г. Пермь |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А60-46437/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Григорьевой Н.П.,
судей Муталлиевой И.О., Пепеляевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моор О.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 01 февраля 2023 года
по делу N А60-46437/2022
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (ОГРН 1026602351049, ИНН 6608003655)
к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (ОГРН 1026605251287,ИНН 6661089658)
третьи лица: Администрация городского округа Заречный (ОГРН 1026600836019, ИНН 6609001932)
о взыскании расходов за ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - истец, ЕМУП "Спецавтобаза") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - ответчик) расходов, понесенных при ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в сумме 63 969 руб. 35 коп. (с учетом уточнения размера исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа Заречный (далее - третье лицо, Администрация).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.12.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указал, что очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям. Считает, что ликвидация свалок не относится к переданным полномочиям органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов. Кроме того, уведомление об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО от истца в адрес Министерства не поступало, претензия также не была направлена в адрес ответчика. Судом не дана надлежащая оценка тому, что денежные средства на ликвидацию свалок у исполнительных органов субъекта отсутствуют. По мнению апеллянта, надлежащим ответчиком по делу является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, поскольку на основании п. 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. Также заявитель жалобы выражает несогласие с расчетом предъявленных ко взысканию расходов, поскольку включает в себя общехозяйственные расходы и рентабельность. Указывает на злоупотребление истцом своими правами. Считает, что истцом не доказана обязанность Министерства нести расходы на ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО. Полагает, что судом не проверена стоимость ликвидации с учетом структуры затрат и возложения на ответчика расходов регионального оператора как субъекта предпринимательской деятельности.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он отклонил приведенные в жалобе доводы, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в соответствии со ст.ст. 156 и 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в адрес ЕМУП "Спецавтобаза" поступили сведения о принятии мер к ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО (далее - МНР ТКО), объем которых превышает 1 м3 на территории: Свердловская область, ГО Заречный (кадастровый номер участка: 66:42:0102001, координаты: 56.820483, 61.350315) (МНР ТКО N 4432); Свердловская область, ГО Заречный (кадастровый номер участка: 66:42:0102001, координаты: 56.817152, 61.352123) (МНР ТКО N 4433); Свердловская область, ГО Заречный (кадастровый номер участка: 66:42:0102001, координаты: 56.787495, 61.315915) (МНР ТКО N 4431).
В ходе проверки указанной информации специалистами ЕМУП "Спецавтобаза" было установлено, что по адресу Свердловская область, ГО Заречный (кадастровый номер участка: 66:42:0102001, координаты: 56.820483, 61.350315), незаконно размещены ТКО, объем которых превышает 1 м3; по адресу: Свердловская область, ГО Заречный (кадастровый номер участка: 66:42:0102001, координаты: 56.817152, 61.352123), незаконно размещены ТКО, объем которых превышает 1 м3; по адресу Свердловская область, ГО Заречный (66:42:0102001, координаты: 56.787495, 61.315915), незаконно размещены ТКО, объем которых превышает 1 м3.
Истец уведомил Администрацию о факте обнаружения места несанкционированного размещения ТКО, а также предложил ликвидировать место несанкционированного размещения ТКО собственными силами или заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО.
Истец ликвидировал собственными силами по указанным выше адресам несанкционированное размещение ТКО, поскольку по истечении 30 дней с момента направления уведомления, договор на оказание услуг по ликвидации несанкционированного размещения ТКО не заключен и не ликвидировано место несанкционированного размещения ТКО.
Расходы истца по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО составили 63 969 руб. 35 коп.
15.07.2022 в адрес Администрации была направлена претензия с требованием в течение 7 (семи) дней с момента получения претензии возместить расходы ЕМУП "Спецавтобаза", понесенные при ликвидации вышеуказанных МНР ТКО в общем размере 63 969 руб. 35 коп., однако требования исполнены не были.
