г. Москва |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А41-8269/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания Бикметова Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
от ИП Петрова Алексея Николаевича - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета лесного хозяйства Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Государственного бюджетного учреждения Московской области "Трест геологогеодезических и архитектурно-планировочных работ "Мособлгеотрест" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Федерального агентства лесного хозяйства - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26.01.2023 по делу N А41-8269/22 по иску ИП Петрова Алексея Николаевича к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании незаконным бездействия, обязании исключить сведения, обязании инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС (с учетом уточнения);
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Государственное бюджетное учреждение Московской области "Трест геологогеодезических и архитектурно-планировочных работ "Мособлгеотрест", Федеральное агентство лесного хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Петров Алексей Николаевич (далее - ИП Петров А.Н., заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области к Комитету лесного хозяйства Московской области с заявлением, исходя из принятых судом уточнений в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ, с требованиями:
признать незаконным бездействие, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:17:0000000:64921; 50:17:0000000:64960; 50:17:0000000:65942; 50:17:0020305:9 об отсутствии наложений на земли лесного фонда и не предоставлении сведений в РГИС;
обязании Комитет лесного хозяйства Московской области исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:17:0000000:64921; 50:17:0000000:64960; 50:17:0000000:65942; 50:17:0020305:9 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда;
обязать Комитет лесного хозяйства Московской области инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:17:0000000:64921; 50:17:0000000:64960; 50:17:0000000:65942; 50:17:0020305:9 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, государственное бюджетное учреждение Московской области "Трест геолого-геодезических и архитектурно-планировочных работ "Мособлгеотрест", Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.01.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет Лесного Хозяйства МО обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
До начала судебного заседания от ИП Петрова Алексея Николаевича поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:17:0000000:64921; 50:17:0000000:64960; 50:17:0000000:65942; 50:17:0020305:9.
Земельные участки отнесены к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Согласно справкам от 06.09.2021 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий, площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:64921 с землями лесного фонда составляет 364204,27 кв. м, с кадастровым номером 50:17:0000000:64960 - 347 422,75 кв. м, с кадастровым номером 50:17:0000000:65942 - 8300,57 кв. м, с кадастровым номером 50:17:0020305:9 - 8793,53 кв. м.
В этой связи предприниматель обратился в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлениями привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в государственном лесном реестре и в материалах лесоустройств, в соответствие с границами земельных участков с кадастровыми номерами 50:17:0000000:64921; 50:17:0000000:64960; 50:17:0000000:65942; 50:17:0020305:9, границы которых установлены в ЕГРН; исключить из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведения, которые противоречат сведениям ЕГРН о границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:17:0000000:64921; 50:17:0000000:64960; 50:17:0000000:65942; 50:17:0020305:9.
По результатам рассмотрения заявлений Комитетом лесного хозяйства Московской области приняты решения о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении вышеуказанных земельных участков.
В материалы дела также представлены акты от 25.10.2021 N 4226/2/11-09/2021/ЛА, N 4219/2/11-12/2021/ЛА, от 25.11.2021 N 4650/2/11-12/2021/ЛА, N 4664/2/11-06/2021/ЛА, от 26.11.2021 N 4673/2/11-09/2021/ЛА, от 24.11.2021 N 4641/2/11-09/2021/ЛА об изменении документированной информации государственного лесного реестра, согласно которым из состава лесничеств исключены сведения о земельном участке, пересекающем границы земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:64921 на площади 266 719 кв. м; с кадастровым номером 50:17:0000000:64960 - 327 497 кв. м; с кадастровым номером 50:17:0000000:65942 - 6 169 кв. м; с кадастровым номером 50:17:0020305:9 - 7 966 кв. м.
Следовательно, из состава земель лесного фонда исключены наложения границ, не соответствующие исходным справкам.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Комитетом лесного хозяйства Московской области допущено бездействие, поскольку фактически документированная информация государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН не приведена, в публичных реестрах и информационных системах содержатся сведения о наложении границ земельного участка на земли лесного фонда.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьями 7, 67 - 69 ЛК РФ местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
По смыслу приведенных норм, все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В соответствии частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В силу частей 5, 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.06.2015 N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ и части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).
С учетом приведенных положений следует признать, что собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 9 статьи 91 ЛК РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из пункта 10 части 1 статьи 83 ЛК РФ ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 12.33 Постановления Правительства МО от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области отнесено к полномочиям Комитета лесного хозяйства Московской области.
Таким образом, Мособлкомлес уполномочен на проведение лесоустройства и ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в границах территории Московской области.
Согласно ч. 3 ст. 91 ЛК РФ документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации.
Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и ЕГРН, с тем, чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
В силу пункта 6.1 административного регламента предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Распоряжением Мособлкомлеса от 26.03.2021 N 28РВ-5, результатом оказания государственной услуги является:
6.1.1. Решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости по форме, приведенной в приложении 1 к административному регламенту.
