г. Санкт-Петербург |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А26-8894/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.
при участии:
от заявителя: Магомедова А.А. по доверенности от 13.03.2023
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6819/2023) ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.02.2023 по делу N А26-8894/2022 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
3-е лицо: Индивидуальный предприниматель Сакара Дмитрий Григорьевич
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - ответчик, Управление, Карельское УФАС России) о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 600 000 руб. по делу N 010/04/9.21-530/2022 об административном правонарушении от 03.10.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Сакара Дмитрий Григорьевич (далее - третье лицо, Предприниматель).
Решением суда от 09.02.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части снижения суммы штрафа административного наказания. Податель жалобы ссылается на то, что судом не учтено, что Общество признает свою вину, Общество не бездействовало, предпринимало все зависящие от него действия для осуществления технического присоединения, затруднение выполнения работ связаны с необходимостью заключения договора с вышестоящей организацией.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление и третье лицо, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес Карельского УФАС России 03 августа 2022 года поступило заявление индивидуального предпринимателя Сакара Дмитрия Григорьевича с жалобой на действия ОАО "РЖД", выразившиеся в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению принадлежащих ему энергопринимающих устройств.
Как следует из заявления, между заявителем и ОАО "РЖД" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 39615-12-21/ОКТ, в соответствии с условиями которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения земельного участка с кадастровым номером 10:07:0020401:83, расположенного в Вяртсильском городском поселении Сортавальского муниципального района Республики Карелия.
Согласно заключенному договору срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня его заключения.
Исходя из того факта, что обязанности по оплате выполнены заявителем 27 декабря 2021 года, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 27 апреля 2022 года. Технические условия для присоединения к электрическим сетям являются неотъемлемой частью договора.
Из пунктов 1,3,4,5,8 технических условий для присоединения к электрическим сетям N 39615-12-21/ОКТ (далее-технические условия) следует, что наименование энергопринимающих устройств заявителя - распределительный щит напряжением 0,4 кВ, максимальная мощность присоединяемых электроустановок заявителя составляет 100 кВт, категория надежности - третья, класс напряжения электрический сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВ, источник питания - ПС 110/35/10 кВ Вяртсиля.
В силу пункта 10 технических условий сетевая организация осуществляет: заключение договора технологического присоединения с ПАО "Россети Северо-Запад" на увеличение максимальной мощности по линии электропередачи напряжением 10 кВ Л-28-07 с последующим выполнением технических условий сетевой организации; установку линейного разъединителя на отдельно стоящей опоре; установку комплектной трансформаторной подстанции напряжением 10/0,4 кВ с одним трансформатором расчетной мощности на границе участка заявителя; монтаж линии электропередачи напряжением 10 кВ от линии электропередачи напряжением 10 кВ Л-28-07 до вновь устанавливаемой комплектной трансформаторной подстанции напряжением 10/0,4 кВ через линейный разъединитель; монтаж прибора учета электроэнергии с трансформаторами тока расчетного номинала в распределительном устройстве напряжением 0,4 кВ вновь устанавливаемой комплектной трансформаторной подстанции напряжением 10/0,4 кВ; определение типа, параметров оборудования, протяженности и сечении линий электропередачи при проектировании; организацию учета электроэнергии в соответствии с требованиями законодательства и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, регламентирующих требования к учёту электроэнергии; обеспечение возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности; в случае необходимости отступления от технических условий, в том числе в ходе проектирования, такие отступления подлежат внесению в данные технические условия.
Согласно пункту 11 технических условий заявитель осуществляет: разработку проектной документации за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; монтаж ввода напряжением 0,4 кВ, энергопринимающих устройств в объёме, необходимом для электроснабжения объекта в соответствии с требованиями законодательства и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, регламентирующими требованиями к устройству электроустановок; фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям сетевой организации и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности); выполнение работ осуществить в соответствии с инструкцией по безопасному осуществлению действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности, размещенной в личном кабинете заявителя. Вместе с тем на момент направления обращения третьего лица технологическое присоединение не осуществлено.
Кроме того, ИП Сакара Д.Г. пояснил, что со своей стороны мероприятия по технологическому присоединению выполнил в полном объеме.
По результатам рассмотрения обращения Карельским УФАС России в отношении ОАО "РЖД" определением N 010/04/9.21-530/2022 от 19.09.2022 возбуждено дело об административном правонарушении, проведено административное расследование, по результатам которого 16.09.2022 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением вынесено постановление от 03 октября 2022 года N 010/04/9.21- 530/2022 о признании ОАО "РЖД" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в повторном нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, с назначением наказания в порядке статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Управления, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами N 861.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор должен содержать следующие существенные условия:
- перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
- срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора.
Пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными, в том числе в пункте 12.1 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
При этом в силу пункта 104 Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными, в том числе в пункте 12.1 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил. Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных, в том числе в пункте 12.1 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;
технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
В свою очередь, на основании пункта 106 Правил технологического присоединения заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что письмом от 26 августа 2022 года N исх-10819/ОНТНТЭ (вх. N4107) ОАО "РЖД" указало, что ООО "Энергопросбыт" в лице своего филиала "Желдорэнерго" является агентом ОАО "РЖД" в части обеспечения приема заявок на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "РЖД" и заключения соответствующих договоров на основании агентского договора от 30 апреля 2021 года N2455551, заключенного между ООО "Энергопросбыт" и ОАО "РЖД".
Так, в соответствии с пунктом 14 Правил технологического присоединения в адрес "Желдорэнерго" 10 декабря 2021 года поступила заявка ИП Сакара Д.Г. (вх. N 39615д) об осуществлении технологического присоединения земельного участка с кадастровым номером 10:07:0020401:83, расположенного в Вяртсильском городском поселение Сортавальского муниципального района Республики Карелия, в связи с чем ОАО "РЖД" разместило в личном кабинете заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 39615-12-21/ОКТ (далее -Договор).
Плата за технологическое присоединения была внесена заявителем 27 декабря 2021 года (платежное поручение N 172).
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что датой окончания исполнения обязательств по Договору со стороны Общества 27 апреля 2022 года, однако к названному сроку технологическое присоединение объекта не выполнено, что свидетельствует о нарушении Обществом Правил N 861 и наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторности привлечения Общества к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В апелляционной жалобе Общество указывает на отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, поскольку задержка сроков выполнения технологического присоединения связана с необходимостью заключения договора с вышестоящей организацией.
Между тем, указанные обстоятельства не исключают наличие вины Общества во вмененном правонарушении.
Будучи субъектом естественной монополии и профессиональным участником правоотношений по производству и сбыту электрической энергии, Общество было обязано учесть сроки осуществления технологического присоединения, установленные Правилами N 861, а также сроки, установленные договором подряда.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Обществом требований Правил N 861 и правомерно посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд первой инстанции не установил существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
В рассматриваемой ситуации Управлением назначен штраф в размере 600 000 руб. в минимальном размере санкции.
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В данном конкретном случае размер штрафа назначен Управлением с учетом характера правонарушения, при установленном и документально подтвержденном факте виновного бездействия Общества, в пределах установленной санкции.
Из материалов настоящего дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав Общества, обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, судом не установлены, назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
В материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением Общества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09 февраля 2023 года по делу N А26-8894/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8894/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" в лице Октябрьской дирекции по энергообеспечению-структурного подразделения Трансэнерго-филиала "РЖД", ОАО Октябрьская дирекция по энергообеспечению - ф-л "РЖД"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
Третье лицо: ИП Сакара Дмитрий Григорьевич