г. Москва |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А41-66619/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от ООО "ОССТЕМ": Новикова О.Б. по доверенности от 09.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от Шереметьевской таможни: Зенкина Е.Н. по доверенности от 09.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни
на решение Арбитражного суда Московской области
от 30 декабря 2022 года по делу N А41-66619/22,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОССТЕМ"
к Шереметьевской таможне
об оспаривании требования и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ОССТЕМ" (далее - ООО "ОССТЕМ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня, таможенный орган),в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным требование от 12.08.2022 N 10005030 о внесении изменений в таможенною декларацию N 10005030/090822/3213328;
- обязать таможенный орган устранить нарушение прав и законных интересов путем возврата излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 2 311 426 руб. 99 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 декабря 2022 года по делу N А41-66619/22 заявление удовлетворено (т. 1 л. д. 153-156).
Не согласившись с данным судебным актом, Шереметьевская таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Шереметьевской таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ООО "ОССТЕМ" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение условий внешнеторгового контракта от 04.08.2022 N ОRI-22-79 на территорию Российской Федерации ввезен товар: "Имплантаты стоматологические, титановые, предназначенные для восстановления жевательной функции на местах отсутствующих зубов, устанавливаются в альвеолярной кости верхней и нижней челюсти", код ОКПД2 32.50.22.190, производитель: "OSSTEM IMPLANT CO. LTD", КОРЕЯ, товарный знак: "OSSTEM IMPLANT CO. LTD".
В целях таможенного оформления обществом подана декларация на товары N 10005030/090822/3213328, в 33 графе указан классификационный код 9021 29 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, в графе 36 - льгота ОООО-ХТ в виде освобождения от уплаты НДС.
В графе 44 представлены сведения о регистрационных удостоверениях: от 05.09.2018 N РЗН 2018/7577, выданное на медицинское изделие "Имплантаты стоматологические TS SA", от 09.04.2020 N РЗН 2020/9919, выданное на медицинское изделие "Имплантаты стоматологические SS SA", от 12.08.2020 N РЗН 2020/11672.
В рамках таможенного контроля по декларации товара авиационным таможенным постом (ЦЭД) направлены запросы:
- от 09.08.20022 о предоставлении информация о материале, об области применения товара: ортопедия (исправление зубного ряда);
- замещение одного или нескольких зубов, а также об использовании товара исключительно в имплантах (товары 1, 6);
- от 10.08.2022 экспортная декларация от 04.08.2022 в соответствии с пунктом 1 статьи 325 ТК ЕАЭС для проверки документов и сведений, заявленных в декларации товара.
12 августа 2022 года Шереметьевской таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о товаре N 1, заявленные в декларации товара, в виде требования на основании пункта 2 статьи 112 ТК ЕАЭС, до выпуска товаров, в связи с тем, что код ОКПД2 поименован в пункте 14 Перечня за исключением кода ТН ВЭД ЕАЭС 9021 29 000 9 и льгота в виде освобождения от уплаты НДС заявлена неправомерно (т. 1 л. д. 33).
Полагая, что указанное требование является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "ОССТЕМ" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворении заявления в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их таможенным декларированием и проведения таможенного контроля.
В соответствии со статьей 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация, а также передача на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ).
Таким образом, освобождение от НДС в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации медицинских изделий применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные изделия, а также включении их в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 НК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень N 1042).
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закона N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 38 Закона N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила), в соответствии с пунктом 6 которого документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
На основании пункта 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее - Росздравнадзор), удостоверяет, что медицинское изделие успешно прошло все предусмотренные для него испытания, зарегистрировано и допущено к применению на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту "и" пункта 56 Правил в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается код общероссийского классификатора продукции (ОКП) для медицинского изделия.
Принадлежность медицинской техники к Перечню N 1042 определяется кодом Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93), утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
Как следует из материалов дела, товар "Имплантаты стоматологические, титановые, предназначенные для восстановления жевательной функции на местах отсутствующих зубов, устанавливаются в альвеолярной кости верхней и нижней челюсти", зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития как изделие медицинского назначения (изделие медицинской техники), о чем выданы регистрационные удостоверения Росздравнадзора 05.09.2018 N РЗН 2018/7577, от 09.04.2020 N РЗН 2020/9919, от 12.08.2020 N РЗН 2020/11672 с указанием кода ОКПД-2 32.50.22.190 (т. 1 л. д. 35-45).