В случае принятия решения, предусмотренного настоящим пунктом, Мособлкомлесом составляется акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра в порядке, предусмотренном приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение". Электронный образ указанного акта в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента утверждения направляется в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области для размещения в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области.
6.1.2. Решение об отказе в предоставлении Государственной услуги по форме, приведенной в приложении 2 к административному регламенту.
Судом установлено, что Комитет лесного хозяйства Московской области принял решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении спорных земельных участков.
Утвержденные акты от 25.10.2021 N 4226/2/11-09/2021/ЛА, N 4219/2/11-12/2021/ЛА, от 25.11.2021 N 4650/2/11-12/2021/ЛА, N 4664/2/11-06/2021/ЛА, от 26.11.2021 N 4673/2/11-09/2021/ЛА, от 24.11.2021 N 4641/2/11-09/2021/ЛА об изменении документированной информации государственного лесного реестра направлены в адрес Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области для размещения в ИСОГД.
Между тем, суд учитывает, что в результате оказания государственной услуги по приведению документированной информации в соответствии с ЕГРН по заявлению предпринимателя являются акты от 25.10.2021 N 4226/2/11-09/2021/ЛА, N 4219/2/11-12/2021/ЛА, от 25.11.2021 N 4650/2/11-12/2021/ЛА, N 4664/2/11-06/2021/ЛА, от 26.11.2021 N 4673/2/11-09/2021/ЛА, от 24.11.2021 N 4641/2/11-09/2021/ЛА об исключении пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:64921 на площади 266 719 кв. м; с кадастровым номером 50:17:0000000:64960 - 327 497 кв. м; с кадастровым номером 50:17:0000000:65942 - 6 169 кв. м; с кадастровым номером 50:17:0020305:9 - 7 966 кв. м, при этом в отношении границ указанных земельных участков решение о проведений мероприятий "лесной амнистии" в площади, испрашиваемой к приведению в соответствие, не принято.
Возражая против удовлетворения требований, представитель Комитета лесного хозяйства Московской области пояснил, что несоответствие площадей вызвано погрешностью вычисления площади наложения земельного участка на земли лесного фонда при использовании программного комплекса, смещением планшетов лесоустройства при формировании информационного слоя РГИС; наложение земель лесного фонда на земельные участки с кадастровыми номерами 50:17:0000000:64921, 50:17:0000000:64960, 50:17:0000000:65942, 50:17:0020305:9 отсутствует.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств, что в ранее выданных справках из ГЛР имелась техническая ошибка в указании площади наложения. Иных доказательств и юридически значимых документов, подтверждающих, что на момент формирования и утверждения актов от 25.10.2021 N 4226/2/11-09/2021/ЛА, N 4219/2/11-12/2021/ЛА, от 25.11.2021 N 4650/2/11-12/2021/ЛА, N 4664/2/11-06/2021/ЛА, от 26.11.2021 N 4673/2/11-09/2021/ЛА, от 24.11.2021 N 4641/2/11-09/2021/ЛА имелось наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:17:0000000:64921, 50:17:0000000:64960, 50:17:0000000:65942, 50:17:0020305:9 в материалах дела не имеется, суду также не представлено.
Кроме того, в силу пункта 13.2.17 административного регламента предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Распоряжением Мособлкомлеса от 26.03.2021 N 28РВ-5, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является фактическое отсутствие пересечения границ земельного участка с границами лесного фонда.
Между тем, как следует из представленных заявителем в материалы дела справок от 04.04.2022 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий, площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:64921 составляет 364204,27 кв. м, с кадастровым номером 50:17:0000000:64960 - 347422,75 кв. м, с кадастровым номером 50:17:0000000:65942 - 8300,57 кв. м, с кадастровым номером 50:17:0020305:9 - 8793,53 кв. м.
Таким образом, из материалов дела следует, что решение по оказанию государственной услуги в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:17:0000000:64921, 50:17:0000000:64960, 50:17:0000000:65942, 50:17:0020305:9 в площади, испрашиваемой к приведению в соответствие, не принято, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данной части Комитетом лесного хозяйства Московской области допущено бездействие, поскольку фактически документированная информация государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН не приведена, в публичных реестрах и информационных системах содержатся сведения о наложении границ земельного участка на земли лесного фонда.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Законом Московской области N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", в целях повышения эффективности управления социально-экономическим развитием Московской области за счет формирования единого информационного пространства Московской области, обеспечивающего удовлетворение потребностей центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организаций, находящихся в их ведении, для реализации своих полномочий, удовлетворение потребностей физических лиц и организаций в пространственных данных, реализации информационного взаимодействия на основе интеграции государственных и негосударственных информационных ресурсов, содержащих пространственные данные, Правительством Московской области постановлено создать государственную информационную систему "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (далее - РГИС), что отражено в Постановлении Правительства МО от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (вместе с "Положением о государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области").
Согласно п 5. Постановления Правительства МО от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (вместе с "Положением о государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области") информация, содержащаяся в РГИС, является государственным информационным ресурсом Московской области.
