10 апреля 2023 г. |
Дело N А84-7338/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.04.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Ольшанской Н.А., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителя от Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" в лице филиала ФКУ "Управление Черноморского флота" - "1 финансово-экономическая служба" - Панкратов М.В. по доверенности от 11.10.2022 N 45/521, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю на решение Арбитражного суда города Севастополя от 26 декабря 2022 года по делу N А84-7338/2021, принятое по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю к Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота" в лице филиала Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота - "1 финансово-экономическая служба" о взыскании ущерба, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Чурдалёвой Людмилы Александровны,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю (далее - заявитель, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском о взыскании с Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" в лице филиала ФКУ "Управление Черноморского флота" - "1 финансово-экономическая служба" (далее - учреждение) ущерба, причинённого несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 17 097,88 рублей за период с 01.02.2018 по 31.05.2021.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 17.12.2021 суд принял заявление к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 15.02.2022 в порядке части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового судопроизводства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Чурдалёва Людмила Александровна.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 26 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает решение суда незаконным, вынесенным при неправильном применении норм материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на наличие причинно-следственной связи между неправомерными действиями ответчика в виде несвоевременного представления сведений по форме СЗВ-М за февраль и март 2018 года и выплатой пенсионным фондом пенсии работающему пенсионеру.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
От пенсионного фонда поступило ходатайство о замене Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю.
Судом установлено, что пенсионный фонд изменил наименование юридического лица на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю. На основании п. 4 ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение наименования лица, участвующего в деле, принято судом.
От учреждения поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
До начала судебного разбирательства от пенсионного фонда поступило заявление о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его отмены или изменения, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Чурдалёва Л.А. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
В установленные сроки учреждением были представлены в пенсионный орган исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль и март 2018 года, в которых сведения о Чурдалёвой Л.А. отсутствуют.
В связи с чем, пенсионным фондом было принято решение от 27.04.2018 в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ Чурдалёвой Л.А. была произведена индексация размера страховой пенсии как неработающему пенсионеру.
В период с 01.02.2018 по 31.05.2021 пенсия Чурдалёвой Л.А. выплачивалась с учетом вышеуказанного решения пенсионного органа, в увеличенном размере.
В апреле 2021 года учреждение представило в пенсионный фонд дополняющие сведения по форме СЗВ-М за февраль и март 2018 года, из которых следует, что в указанный период Чурдалёва Л.А. не прекращала трудовую деятельность в ФКУ "Управление ЧФ" (филиал 1 ФЭС ЧФ).
07.06.2021 пенсионным фондом выявлен факт излишне выплаченной Чурдалёвой Л.А. страховой пенсии по старости за период с 01.02.2018 по 31.05.2021 в сумме 17 097,88 рублей в связи с необоснованной выплатой индексации работающему пенсионеру по вине работодателя, несвоевременно представившего отчетность, о чем составлен соответствующий протокол.
В связи с выявленными обстоятельствами, пенсионный фонд в претензии от 09.06.2021 N 13-22/6372 предложил ответчику добровольно перечислить на счет истца данную сумму денежных средств.
Оставление учреждением указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения пенсионного фонда в суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика по непредставлению в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за февраль и март 2018 года, с учетом последующих действий по предоставлению соответствующей отчетности в срок и полностью достоверной, и возникшими убытками, а, соответственно, и вины ФКУ "Управление ЧФ" в причинении ущерба в сумме 17 097,88 рублей.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришла к следующим выводам.
В силу положений пунктов 1, 2, 3 статьи 25 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичная ответственность работодателя и пенсионера предусмотрена и положениями статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), согласно которым физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота", является страхователем, который в соответствии с действующим законодательством обязан своевременно представлять документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В соответствии со статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) производится без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 ЗаконаN 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с 6 частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе, договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 14.02.2018 ответчиком предоставлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2018 года, в том числе на Чурдалёву Л.А. Однако сведения о застрахованном лице Чурдалёву Л.А. по форме СЗВ-М за февраль и март 2018 года не представлены. Сведения об указанном застрахованном лице по форме СЗВ-М (дополняющая) за февраль и март 2018 года в отношении Чурдалёвой Л.А. ответчиком были представлены в пенсионный фонд 09.04.2021. Данное обстоятельство учреждением признается и не оспаривается, однако при этом, ответчик указывает, что указанный пенсионер продолжала оставаться работником учреждения без перерыва в трудовой деятельности и сведения о ней за последующие месяцы, начиная с отчета по форме СЗВ-М за апрель 2018 года, были представлены страхователем своевременно.
Пенсионный фонд указывает, что вина за излишне выплаченную Чурдалёвой Л.А. сумму страховой пенсии лежит полностью на учреждении, поскольку дополняющие сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль и март 2018 года, содержащие указание на данного работника, были представлены только в апреле 2021 года.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н были утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Как выше указывалось судом, в дальнейшем ответчиком своевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за последующие месяцы, начиная с отчета по форме СЗВ-М за апрель 2018.
Однако, истцом - органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, не были приняты во внимание и не учтены сведения поданные учреждением за январь 2018 года и последующие ежемесячные периоды, начиная с апреля 2018 года, что привело к необоснованно начисленным суммам, которые были выплачены Чурдалёвой Л.А.
Фактически пенсионный фонд имел возможность не производить выплату индексации, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил, что предотвратило бы начисление пенсии в завышенном размере и не привело бы к излишней выплате 17097,88 руб., однако указанной возможностью не воспользовался.
При обстоятельствах настоящего спора, принимая в апреле 2018 года решение о компенсации, пенсионный фонд, не получив сведений по форме СЗВ-М (за февраль и март 2018) на соответствующего работника, должен был проверить соответствующую информацию с помощью иных источников (форм отчетности).
В итоге, получив от страхователя сведения по форме СЗВ-М за январь 2018 года и последующие месяцы в отношении застрахованного лица, пенсионный фонд при соблюдении положений части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ был обязан уточнить (выявить) факт осуществления застрахованными лицами непрерывной трудовой деятельности в целях определения, подлежит ли фиксированная выплата страховой пенсии индексации, а при установлении такого факта принять соответствующее решение.
Однако, фонд не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица, дополнительную проверку не провел, а принимая решение о выплате пенсии (с учетом индексации), основывался исключительно на факте непредставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль, март 2018 года. При этом выплата пенсии с учетом индексации прекращена не была, а производилась с февраля 2018 года по май 2021 года.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика по непредставлению в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за февраль-март 2018 года, с учетом последующих действий по предоставления соответствующей отчетности в срок и полностью достоверной, и возникшими убытками, а, соответственно, и вины учреждения в причинении ущерба в сумме 17 097,88 рублей руб.
Аналогичная правовая позиции изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации N 307-ЭС18-22271 от 28.12.2018, N 309-ЭС21-9094 от 28.06.2021, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 16.12.2022 по делу N А84-7381/2021.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 26 декабря 2022 года по делу N А84-7338/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-7338/2021
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю
Третье лицо: Чурдалёва Людмила Александровна, Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского Флота", Филиал ФКУ "Управление Черноморского флота" - "1 финансово-экономическая служба"