г.Москва |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А40-281123/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Е.Б.,
судей Головкиной О.Г., Левченко Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сологуб А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А40-281123/21 по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции,
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к Негосударственному частному учреждению общеобразовательная организация "Мини-школа"
о взыскании денежных средств, расторжении договора и выселении
по встречному иску Негосударственного частного учреждения общеобразовательная организация "Мини-школа
к Департаменту городского имущества города Москвы
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Суханова С.Ю. по доверенности от 22.11.2022, диплом ВСГ 4990103 от 09.06.2010;
от ответчика: Беркут А.М. директор, приказ от 16.03.2011, паспорт РФ;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Негосударственному частному учреждению общеобразовательная организация "Мини-школа" о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды от 13.01.1998 N 00-00008/98 за период с 01.07.2019 по 31.12.2021 в размере 2 133 693 руб. 26 коп., пени за период с 06.12.2014 по 31.12.2021 в размере 235 188 руб. 17 коп., о расторжении договора аренды от 13.01.1998 N 00-00008/98, а также о выселении Учреждения из нежилого помещения площадью 474,30 кв.м, расположенного по адресу: Москва, ул.Кузьминская, д.6, стр.2 (этаж 1, помещение I, комнаты 1-5, 5а, 6-14, 17-21, этаж 2, помещение II, комнаты 1-13) и обязании передать данное помещение в освобожденном виде Департаменту (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ).
Решением суда от 22.06.2022 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу о необходимости перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела определением от 27.12.2021 исковое заявление Департамента городского имущества города Москвы принято к производству и назначено предварительное судебное заседание на 03.03.2022 в 14 час. 50 мин.
Суд первой инстанции направил определение о принятии искового заявления к производству в адрес ответчика 27.12.2022.
03.01.2022 отправление прибыло в место вручения.
В соответствии со ст.112 Трудового кодекса РФ в его действующей редакции праздничными днями являются 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово.
При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день (ч.2 ст.112 Трудового кодекса РФ).
Таким образом, нерабочим являлся период с 31.12.2021 по 09.01.2022 включительно.
В соответствии с п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса РФ сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что согласно отчету об отслеживании отправления вручение почтальоном судебной корреспонденции пришлось на 03.01.2022, то есть на праздничный день, когда ни исполнительный орган, ни иной представитель юридического лица не обязаны находиться по адресу государственной регистрации.
Таким образом, ответчик в течение официальных праздничных дней был лишен возможности явиться в отделение связи за получением почтового отправления даже при наличии извещения, информации об оставлении которого в почтовом абонентском ящике ответчика в деле нет.
Поскольку, в материалах дела отсутствуют доказательства, которые могут свидетельствовать об извещении ответчика о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела (например, расписка в получении копии определения суда или письменное уведомление о назначении судебного разбирательства), а последующие определения в адрес ответчика судом не направлялись, суд апелляционной инстанции считает, что Арбитражный суд города Москвы рассмотрел дело N А40-281123/21 в отсутствие ответчика, не извещенного надлежащим образом о судебном разбирательстве, что привело к нарушению норм процессуального права.
Определением от 04.10.2022 Девятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
При новом рассмотрении дела истец поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик против удовлетворения иска возражал, заявил встречный иск о признании незаконным бездействия ДГИ Москвы о несообщении НЧУ ООО "Мини-Школа" о возможности подать заявление о заключении дополнительного соглашения об освобождении от арендной платы, обязании ответчика заключить дополнительное соглашение с истцом об освобождении от арендной платы на срок с 01.03.2020 по 31.12.2021.
Суд признает обоснованными заявленные истцом требования и отказывает в удовлетворении встречного иска в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Департамент (правопредшественник истца, арендодатель) и Учреждение (арендатор) заключили на срок до 19.06.2018 договор аренды нежилого помещения площадью 474,30 кв.м, расположенного по адресу: Москва, ул.Кузьминская, д.6, стр.2 (этаж 1, помещение I, комнаты 1-5, 5а, 6-14, 17-21, этаж 2, помещение II, комнаты 1-13), за N 00-00008/98 от 13.01.1998.
По истечении срока действия договор возобновлен на неопределенный срок (п.2 ст.621 Гражданского кодекса РФ).
