г. Санкт-Петербург |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А56-77451/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Загараевой Л.П., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: И.С.Хариной
при участии:
от истца (заявителя): Бусырева М.А. по доверенности от 01.10.2022
от ответчика (должника): 1) Кольчугина Е.Н. по доверенности от 26.09.2022, 2) не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5708/2023) ЗАО "ЛОКОТРАНС"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 26.12.2022 по делу N А56-77451/2021 (судья Яценко О.В.), принятое
по иску ЗАО "ЛОКОТРАНС"
к 1)АО "Вагонная Ремонтная Компания-1", 2) ОАО "РЖД"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Локотранс" (ОГРН: 1027600682010; далее - ЗАО "Локотранс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Тихвинский сборочный завод "Титран-Экспресс" (далее - АО "ТСЗ "Титран-Экспресс") о взыскании 54 450,72 руб. убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") и акционерное общество "Вагонная ремонтная компания-1 " (далее - АО "ВРК-1").
Определением от 06.05.2022 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ОАО "РЖД" и АО "ВРК-1" (ОГРН: 1117746294104).
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявил ходатайство об уточнении исковых требований и просил взыскать с АО "ВРК-1" 54 450,72 руб. убытков, а также заявил об отказе от иска к ответчикам: АО "ТСЗ "Титран-Экспресс" и ОАО "РЖД".
Уточнения требований приняты судом.
Решением суда первой инстанции от 26.12.2022 принят отказ ЗАО "Локотранс" от иска к АО "Тихвинский сборочный завод "Титран-Экспресс" и ОАО "РЖД"; производство по иску в указанной части прекращено.
В удовлетворении иска к акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания-1" отказано.
В апелляционной жалобе Истец, ссылается на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела в части отказа в удовлетворении иска к АО "ВРК-1", просит решение суда в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы суд первой инстанции отказывая в удовлетворении иска к АО "ВРК-1" не учел, что на момент установки 18.11.2018 колесной пары N 1226-32858-2017, при деповском ремонте вагона N 54205273, с момента поверки истекло 6 месяцев, в связи с чем Ответчик в силу принятых на себя обязательств был обязан произвести ремонт колесной пары.
В судебном заседании представитель истца доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель АО "Вагонная ремонтная компания-1" с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
АО "ТСЗ "Титран-Экспресс" и ОАО "РЖД", уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в обоснование исковых требований ЗАО "Локотранс" (покупатель) ссылается на заключение договора поставки от 24.08.2017 N ТЭ-258-156-17 с АО "ТСЗ "ТитранЭкспресс" (поставщик), на основании которого истцу была поставлена новая колёсная пара N 1226-32858-2017, которая была установлена 18.11.2018 при деповском ремонте вагона N 54205273.
Указанный вагон был забракован в текущий отцепочный ремонт, с отнесением ответственности на АО "ВРК-1" согласно акту-рекламации от 22.04.2021 N 64/4 ОАО "РЖД", оплата за проведённый ремонт осуществлена ЗАО "Локотранс".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявленных к АО "ВРК-1" указал на не доказанность причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Ответчика и понесенными расходами.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.
В пункте 2 статьи 307 Кодекса установлено, что обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Кодексе.
В статье 15 Кодекса предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы.
Согласно пункту 1 статьи 393 Кодекса должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В статье 1082 Кодекса определено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Из приведенных правовых норм следует, что право на возмещение убытков в указанных случаях отличается по основаниям возникновения: из договора и из деликта.
В случае если убытки возникли в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договорного обязательства, нормы об ответственности за деликт не применяются, а убытки возмещаются в соответствии с правилами об ответственности за неисполнение договорного обязательства или согласно условиям договора, заключенного между сторонами (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 1399/13 и от 03.06.2014 N 2410/14).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Как следует из материалов дела в рамках договора от 24.08.2017 N ТЭ-258-156-17 АО "ТСЗ "Титран-Экспресс" произвело поставку в адрес ЗАО "Локотранс" колесной пары N 1226-32858-2017.
