город Томск |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А27-15279/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2023 года.
Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда Марченко Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шаркези А.А. рассмотрел в судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, дело N А27-15279/2022 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (г. Новокузнецк, ОГРН 1104217005892, ИНН 4217127183) к садоводческому некоммерческому товариществу "Романтик" (г. Осинники, ОГРН 1134222000219, ИНН 4222014570) о взыскании 175 412,98 руб. задолженности.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Репин Сергей Алексеевич, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса (г. Кемерово, ОГРН 1144205012808, ИНН 4207044509).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - ООО "ЭкоТек") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу "Романтик" (далее - СНТ "Романтик") о взыскании 175 412,98 руб. задолженности.
Дело рассмотрено арбитражным судом на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного производства.
Решением от 25.11.2022 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены частично, с СНТ "Романтик" взыскано 19488,85 руб. долга, а также 698, 73 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ЭкоТек" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель со ссылкой на неотъемлемость образования отходов как закономерный результат процесса жизнедеятельности, а также абонентский характер договора по обращению с ТКО указывает, что применению для целей расчета задолженности ответчика, образовавшейся за период с 2018 по 2021, подлежит норматив отходообразования в размере 2,360 куб.м на одного участника в год, установленный в соответствии с Постановлением РЭК КО от 05.08.2021 N 265.
СНТ "Романтик" в порядке статьи 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии с требованиями статьи 272.1 АПК РФ, пунктов 47, 49 Постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Кемеровской области рассматривается судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, судьей единолично без проведения судебного заседания, извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Определением от 30.01.2023 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А27-15279/2022 по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, по общим правилам искового производства, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании.
Определением от 26.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда судебное заседание отложено, явка представителей сторон признана обязательной, сторонам предложено представить письменные пояснения относительно определения подлежащего применению норматива. Кроме того, судом предложено ООО "ЭкоТек" представить пояснения по фактическим обстоятельствам оказания услуг, а именно, пояснить, каким образом осуществлялся забор ТКО ответчика, имеется ли по месту нахождения СНТ "Романтик" контейнерная площадка, включен ли спорный адрес в Территориальную схему обращения с отходами (если включен, представить выкопировку из Территориальной схемы, а в случае невключения - доказательства фактического оказания услуг по сбору и вывозу ТКО ответчика в спорный период); сведения о количестве членов СНТ "Романтик", заключивших прямые договоры с региональным оператором, поступлении оплаты от членов СНТ непосредственно региональному оператору.
Между тем, требования апелляционного суда истцом не исполнены, явка в судебное заседание не обеспечена, дополнительные пояснения и доказательства не представлены.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3, 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов электронного дела, ООО "ЭкоТек" осуществляет свою деятельность на территории зоны "Юг" Кемеровской области как региональный оператор на основании Соглашения от 27.10.2017 с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области с 01 июля 2018 года (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктами 1.3.,1.4. Соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области" на 2017-2026 годы", утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.
Согласно пункту 9 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 к территориальной зоне "Юг" Кемеровской области относится, в том числе Новокузнецкий муниципальный район.
Таким образом, ООО "ЭкоТек" является региональным оператором по обращению с отходами на территории зоны "Юг" Кемеровской области, с которым собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в случае образования твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований включенных в зону "Юг".
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Постановление N 1156), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 05.06.2018 N 100 и от 27.04.2017 N 58 утверждены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и установлены нормативы накопления ТКО по категориям потребителей и категориям объектов, на которых образуются коммунальные отходы, на территории Кемеровской области.
Тарифы на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором установлены постановлениями РЭК Кемеровской области: на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 тариф составляет 416,68 руб./м3 (с НДС (18%) 491,68 руб./м3), на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 тариф составляет 411,37 руб./м3 (с НДС (20%) 493,64 руб./м3), с 01.07.2019 по 31.12.2019 тариф составляет 415,37 руб./м3 (с НДС (20%) 498,44 руб./м3), на период с 01.01.2020 тариф составляет 498,44 4 руб./м3 (НДС не облагается), на период с 01.07.2020 тариф составляет 542,61 руб./м3, с 01.01.2021 - 542,61 руб./м3, с 01.07.2021 - 566,37 руб./м3.
С 01.07.2018 деятельность по предоставлению услуг по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению твердых коммунальных отходов осуществляется истцом.
Предложение о заключении договора для всех потребителей опубликовано региональным оператором в средствах массовой информации (газета "Кузбасс" N 98 (26736 от 25.12.2018)).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Согласно пункту 8 (18) Постановления N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями Типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В рассматриваемом случае между сторонами договор на оказание услуг по обращению с ТКО в спорный период не подписан, в связи с чем, по утверждению ООО "ЭкоТек", услуги оказывались товариществу на условиях Типового договора, утвержденного Постановлением N 1156.
Исходя из пункта 6 Типового договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующем порядке: оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за такие услуги, оказанные в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактически оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за истекший месяц меньше объема, определенного настоящим договором, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В отсутствие подписанного договора расчёт стоимости услуг производился региональным оператором исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
В данном случае истец, ссылаясь на представленный Комитетом по ЖКХ Администрации Новокузнецкого муниципального района перечень СНТ по состоянию на 01.08.2020, произвел расчет платы за услуги по обращению с ТКО за период с июля 2018 по ноябрь 2021 для СНТ "Романтик" исходя из количества членов товарищества - 42 с применением норматива накопления ТКО, установленного для СНТ на территории Кемеровской области постановлением РЭК Кемеровской области - Кузбасса от 05.08.2021 N 265, в размере 2,360 куб.м на одного участника в год. По расчету ООО "ЭкоТек" сумма задолженности по оплате услуг составила 175 412,98 руб.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия исх.N 103832 от 27.06.2022 с требованием о погашении задолженности. В подтверждение направления претензии представлен список почтовых отправлений от 29.06.2022 N 157(партия 3052).