По условиям договора ответчик обязался вносить арендную плату ежемесячно не позднее 5-го числа текущего месяца в размере, согласованном договором.
Между тем Учреждение в нарушение принятых на себя обязательств не вносило арендную плату в период с 01.07.2019 по 31.12.2021, в связи с чем образовался долг в размере 2 133 693 руб. 26 коп.
Также за несвоевременное внесение арендных платежей Департамент начислил Учреждению пени за период с 06.12.2014 по 31.12.2021 в размере 235 188 руб. 17 коп.
Невнесение Учреждением арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного договором срока является основанием для досрочного расторжения договора аренды, в связи с чем Департамент направил Учреждению соответствующее уведомление.
В отсутствие договорных отношений Учреждение в силу ст.622 Гражданского кодекса РФ обязано возвратить Департаменту арендованное имущество.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Факт неуплаты долга ответчиком не опровергнут, доказательств своевременного внесения арендной платы не представлено, в то время как в соответствии с требованиями ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Расчет неустойки судом проверен, выполнен арифметически правильно и методологически верно в соответствии с требованиями закона и условиями договора.
Договор расторгнут истцом в порядке ст.450.1 Гражданского кодекса РФ обоснованно, оснований для дальнейшего занятия ответчиком помещений не имеется
Ответчик, возражая против требований истца, и в обоснование встречного иска указывает, что Департаментом Учреждению не была предоставлена отсрочка и рассрочка платежей, что, по его мнению, нарушает его права.
Вместе с тем, в условиях режима повышенной готовности, в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, Правительством Москвы были приняты меры экономической поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям, арендующим земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, земельные участки на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы (постановление Правительства Москвы от 24.03.2020 N 212-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности".
В соответствии с п.3 постановления Правительства Москвы от 24.03.2020 N 212-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 31.03.2020 N 273-ПП-от 01.04.2020 N 324-ГШ, от 15.04.2020 N 405-ПП):
- по обращениям организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере культуры, физической культуры и спорта, выставочной, развлекательной, просветительской, образовательной деятельности, организации досуга и социально-воспитательной работы с населением, такие организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты арендных платежей по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, по договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, за период с I числа месяца приостановления их деятельности в соответствии с указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" до последнего календарного дня месяца, в котором завершилось приостановление деятельности, но не ранее 01.07.2020.
В соответствии с ч.3 ст.19 Закона N 98-ФЗ арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
К заявлению об освобождении от уплаты арендных платежей с указанием вида деятельности арендатора необходимо приложить:
- материалы фотофиксации, подтверждающие осуществление арендатором одного из вида деятельности, предусмотренного абзацем первым п.3 Постановления;
- приказ о приостановлении соответствующего вида деятельности, если она должна быть приостановлена в соответствии с принятыми законами.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих обращение ответчика в Департамент с целью заключения дополнительного соглашения об отсрочке уплаты арендной платы к договору аренды с приложением вышеуказанных подтверждающих документов (в том числе документов, материалов фотофиксации, подтверждающих невозможность осуществления арендатором деятельности), в материалы дела не представлено.
Данные обстоятельства свидетельствуют о формальном подходе и отсутствии заинтересованности в получении мер поддержки, а указание данных оснований в качестве доводов апелляционной жалобы на решение о взыскании задолженности спустя 3 года, являются проявлением заведомо недобросовестного поведения (в том числе в случае использования им объекта аренды вопреки установленным ограничительным мерам).
По вопросу начисления арендной ставки в размере 50% арендной ставки установленной договором. Департамент считает необходимым отметить следующее.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества" рекомендовано руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления предоставить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы но дотоворам аренды объектов недвижимого имущества меры поддержки, касающиеся уплаты налога на имущество организаций, имущество физических лиц, земельного налога по данному объекту недвижимости за период, на который предоставлена отсрочка.
