильности подготовки технического проекта разработки месторождения в блоке C1-II.
Суд также верно отметил, что при согласовании корректировок технического проекта разработки и рекультивации месторождения строительных песков "Савватьевское" в Калининском районе Тверской области (блок C1), выполненного ЗАО "Калугагеология" в 2015 году, утвержденных приказами министерства от 24.01.2017 N 13-кв и от 25.01.2022 N 5-кв, на аналогичном графическом приложении "План подсчета запасов" отображался только контур блока запасов по категории C1, в отношении разработки которого составлен технический проект.
Изменение предъявляемых к обществу требований министерством не обосновано и в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Ссылки министерства на несоответствие названия графического приложения 24-2022-ПР.ГР-ГП-11 "Генеральный план месторождения с расположением проектируемых объектов. М 1:2000" в тексте технического проекта названию в самом графическом приложении - "генеральный план карьера с расположением проектируемых объектов. М 1:2000", а также на "расположение ссылок на источники в тексте проекта не в порядке встречаемости в тексте проекта, "нумерацию сведений об использованных источниках цифрами с точкой" не могут являться основанием для отказа в согласовании технического проекта как надуманные и не основанные на вышеприведенных нормах права.
Довод о нарушении Требований N 218 также подлежит отклонению в связи с изложенными выше выводами.
По данному делу доказательств обоснованности оспариваемого приказа, применительно к обусловленным Правилами N 2127 основаниям для принятия решения об отказе в согласовании проектной документации, министерством не предъявлено.
В постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 N 8-П, от 29.01.2004 N 2-П, от 20.04.2010 N 9-П, от 20.07.2011 N 20-П, от 17.03.2022 N 11-П сформулирована правовая позиция, согласно которой из взаимосвязанных положений статей 1 (части 1), 2, 15 (части 2), 17 (части 1), 18, 55 (частей 2 и 3) и 75.1 Конституции Российской Федерации вытекает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает в том числе сохранение разумной стабильности правового регулирования, а также безусловность надлежащего гарантирования прав и законных интересов субъектов длящихся правоотношений.
Следует отметить, что в публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны обладать определенными гарантиями, обеспечивающими соблюдение прав и законных интересов при вторжении публичных органов в их деятельность. К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов государственных органов.
Однако по данному делу такие гарантии министерством не соблюдены.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно признал недействительным приказ министерства от 20.10.2022 N 181-кв.
Поскольку по настоящему делу установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений, то способ устранения нарушенных прав и законных интересов избран в соответствии с требованиями части 5 статьи 201 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Кроме того, относительно избранного способа устранения нарушенных прав и законных интересов возражений не приведено.
Выводы суда, изложенные в решении от 19.01.2023, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены судебного акта не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19 января 2023 года по делу N А66-15205/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-15205/2022
Истец: ООО "Эльдорадо"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