г. Санкт-Петербург |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А56-72407/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.,
судей Горбачевой О.В., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.,
при участии:
от истца: Рыжова В.В. по доверенности от 11.07.2022 (онлайн),
от ответчика: 1) Саенко М.А. по доверенности от 10.01.2023,
2) Новикова И.А. по доверенности от 31.12.2022,
3) Кондратов А.Е. по доверенности от 01.01.2023,
4) Синяков А.В. по доверенности от 01.08.2022,
5) Ноздров М.В. по доверенности от 01.02.2023,
6) Кудрина А.А. по доверенности от 01.04.2023,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6208/2023) общества с ограниченной ответственностью "МРТ-ЭКСПЕРТ СПБ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2022 по делу N А56-72407/2022, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "МРТ-ЭКСПЕРТ СПБ"
к: 1) акционерному обществу "Городская страховая медицинская компания";
2) обществу с ограниченной ответственностью "страховая компания "Ингосстрах-М";
3) акционерному обществу "Медицинская акционерная страховая компания";
4) обществу с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания РЕСО-Мед";
5) обществу с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское Страхование";
6) акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗМед"
третье лицо: государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга";
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МРТ-Эксперт СПб" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга" (далее - Фонд), акционерному обществу "Городская страховая медицинская компания", обществу с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М", акционерному обществу "Медицинская акционерная страховая компания", обществу с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания РЕСО-МЕД", обществу с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское Страхование", акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-МЕД" (далее - страховые медицинские организации) о взыскании с Фонда в пользу страховых медицинских организаций оплаты за оказанную истцом медицинскую помощь застрахованным лицам, а также о взыскании в свою пользу задолженности по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 78049412021 от 15.01.2021:
- с АО "Городская страховая медицинская компания" 203 290 руб.;
- с ООО "Страховая компания "Ингосстрах-М" - 40 899 руб.;
- с АО "Медицинская акционерная страховая компания" - 150 237 руб.;
- с ООО "Страховая медицинская компания РЕСО-МЕД" - 108 425 руб.;
- с ООО "Капитал Медицинское Страхование" - 338 208 руб.;
- с АО "Страховая компания "СОГАЗ-МЕД" - 447 698 руб.
Решением от 29.12.2022 в удовлетворении иска отказано.
Истец, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, представители ответчиков возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 122 Приказа Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила) взаимодействие территориального фонда со страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями и страховых медицинских организаций с медицинскими организациями осуществляется в соответствии с договорами в сфере обязательного медицинского страхования.
Как следует из материалов дела, 15.01.2021 между истцом, Фондом и страховыми медицинскими организациями заключен договор N 780494/2021 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - договор).
В рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2021 год такой договор в соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которая участвует в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которой решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Комиссия) установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, территориальным фондом и страховыми медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, по форме, установленной Приказом Минздрава России от 30.12.2020 N 1417н "Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию".
Истец согласно пункту 8.1 договора обязуется обеспечить оказание медицинской помощи по территориальной программе в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями к ее оказанию, в пределах распределенных медицинской организации Комиссией, указанной в части 9 статьи 36 Закона N 326-ФЗ, объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, в рамках работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности медицинской организации.
Страховая медицинская организация согласно пункту 7.1 договора обязуется оплачивать медицинскую помощь по территориальной программе, оказанную медицинской организацией застрахованному в страховой медицинской организации лицу, в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями к ее оказанию в пределах распределенных медицинской организации решением Комиссии объемов предоставления медицинской помощи и ее финансового обеспечения, по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ, на основании представленных медицинской организацией в Фонд реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи по территориальной программе с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, путем перечисления денежных средств на расчетный счет медицинской организации не позднее 25 числа месяца (включительно).
Фонд согласно пункту 6.4 договора обязуется проводить в соответствии со статьей 40 Закона N 326-ФЗ медико-экономический контроль по реестрам счетов и счетам на оплату медицинской помощи по территориальной программе, представленным медицинской организацией, и направлять заключения по его результатам в медицинскую организацию, а также неотклоненные по результатам медико-экономического контроля реестры счетов и счета на оплату медицинской помощи по территориальной программе, а также заключения по итогам проведенного Фондом медико-экономического контроля по указанным реестрам счетов и счетам на оплату медицинской помощи по территориальной программе в страховую медицинскую организацию в соответствии со страховой принадлежностью застрахованного лица в сроки и в порядке, предусмотренных порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Приказом Минздрава России от 19.03.2021 N 231н "Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения" (далее - Порядок) установлен порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения и определяет правила и процедуру проведения страховыми медицинскими организациями, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также ее финансового обеспечения в объеме и на условиях, которые установлены территориальными программами обязательного медицинского страхования, базовой программой обязательного медицинского страхования, договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в том числе формы проведения такого контроля, его продолжительность и периодичность.