В связи с отсутствием ответа на претензию ООО "ЭкоТек" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия на стороне ответчика неисполненного обязательства по оплате оказанных истцом услуг в период с июля 2018 по ноябрь 2021, при этом с учетом установленного норматива накопления ТКО для СНТ с августа 2021, за период с июля 2018 по июль 2021 объем оказанных услуг для СНТ "Романтик" рассчитан судом на основании установленного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 норматива накопления для садоводческих и прочих некоммерческих объединений домовладений сезонного проживания, дачных и садоводческих участков, огородных участков в размере 0,144 куб.м в год за один участок.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу положений пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. К указанным основаниям среди прочего относятся договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащих ему; акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; судебные решения, установившие гражданские права и обязанности; приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом; иные действия граждан и юридических лиц.
В соответствии со статьей 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. При этом заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
В силу пунктов 1 - 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждена Постановлением N 1156.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В пункте 5 указанных Правил установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения. Аналогичные условия содержатся в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
Между тем, услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Так, согласно пункту 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Роль территориальной схемы, прежде всего, заключается в прозрачности движения ТКО. Кроме того, сведения, отраженные в территориальной схеме обращения с отходами, учитываются при установлении предельных тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО (пункт 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
Осуществляя сбор, транспортирование, переработку, захоронение, утилизацию и размещение ТКО в соответствии с территориальной схемой, региональный оператор обеспечивает надлежащее оказание услуги по обращению с такими отходами и получает за это соразмерную плату, возмещающую ему расходы, сопряженные с оказанием услуги, и приносящую нормативную прибыль.
В силу пункта 9 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требований к составу и содержанию таких схем, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 N 1130, реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО является источником для сведений, включаемых в раздел "Места накопления отходов" территориальной схемы.
Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО. При названных обстоятельствах, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14), не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944.
Другими словами, если место накопления ТКО потребителя не входит в территориальную схему и письменный договор в виде одного подписанного сторонами документа не заключен, а региональный оператор настаивает на состоявшемся оказании услуг по обращению с ТКО этому потребителю и необходимости их оплаты, то региональный оператор должен прямо доказать факт оказания таких услуг достаточными доказательствами, а не ограничиваться ссылкой на презумпцию образования отходов от деятельности потребителя и (или) абонентский характер договора.
Как следует из материалов электронного дела и указано самим истцом, осмотр места возможного складирования ТКО членами СНТ "Романтик" с целью последующего вывоза отходов региональным оператором произведен только в декабре 2021 года. Согласно акту осмотра нежилого строения и контейнерной площадки N 1267 НК от 16.12.2021 ближайшая к территории товарищества общественная контейнерная площадка для сбора ТКО расположена в Кемеровской области, Новокузнецкий р-н, с. Сосновка, ул. Пролетарская, 42.
Представленный истцом проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 153130-2021/ТКО с ответчиком также датирован 16.12.2021.
В размещенных на интернет-сайте Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса приложениях к территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, Кемеровской области содержатся сведения об СНТ "Романтик" как отходообразователе, однако, территория товарищества отнесена к г. Новокузнецку, место сбора отходов не определено. Доказательства включения ответчика в территориальную схему и определения для товарищества места сбора ТКО ранее декабря 2021 года региональным оператором, вопреки требованиям апелляционного суда, не представлены.
В этой связи предположение, что в отсутствие места накопления ТКО, предназначенного для СНТ "Романтик", члены товарищества могут складировать отходы в иных местах, внесенных в территориальную схему, создает ситуацию, когда услуга регионального оператора по обращению с ТКО формально считается предоставленной. Подобный подход не может быть поддержан, поскольку противоречит правовой природе договорных отношений по возмездному оказанию услуг, позволяя региональному оператору получать денежные средства за фактически не оказываемые услуги, в том числе, с учетом того, что услуги для отходообразователей, не включенных в территориальную схему, не принимаются в расчет при установлении тарифа для регионального оператора.
Поскольку в спорный период место сбора ТКО для ответчика определено не было (обратного из материалов дела не следует, истцом не доказано), отсутствуют основания полагать, что в спорный период между сторонами действовал типовой договор. ООО "ЭкоТек" каких-либо доказательств фактического оказания услуг для ответчика в период с июля 2018 года по ноябрь 2021 года (заявок ответчика на вывоз отходов, выставляемых истцом товариществу актов оказанных услуг и счетов на оплату, документов о движении мусоровозов и пр.) не представлено.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований полагать, что региональным оператором ответчику в спорный период оказывались услуги по сбору и вывозу ТКО, в связи с чем на стороне ответчика не возникло обязательств по оплате таких услуг.
С учетом указанного, апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности требований, предъявленных ООО "ЭкоТек", о взыскании с СНТ "Романтик" задолженности, что является основанием для отказа в удовлетворении иска.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.
В случае перехода к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, на отмену арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Поскольку суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, имеются основания для отмены решения от 25.11.2022 (резолютивная часть от 17.10.2022) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-15279/2022.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.11.2022 (резолютивная часть от 17.10.2022) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-15279/2022 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15279/2022
Истец: ООО "Экологические технологии"
Ответчик: СНТ "РОМАНТИК"
Третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, Репин Сергей Алексеевич