Колесная пара N 1226-32858-2017 была установлена при деповском ремонте вагона N 54205273 от 18.11.2018 на основании заключенного между ЗАО "Локотранс" и АО "ВРК-1" договора N ВРК-1/114/2018 от 01.02.2018 на плановые виды ремонта грузовых вагонов, что подтверждается актом выполненных работ N 106 от 18.11.2018, расчетно-дефектной ведомостью от 18.11.2018, а также листком учета комплектации от 18.11.2018, актом замены узлов от 18.11.2018.
18.04.2021 по станции Братск Восточно-Сибирской ж. д. вагон N 54205273 был отцеплен в текущий отцепочный ремонт.
24.04.2021 по данному вагону проведен текущий отцепочный ремонт в ВЧДЭ-13 Тайшет Восточно-Сибирской ж. д., при котором был выполнен средний ремонт колёсной пары N 1226-32858-2017 с обточкой поверхности катания колес.
В соответствии с п. 12.5.2.4 РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 "Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов", при среднем ремонте колесных пар производят восстановление профиля катания колес (при необходимости) при условиях, указанных в п.19 руководящего документа:
- разность расстояний между ними в одной колесной паре, измеренная в четырех точках, расположенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях более 2,0 мм.
- при обточке наружных боковых поверхностей ободьев колес не будут срезаны клейма завода-изготовителя колес и ширина ободьев колес будет не менее допускаемой.
Однако, в ходе рассмотрения комплекта рекламационных документов установлено, что при проведении комиссионного расследования причины возникновения дефекта, при визуальном осмотре и инструментальном обмере неисправной колёсной пары, выявлен факт отсутствия неисправностей на поверхности катания колес, что подтверждается п. 14.6 Плана расследования и актом браковки. Необходимость проведения механической обработки обода колеса не требовалась.
В результате комиссионного расследования причин отцепки вагона выявлено, что причиной неисправности послужило: контактно-усталостное повреждение (шелушение) на дорожках качения наружных колец заднего и переднего подшипников с последующим образованием дефектов на деталях подшипников в виде наминов.
Также было установлено, что при проведении деповского ремонта вагону N 54205273 и подкате колесной пары N 1226-32858-2017 в ВЧДР Тайшет АО "ВРК-1", клеймо 651, не был выполнен текущий ремонт колёсной паре в нарушение требований п. 12.4.1.1 (п. 31.6.5.2) РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 "Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов".
Согласно акту-рекламации формы ВУ-41-М N 64/4 от 22.04.2021 при комиссионном осмотре вагона N 62157540 выявлена технологическая неисправность Нагрев подшипника в корпусе буксы (код 150).
Согласно требованиям п. 12.4 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колёсных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) проведение текущего ремонта колесных пар обязательно при каждой подкатке колесных пар под вагоны. Соответственно, при деповском ремонте вагона N 54205273 от 18.11.2018 подлежал проведению текущий ремонт колесной пары N 1226-32858-2017.
Между тем такой ремонт произведен не был, что Ответчиком не оспаривается.
Доводы Ответчика о том, что поскольку колёсная пара N 1226-32858-2017 являлась новой, не бывшей в эксплуатации, в связи с чем, проведение её текущего ремонта не требовалось, отклоняется апелляционным судом.
Ремонт колесных пар производится в соответствии с требованиями Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колёсных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), утв. Советом по железнодорожному транспорту государств-участников содружества, протокол заседания от "19-20" октября 2017 г. N 67, введенным в действие с 01.01.2018.
В соответствии с пунктами 31.6.5.1 - 31.6.5.3 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колёсных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) колесным парам с подшипниками всех типов, не бывшим в эксплуатации после проведения им последнего среднего или текущего ремонта (находящимся на хранении в цехах и колесных парках):
- до шести месяцев - текущий ремонт не производится;
- от шести до двадцати четырех месяцев - производится текущий ремонт;
- более двадцати четырех месяцев - производится средний ремонт.