Как указывает истец, за спорный период - октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года он оказал застрахованным лицам медицинскую помощь в соответствии с надлежаще оформленными направлениями на КТ и МРТ исследования (далее - медицинская помощь/исследования) за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), в том числе исследования сверх установленного Комиссией по разработке территориальной программы ОМС в Санкт-Петербурге объема, на общую сумму 1 315 676 руб.
Для проведения медико-экономического контроля истцом были направлены в Фонд соответствующие реестры счетов и счета за оказанную медицинскую помощь за данный спорный период - октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года.
По результатам проведенного медико-экономического контроля Фонд составил следующие заключения:
- N пМРТЭксп от 27.01.2022, согласно которому истцу отказано в оплате медицинской помощи в октябре-ноябре 2021 года на общую сумму 876 529 руб. по коду дефекта 1.6.3 "Предъявление к оплате медицинской помощи сверх установленного размера финансового обеспечения";
- N пМРТЭксп/2021/12 от 27.01.2022, согласно которому истцу отказано в оплате медицинской помощи в декабре 2021 года на общую сумму 439 147 руб. по коду дефекта 1.6.3 "Предъявление к оплате медицинской помощи сверх установленного размера финансового обеспечения".
Истцом в адрес Фонда были направлены протоколы разногласий на вышеуказанные заключения медико-экономического контроля, которые оставлены Фондом без удовлетворения.
Отклонение Фондом оплаты предоставленных истцом реестров счетов и счетов послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Частью 7 статьи 14 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что деятельность в сфере ОМС осуществляется на основании договора о финансовом обеспечении ОМС, заключаемого между территориальным фондом ОМС и страховой медицинской организацией, а также договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключаемого между страховой медицинской организацией, медицинской организацией и территориальным фондом ОМС.
Для заключения договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС медицинская организация должна быть включена в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС и которым решением Комиссии установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС (часть 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС, распределяются решением Комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи. Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС субъекта Российской Федерации, в котором застрахованным лицам выдан полис ОМС, включают объемы предоставления медицинской помощи данным застрахованным лицам за пределами территории этого субъекта Российской Федерации. При этом распределение объемов предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями должно быть произведено комиссией до 1 января года, на который осуществляется распределение (пункт 4 Положения о деятельности Комиссии, Приложение N 1 к Правилам ОМС), то есть такое распределение осуществляется на будущий период и носит планируемый характер.
Согласно части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленным правилами ОМС.
Законодательством в сфере ОМС страховые медицинские организации, равно как и медицинские организации, не уполномочены самостоятельно утверждать тарифы и объем финансовых средств по оплате медицинской помощи. Страховые медицинские организации получают финансовые средства от территориального фонда ОМС в рамках договора о финансовом обеспечении ОМС и не вправе расходовать средства в ином порядке и размерах, чем это предусмотрено вышеуказанными нормами и договором. Остатки денежных средств после расчетов с медицинскими организациями страховые медицинские организации возвращают в территориальный фонд ОМС.
В силу части 2 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд ОМС осуществляет управление средствами ОМС на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
В пункте 8.1 договора закреплено, что истец обязуется обеспечить оказание медицинской помощи по территориальной программе в пределах распределенных истцу Комиссией объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, в рамках работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности истца.
Пунктом 10 договора установлено, что истец осуществляет оказание медицинской помощи по территориальной программе при заболеваниях, состояниях (группе заболеваний, состояний), приведенных в территориальной программе ОМС, в пределах распределенных организации решением Комиссии объема предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, в рамках работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности истца.
Решениями Комиссии для истца на 2021 год были установлены объемы предоставляемой медицинской помощи и финансовых средств, в пределах которых на основании заключенного договора истец осуществляет деятельность в сфере ОМС.
Истец не воспользовался правовыми инструментами для обоснованной корректировки распределенных Комиссией объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, а именно не обжаловал решение Комиссии.
Учитывая, что истцом как медицинской организацией оказаны услуги с превышением объемов оказания медицинской помощи за 2021, установленных решением Комиссии, при этом счета и реестры счетов на спорную сумму, выставленные медицинской организацией к оплате, не прошли формально-логический контроль в Фонде, у медицинской организации отсутствует право на истребование спорной суммы (Определение Верховного Суда от 17.05.2022 N 304-ЭС21-27079).
Общество, достоверно зная об установленных объемах медицинской помощи и финансового обеспечения, оказывало медицинскую помощь в объеме, не предусмотренном договором. Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации, а также договор не предусматривают возможность производить оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, сверх объемов предоставления медицинской помощи, установленных для истца решением Комиссии.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 декабря 2022 года по делу N А56-72407/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-72407/2022
Истец: ООО "МРТ-ЭКСПЕРТ СПБ"
Ответчик: АО "ГОРОДСКАЯ СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ", АО "МЕДИЦИНСКАЯ АКЦИОНЕРНАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ", АО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОГАЗ-МЕД", ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА", ООО "КАПИТАЛ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ", ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "ИНГОССТРАХ-М", ООО "СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ РЕСО-МЕД"