Неисполнение ответчиком во внесудебном порядке требований истца послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Проанализировав материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик должен нести расходы по ликвидации несанкционированных свалок, и исходил из доказанности ликвидации истцом места несанкционированного размещения ТКО, поскольку расходы ответчиком не возмещены, в пользу истца взысканы денежные средства в сумме 63 969 руб. 35 коп.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Доводы жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, которое осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, отклоняются в силу следующего.
На основании ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами N 1156, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В пунктах 1, 2 статьи 13 Закона N 89-ФЗ предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Законом.
При этом собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором (пункт 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156).
Согласно пункту 16 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641" в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела, при камеральной обработке данных Единого государственного реестра недвижимости и материалов лесоустройства установлено, что:
- земельный участок с координатами 56.820483, 61.350315 (МНР ТКО N 4432) расположен в квартале 85 (выдел 45) Режиковского участка Режиковского участкового лесничества Свердловского лесничества Свердловской области;
- земельный участок с координатами 56.817152, 61.352123 (МНР ТКО N 4433) расположен в квартале 85 (выдел 53) Режиковского участка Режиковского участкового лесничества Свердловского лесничества Свердловской области;
- земельный участок с координатами 56.787495, 61.315915 (МНР ТКО N 4431) расположен в квартале 48 (выдел 15) Белоярского участка Режиковского участкового лесничества Свердловского лесничества Свердловской области.
Из Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-ПП следует, что министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей, среды, охраны атмосферного воздуха, недропользования, лесных отношений, водопользования, безопасности гидротехнических сооружений, обращения с отходами производства и потребления, организации, функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы, создания искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, регионального государственного экологического надзора.
В соответствии с п. 19 Положения Министерство осуществляет на территории Свердловской области полномочия Российской Федерации, названные в ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно, полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты, то есть полномочия собственника лесного участка.
Таким образом, именно Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является надлежащим ответчиком, в связи с чем довод жалобы в данной части отклоняется.
Довод жалобы о том, что в связи с изменением законодательства очистка лесов от захламления не относится к санитарным предприятиям, отклоняется, поскольку Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области наделено полномочиями собственника земельных участков с кадастровыми номерами: 66:42:0102001, 66:42:0102001, 66:42:0102001, с данным обстоятельством связана обязанность возмещения расходов именно Министерством, а не иным лицом, изменения закона в части захламления лесов на данное обстоятельство не влияют.
Довод жалобы относительно отсутствия уведомлений о ликвидации свалок отклоняется, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от возмещения соответствующих расходов, понесенных истцом.
Довод жалобы относительно несогласия с расчетом стоимости предъявленных ко взысканию расходов отклоняется, поскольку порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством РФ не урегулирован, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
В соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Вместе с тем доказательств, свидетельствующих о том, что стоимость фактически истцом затрат на ликвидацию места несанкционированного размещения отходов не соответствует цене, которая обычно взимается за аналогичные услуги, ответчиком не представлено (ст. 9, 65 АПК РФ).
Ссылка апеллянта на то, что представленный истцом расчет включает в себя общехозяйственные расходы и рентабельность, отклоняется, поскольку включение их в структуру затрат по ликвидации МНР ТКО действующему законодательству не противоречит.
Довод жалобы об отсутствии в федеральном бюджете денежных средств на возмещение расходов истца отклоняется, с учетом вышеизложенных выводов о наличии обязанности ответчика по возмещению затрат по ликвидации МНР ТКО.
Учитывая, что факт проведения истцом работ по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в отсутствие договорных отношений подтвержден материалами дела и ответчиком надлежащими доказательствами не оспорен, доказательств возмещения указанных расходов ответчик не представил, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности по компенсации затрат истца по ликвидации несанкционированной свалки.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся лишь к несогласию ответчика с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Таким образом, решение арбитражного суда от 01.02.2023 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 февраля 2023 года по делу N А60-46437/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.П.Григорьева |
Судьи |
И.О.Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-46437/2022
Истец: МУП Екатеринбургское "Специализированная автобаза"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАРЕЧНЫЙ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