К стоматологическим имплантатам может быть применён пункт 8 Раздела I Перечня, где указан общий код без детализации товара "Изделия травматологические 94 3800 (изделия для соединения костей; изделия для воздействия на кости; изделия корректирующие)" и которому соответствует ОКПД 2 32.50.22.190 и код ТН ВЭД ЕАЭС 9021 без дальнейшей детализации, так как стоматологические имплантаты относятся к изделиям, воздействующим на кость.
Согласно технической документации, инструкции по использованию, стоматологический имплантат является искусственной частью человеческого тела, т.е. искусственным заменителем корня утраченного зуба, который вкручивают в костную ткань челюсти, с которой он впоследствии интегрируется и служит будущему протезу опорой.
Имплантаты стоматологические по своему функциональному назначению, относятся к категории протезно-ортопедических изделий (протезов).
Данное обстоятельство подтверждается также присвоением законодателем имплантатам стоматологическим нового кода ОКПД2 32.50.22.194, который входит в категорию 32.50.22.190 "Протезы органов человека, не включенные в другие группировки" вида 32.50.22 "Суставы искусственные; ортопедические приспособления; искусственные зубы; зуботехнические приспособления; искусственные части человеческого тела, не включенные в другие группировки".
Внесением в пункт 14 (на который ссылается таможенный орган) Перечня "Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма 94 4400 (приборы и аппараты для электролечения низкочастотные; аппараты для электролечения высокочастотные и квантовые; приборы и аппараты для воздействия ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами; эндоскопы для лечения; аппараты водолечебные и бальнеологические, механотерапевтические; приборы и аппараты диотерапевтические, рентгенотерапевтические и ультразвуковые; аппараты ингаляционного наркоза, вентиляции легких, аэрозольтерапии, компенсации и лечения кислородной недостаточности; аппараты вакуумно нагнетательные, для вливания и ирригации; аппараты и устройства для замещения функций органов и систем организма; приборы и аппараты для лечения другие)" кода 32.50.22.194 - стоматологические имплантаты, законодатель не ограничил, а скорее расширил возможности для применения льготы по налогу для "стоматологических имплантатов, так как стоматологические имплантаты замещают функцию органов - корней зуба и могут быть отнесены как к 8, так и 14 группе Перечня.
Код 32.50.22.194 - стоматологические имплантаты введён Изменением 44/2020 ОКПД 2 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденного приказом Госстандарта от 26.05.2020 N 230-ст, и внесён в Перечень на основании постановления Правительства N 1574 от 01.10.2020 и начал действовать с 01.01.2021.
Регистрационные удостоверения Росздравнадзора 05.09.2018 N РЗН 2018/7577, от 09.04.2020 N РЗН 2020/9919, от 12.08.2020 N РЗН 2020/11672 с указанием кода ОКПД-2 32.50.22.190 на стоматологические имплантаты получены до этой даты.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Правительства от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении правил регистрации медицинских изделий" не содержит правового основания для внесения изменений в регистрационное удостоверение по причине смены кода ОКПД2 на зарегистрированные медицинские изделия, следовательно применить новый код 32.50.22.194 можно для недавно зарегистрированных стоматологических имплантатов.
Товар 1 имеет код ОКПД2 32.50.22.190 согласно регистрационным удостоверениям и код ТН ВЭД 9021 29 000 9, поименован в постановлении Правительства от 30.09.2015 N 1042 согласно пункту 8: Изделия травматологические 94 3800 (изделия для соединения костей; изделия для воздействия на кости; изделия корректирующие) и, следовательно, на него распространяется полная льгота по налогу на добавленную стоимость, как при ввозе, так и при реализации.
Таким образом, обществом таможенному органу представлены документы, подтверждающие, что ввезенный им товар относится к медицинским изделиям, ввоз которых освобождается от уплаты НДС.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое требование таможенного органа является незаконным и подлежит отмене.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 декабря 2022 года по делу N А41-66619/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-66619/2022
Истец: ООО "ОССТЕМ"
Третье лицо: ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