г. Санкт-Петербург |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А56-93409/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
от третьих лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1870/2023) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Фонд капитального строительства и реконструкции" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2022 по делу N А56-93409/2022 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Фонд капитального строительства и реконструкции"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третьи лица: ООО "ПК Краспик"; АО "ЭТС" (оператор ЭТП "Фабрикант")
об оспаривании решения от 14.06.2022 по делу N 44-1753/22
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Фонд капитального строительства и реконструкции" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, Санкт-Петербургское УФАС) от 14.06.2022 по делу N 44-1753/22.
Решением суда первой инстанции от 09.12.2022 в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Учреждение направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 09.12.2022 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Учреждением требований. Податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не приняты во внимание доводы Учреждения о том, что представленный ООО "ПК Краспик" договор подряда от 07.08.2020 N 99596 на выполнение проектных работ для подготовки проектной документации по объекту "Детский сад по ул. Вилюйская, 60 в г. Петропавловске-Камчатском" является договором субподряда и не может являться подтверждением соответствия дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571. Податель жалобы также указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка доводам Учреждения о том, что представленное положительное заключение проектной документации от 29.12.2021 N 41-1-1-2-084734-2021 не содержит сведений об ООО "ПК Краспик" как о лице, выполнявшем какие-либо работы по разработке проектной документации.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28.04.2022 Учреждением (Заказчик), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0372200260022000024 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проектированию строительства здания дошкольного образовательного учреждения по адресу: Санкт-Петербург, г.Красное Село, ул. Спирина, участок 40.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 06.06.2022 N ПРОII2 заявка ООО "ПК Краспик" (ИНН 2462216777) отклонена на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в связи с неподтверждением соответствия дополнительным требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 в части наличия за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, в связи со следующим:
"Представленный участником закупки договор подряда N 99596 от 07.08.2020 не учитывается в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям, в связи с тем, что представленное положительное заключение экспертизы проектной документации от 29.12.2021 N 41-1-1-2-084734-2021 не содержит сведений об участии общества с ограниченной ответственностью "Архитектурное Бюро Строительства" (ИНН 2462216777) или общества с ограниченной ответственностью "Проектная компания КРАСПИК" (ИНН 2462216777) в подготовке проектной документации.
Согласно пункту 2.5 "Сведения об индивидуальных предпринимателях и (или) юридических лицах, подготовивших изменения в проектную документацию" указанного заключения государственной экспертизы, проектная документация была разработана обществом с ограниченной ответственностью "Красноярская проектно-инженерная компания" (ИНН 24642009662)".
ООО "ПК Краспик" направило в Санкт-Петербургское УФАС жалобу (вх. N 15156-ЭП/22 от 07.06.2022) на действия конкурсной комиссии Заказчика при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе по извещению N 0372200260022000024, в которой Общество ссылалось на неправомерное признание его заявки не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "ПК Краспик" и проведенной на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки Санкт-Петербургским УФАС вынесено решение от 14.06.2022 по делу N 44-1753/22, которым жалоба ООО "ПК Краспик" признана обоснованной; в действиях конкурсной комиссии Заказчика признано нарушение подпункта "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона N 44-ФЗ.
Не согласившись с решением Санкт-Петербургского УФАС, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения и отмены решения суда первой инстанции от 09.12.2022 в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу пункта 1 части 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент проведения спорного конкурса) к конкурентным способам относятся, в том числе, конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона N 44-ФЗ электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (часть 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к названному постановлению.
Пунктом 6 Дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Приложение к Постановлению N 2571) предусмотрены следующие дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности:
- наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Соответствие участника закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается следующими документами: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Как следует из материалов дела, в извещении N 0372200260022000024 Заказчиком установлены требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, а именно:
"2.3. Документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31:
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона и пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571):
2.3.1. В случае наличия опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности участник предоставляет следующие документы:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Цена выполненных работ по договору, обозначенному в пункте 2.3.1 настоящего раздела, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Опытом исполнения договора, предусмотренного пунктом 2.3.1 настоящего раздела, в соответствии с пунктом 6 раздела II приложения к Постановлению N 2571 считается опыт исполнения участником закупки договора, предметом которого являются выполнение одной или нескольких работ, указанных в Приложении к Постановлению N 2571 в соответствующей позиции в графе "Дополнительные требования к участникам закупки".
Опытом исполнения договора, предусмотренного пунктом 2.3.1 настоящего раздела, в соответствии с пунктом 6 раздела II приложения к Постановлению N 2571 считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа). Предусмотренные приложением к Постановлению N 2571 в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Ценой выполненных работ по договору, предусмотренного пунктом 2.3.1 настоящего раздела, в соответствии с пунктом 6 раздела II приложения к Постановлению N 2571 в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается общая цена (сумма цен) товаров, работ, услуг, указанная в акте (актах) приемки выполненных работ, предусмотренных приложением к Постановлению N 2571 в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям". Если при исполнении такого договора составлено несколько актов приемки выполненных работ, участниками закупки направляются в соответствии с требованиями Закона все такие акты.