Согласно п. 13 данного постановления поставщиками информации являются:
- центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, организации, находящиеся в их ведении;
- государственные органы Московской области;
- органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, находящиеся в их ведении;
- федеральные органы государственной власти, организации, находящиеся в их ведении, в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС;
- организации в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС.
При этом поставщики информации (в настоящем случае Комитет лесного хозяйства Московской области) обеспечивают достоверность, актуальность и полноту данных РГИС, предоставляемых в соответствии с Перечнем пространственных данных РГИС, Порядком информационного взаимодействия участников РГИС, Соглашением об информационном взаимодействии эксплуатации РГИС.
Распоряжением Мособлкомлеса от 18.12.2019 N 29РВ-19 утвержден Порядок предоставления сведений о пересечении границ земель государственного лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области, регулирующий процедуру использования электронного сервиса предоставления сведений о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области (далее - Сервис, Порядок).
Сервис используется в целях:
Определения наличия или отсутствия пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области.
Определения возможности предоставления Комитетом лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) государственной услуги "Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости".
Органом, ответственным за предоставление информации посредством Сервиса, является Комитет.
Результатом предоставления Сервиса является информация о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области или о невозможности предоставления информации о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области.
Справка, заверенная усиленной электронной цифровой подписью Комитета, по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Порядку, содержащая:
- сведения о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области, с указанием кадастрового номера земельного участка, лесничества, участкового лесничества, квартала, выдела, площади наложения в метрах квадратных. В случае прохождения земельного участка по процедуре Федерального закона N 280-ФЗ от 29.07.2017 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" указывается номер протокола межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров либо статус оказания государственной услуги "Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости";
- схему наложения границ земель в составе иных категорий на земли лесного фонда с указанием номеров поворотных точек наложения;
- каталог координат наложения земель в составе иных категорий на земли лесного фонда.
Справка готовится с использованием системы РГИС МО, являющейся государственной информационной системой (постановление Правительства Московской области от 23.10.2012 N 1335/38). В силу пункта 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.
Ссылки Комитета лесного хозяйства Московской области на справки от 08.11.2022 в подтверждение направления для внесения в РГИС сведений об отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами участков с кадастровыми номерами 50:17:0000000:64921, 50:17:0000000:64960, 50:17:0000000:65942, 50:17:0020305:9, обоснованно признаны судом ненадлежащим доказательством внесения сведений в РГИС, поскольку в нарушение требований Порядка, утвержденного, распоряжением Мособлкомлеса от 18.12.2019 N 29РВ-19, данные справки содержат графические сведения о наложении границ спорных участков на земли лесного фонда, каталог координат наложения участков с кадастровыми номерами 50:17:0000000:64921, 50:17:0000000:64960, 50:17:0000000:65942, 50:17:0020305:9, отсутствует указание на номер протокола межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров либо статус оказания государственной услуги "Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости". Действующим законодательством также не предусмотрено отражение в справке сведений о наложении границ лесного фонда при отсутствии таковых либо иных сведений ретроспективного характера.
При этом в соответствии с административным регламентом оказание настоящей государственной услуги завершается не только принятием решения о приведении документированной информации ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН и утверждением акта, но и размещением соответствующих сведений в РГИС. Следовательно, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:17:0000000:64921, 50:17:0000000:64960, 50:17:0000000:65942, 50:17:0020305:9 оказание государственной услуги не завершено ввиду отсутствия в РГИС корректных и адекватных сведений о соотношении границ данных участков с границами земель лесного фонда.
Из вышеизложенного следует, что Мособлкомлес, как уполномоченный орган государственной власти в сфере лесных отношений на территории Московской области, является поставщиком информации, на которое возложена обязанность по обеспечению достоверности, актуальности и полноты данных РГИС, предоставляемых в соответствии с Перечнем пространственных данных РГИС, Порядком информационного взаимодействия участников РГИС.
Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, из материалов настоящего дела следует, что комитетом, являющимся уполномоченным органом государственной власти в сфере лесных отношений на территории Московской области, не инициирована процедура по предоставлению сведений об изменениях, внесенных в сведения государственного лесного реестра в РГИС в отношении спорных земельных участков.
Поскольку Мособллесом не было обеспечено фактическое внесение изменений в государственный лесной реестр в отношении вышеуказанных земельных участках об отсутствии наложения на земли лесного фонда и своевременное предоставление данной информации для размещения в РГИС, решение суда вынесено законно и обоснованно.
Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, а также допущенных судом нарушений норм процессуального и материального права, апелляционная жалоба не содержит.
При рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, действующему законодательству и сложившейся судебной практике.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26.01.2023 по делу N А41-8269/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8269/2022
Истец: Петров Алексей Николаевич
Ответчик: Комитет лесного хозяйства МО
Третье лицо: Комитет Лесного Хозяйства МО, Комитет по Архитектуре и градостроительству МО