Из материалов дела следует, что полное освидетельствование колесной пары N 1226-32858-2017 было проведено в апреле 2018 г., клеймо предприятия 1161 (п. 15.1. Плана расследования), в то время как подкачена колесная пара под вагон была при деповском ремонте 18.11.2018, то есть спустя 7 (семь) месяцев после проведения среднего ремонта, следовательно, на Ответчике лежала обязанность при подкатке колесной пары под вагон произвести текущий ремонт.
В разделе 6 договора N ВРК-1/114/2018 от 01.02.2018 стороны предусмотрели гарантийные обязательства Подрядчика, в том числе, и порядок выявления гарантийного случая.
Согласно пункту 6.2 Договора N ВРК-1/114/2018 от 01.02.2018 отказ вагона по технологической неисправности признается гарантийным случаем на основании расследования, с необходимыми документами, подтверждающими вину Подрядчика, если акт-рекламации, формы ВУ-41-М, не оспорен в установленном порядке.
Из пункта 6.5 Договора N ВРК-1/114/2018 от 01.02.2018 следует, что Подрядчик в претензионном порядке возмещает Заказчику расходы, связанные с устранением дефектов, при предъявлении акта-рекламации, формы ВУ-41-М, а также документов, подтверждающих вину Подрядчика согласно требованиям действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что после обнаружения неисправности в адрес Ответчика была отправлена телеграмма о вызове представителя N 1269 от 19.04.2021, о чем имеется отметка в акте-рекламации, формы ВУ-41-М.
Кроме того, от ЗАО "Локотранс" в адрес Подрядчика по электронной почте также было направлено письмо N 1243 от 19.04.2021 о вызове на расследование по случаю отцепки вагона N 54205273 в текущий ремонт по 150 коду (Нагрев подшипника в корпусе буксы).
Подрядчик о своем намерении принять участие в расследовании не сообщил, представителя не направил, следовательно оснований не принимать односторонние документы составленные в ходе расследования причин возникновения неисправности у суда не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В статье 723 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты права заказчика на качественное выполнение работ.
Так, в силу пункта 1 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
- безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
- соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрена в договоре подряда (статья 397).
Поскольку установка спорной колесной пары произведена Ответчиком без проведения ее текущего ремонта в нарушение положений пункта 31.6.5.2 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колёсных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), неисправность выявлена в период гарантийных обязательств Ответчика, доказательств отсутствия вины в нарушении принятых на себя обязательств Ответчиком не представлено, расходы Истца на устранение выявленной неисправности подлежат возмещению за счет Ответчика.
Размер расходов по устранению неисправности подтвержден представленными в материалы дела документами и Ответчиком не оспорен.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования Истца о взыскании с АО "ВРК-1" 54 450,72 руб. убытков -удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2022 по делу N А56-77451/2021 отменить.
Принять отказ ЗАО "Локотранс" от иска к акционерному обществу "Тихвинский сборочный завод "Титран-Экспресс" и ОАО "Российские железные дороги".
Производство по делу по иску ЗАО "Локотранс" к акционерному обществу "Тихвинский сборочный завод "Титран-Экспресс" и ОАО "Российские железные дороги" прекратить.
Взыскать с АО "Вагонная ремонтная компания-1" (ОГРН: 1117746294104) в пользу ЗАО "Локотранс" (ОГРН: 1027600682010) убытки в размер 54 450,72 рубля, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях в размере 5 178 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-77451/2021
Истец: ЗАО "ЛОКОТРАНС"
Ответчик: АО "Вагонная ремонтная компания-1", АО "ТИХВИНСКИЙ СБОРОЧНЫЙ ЗАВОД "ТИТРАН-ЭКСПРЕСС", ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: Ольга Викторовна Шашанова