Предусмотренные пунктом 6 раздела II приложения к Постановлению N 2571 в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" информация и документы направляются участниками закупки в соответствии с требованиями закона в полном объеме и со всеми приложениями.
Если предусмотренные пунктом 6 раздела II приложения к Постановлению N 2571 документы и информация о таких документах содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе ведение которых осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) с размещением на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" таких документов, вместо направления таких документов участник закупки вправе направить в соответствии с Законом номер реестровой записи из соответствующего реестра".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 11 статьи 48 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
В силу пункта 3 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 06.06.2022 N ПРОII2 заявка ООО "ПК Краспик" (ИНН 2462216777) отклонена на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ, в связи с неподтверждением соответствия дополнительным требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ и Постановлением N 2571 в части наличия за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, в связи со следующим:
"Представленный участником закупки договор подряда N 99596 от 07.08.2020 не учитывается в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям, в связи с тем, что представленное положительное заключение экспертизы проектной документации от 29.12.2021 N 41-1-1-2-084734-2021 не содержит сведений об участии общества с ограниченной ответственностью "Архитектурное Бюро Строительства" (ИНН 2462216777) или общества с ограниченной ответственностью "Проектная компания КРАСПИК" (ИНН 2462216777) в подготовке проектной документации.
Согласно пункту 2.5 "Сведения об индивидуальных предпринимателях и (или) юридических лицах, подготовивших изменения в проектную документацию" указанного заключения государственной экспертизы, проектная документация была разработана обществом с ограниченной ответственностью "Красноярская проектно-инженерная компания" (ИНН 24642009662)".
Вместе с тем, как установлено Управлением и следует из материалов дела, в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям, установленным Постановлением N 2571, ООО "ПК Краспик" были представлены:
- договор подряда N 99596 от 07.08.2020 на выполнение проектных работ для подготовки проектной документации по объекту "Детский сад по ул. Вилюйская, 60 в г. Петропавловске-Камчатском";
- акт оказанных услуг от 25.06.2021;
- положительное заключение проектной документации от 29.12.2021 N 41-1-1-2- 084734-2021.
Доводы Учреждения о том, что представленное Обществом положительное заключение проектной документации от 29.12.2021 N 41-1-1-2-084734-2021 не содержит сведений об ООО "ПК Краспик" как о лице, выполнявшем какие-либо работы по разработке проектной документации, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Как обоснованно указано антимонопольным органом и судом первой инстанции, представленное заключение экспертизы проектной документации от 29.12.2021 N 41-1-1-2-084734-2021 содержит сведения о предмете контракта на выполнение проектных работ для подготовки проектной документации по объекту "Детский сад по ул. Вилюйская, 60 в г. Петропавловске-Камчатском", которые позволяют сопоставить указанное заключение с договором подряда N 99596 от 07.08.2020 на выполнение проектных работ для подготовки проектной документации по объекту "Детский сад по ул. Вилюйская, 60 в г. Петропавловске-Камчатском".
ООО "ПК Краспик" также были представлены документы о переименовании общества с ограниченной ответственностью "Архитектурное Бюро Строительства" (ИНН 2462216777) в общество с ограниченной ответственностью "Проектная компания КРАСПИК" (ИНН 2462216777).
При этом вопреки доводам подателя жалобы действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает необходимость представления документов, подтверждающих опыт выполнения соответствующих работ исключительно в качестве генерального подрядчика (генерального проектировщика), и, соответственно, для определения наличия у участника аукциона или конкурса опыта по выполнению соответствующих работ не имеет значения в каком качестве он являлся их исполнителем, в качестве генподрядчика или субподрядчика (определения Верховного суда Российской Федерации от 21.07.2021 N 307-ЭС21-11283, от 21.07.2021 N 310-ЭС21-11067).
При таких обстоятельствах Управление пришло к обоснованному выводу о том, что конкурсная комиссия Заказчика не имела достаточных оснований для отстранения ООО "ПК Краспик" от участия в конкурсе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения вторых частей заявок от 06.06.2022 N ПРОII2), следовательно, в ее действиях усматривается нарушение подпункта "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона N 44-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Учреждением требований.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения и отмены решения суда от 09.12.2022 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 декабря 2022 года по делу N А56-93409/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Фонд капитального строительства и реконструкции" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-93409/2022
Истец: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Фонд капитального строительства и реконструкции"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "ПК КРАСПИК", ЭТП ФАБРИКАНТ, АО "Электронные торговые системы"