Постановлением Правительства Москвы от 24.03.2020 N 212-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности" предусмотрено, что меры экономической поддержки предоставляются:
1) организациям - собственникам зданий, сооружений, помещений, расположенных на территории г.Москвы и используемых для размещения торговых объектов, в том числе торговых центров (комплексов), объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также управляющим компаниям закрытых паевых инвестиционных фондов, в составе которых имеются указанные здания, сооружения, помещения, при условии приостановления работы на этих объектах в соответствии с п.3.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", а в случае если объекты предоставлены арендаторам - также при условии снижения данными организациями за период с первого числа месяца приостановления работы на этих объектах в соответствии с п.3.2 Указа N 12-УМ до последнего календарного дня месяца, в котором завершилось приостановление работы, но не ранее 01.07.2020 арендаторам помещений (площадей) арендных платежей (арендной ставки) не менее чем на двукратный размер суммы налога на имущество организаций, земельного налога, арендной платы за земельный участок, относящийся к сданной в аренду площади данного объекта недвижимости, за соответствующий период и не менее чем на 50% изначально действовавшей арендной ставки (п.5.1 Постановления N 212-1111);
2) организациям - собственникам зданий, сооружений, помещений, расположенных на территории города Москвы и используемых для размещения гостиниц, управляющим компаниям закрытых паевых инвестиционных фондов, в составе которых имеются указанные здания, сооружения, помещения, а в случае если объекты предоставлены арендаторам (субарендаторам) - при условии снижения за II квартал 2020 года общей суммы платежей по договорам, предусматривающим непосредственное осуществление деятельности на данных объектах, в том числе регулирующим арендные правоотношения, не менее чем на 50 процентов (п.5.2 Постановления N 212-ПП);
3) по обращениям субъектов малого и среднего предпринимательства дополнительных соглашений, предусматривающих уменьшение на 50 процентов ежемесячных платежей в период со 02.07.2020 по 31.12.2020 по договорам на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договорам на размещение нестационарного торгового объекта, заключенным в соответствии с приложением 5 к Постановлению Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности" (п.6 Постановления N 212-ПП);
4) по обращениям хозяйствующих субъектов дополнительных соглашений, предусматривающих уменьшение на 50 процентов ежемесячных платежей в период 01.03.2020 по 01.07.2020 по договорам на размещение банкоматов, заключенным по результатам проведения конкурсов или аукционов (п.6.2 Постановления N 212-ПП).
5) уменьшение до 50 процентов платежей, подлежащих уплате собственником или иным законным владельцем рекламной конструкции дополнительного соглашения к заключенному договору на право установки и эксплуатации рекламных конструкций на имуществе города Москвы в период с 01.07.2020 по 30.09.2020 включительно, путем зачета в счет оплаты данных платежей части денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору, с освобождением хозяйствующего субъекта от обязанности восстановить уменьшенный в результате указанного зачета размер обеспечения исполнения обязательств по договору (пункт 6(1).1 Постановления N 212-ПП)
Правоотношения между сторонами не подпадают ни под одно из вышеперечисленных условий.
Иных случаев снижения арендной ставки до 50% законодательством города Москвы не предусмотрено, таким образом, претендовать на соответствующую льготу НЧУОО "Мини-школа" не вправе.
Следовательно, встречный иск судом отклоняется, в то время как первоначальные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся судом на ответчика.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266-269, 270, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.06.2022 по делу N А40-281123/21 отменить по безусловному основанию.
Взыскать с Негосударственного частного учреждения общеобразовательная организация "Мини-школа" в пользу Департамента городского имущества города Москвы задолженность в размере 2 133 693 руб. 26 коп. и пени в размере 235 188 руб. 17 коп.
Расторгнуть договор аренды от 13.01.1998 N 00-00008/98.
Выселить Негосударственное частное учреждение общеобразовательная организация "Мини-школа" из нежилого помещения площадью 474,30 кв.м, расположенного по адресу: Москва, ул.Кузьминская, д.6, стр.2 (этаж 1, помещение I, комнаты 1-5, 5а, 6-14, 17-21, этаж 2, помещение II, комнаты 1-13), обязав передать данное помещение в освобожденном виде Департаменту городского имущества города Москвы.
В удовлетворении встречного иска отказать.
Взыскать с Негосударственного частного учреждения общеобразовательная организация "Мини-школа" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 46 844 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-281123/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "МИНИ-ШКОЛА"