город Москва |
|
13 апреля 2023 г. |
дело N А40-237760/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10.04.2023.
Полный текст постановления изготовлен 13.04.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 120 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2023 по делу N А40-237760/22,
по заявлению ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства
обороны Российской Федерации"
к 120 отделу государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - Андрианов Е.В. по доверенности от 22.01.2021;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2023 признано незаконным и отменено постановление 120 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации от 18.10.2022 N 120-19-2022.
120 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель предприятия в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что предприятие привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" не является стороной контракта и лицом, осуществляющим строительство; заявитель действий по строительству не совершал, договоры строительного подряда не заключал, при этом, лицом, осуществляющим строительство, в соответствии с государственным контрактом от 27.11.2020 N 2023187377802554164000000, заключенным между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и ФГУП "Главное военное строительное управление N 4" (переименованным в ФГУП "ГУСС" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: строительство объекта 379/РК-2р (1 этап) 1 очередь, является генеральный подрядчик - ФГУП "ГУСС", который в соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации; в ходе проверки административным органом выявлены нарушения, допущенные непосредственным исполнителен работ (генеральный подрядчик).
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Объективная сторона данного правонарушения заключается, в том числе, в нарушении требований технических регламентов, проектной документации при строительстве объектов капитального строительства.
Согласно ч. 1.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией.
В силу ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
При этом лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.
Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (ч. 3 ст. 52 ГрК РФ).
Согласно п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщик юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы) передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 53 названного Кодекса в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций.
Таким образом, субъектами ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской, могут быть как застройщик, так и подрядная организация, непосредственно осуществляющие работы по строительству.
При этом застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.
В силу ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Заказчик осуществляет контроль и технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ (объемом, качеством, стоимостью и сроками выполнения работ), используя при этом качественные критерии, заложенные в существующих в Российской Федерации строительных нормах и правилах, технических условиях и стандартах, применяемых в строительстве, условиям Контракта, осуществляет контроль за ходом работ.
Заказчик - лицо, привлеченное государственным заказчиком в целях осуществления контроля и надзора за выполнением работ, на основании государственного контракта, заключенного между государственным заказчиком и заказчиком.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 272-р "Об определении ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Министерства обороны Российской Федерации" предприятие определено единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1119-р "О внесении изменений в устав ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 290- р, следует, что ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" создано в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере проектирования, строительства и организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства (п. 10 Устава предприятия, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 290-р).
В рассматриваемом случае ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" является надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт несоблюдения предприятием установленных требований при строительстве объекта капитального строительства свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 Кодекса.
Проверив порядок привлечения предприятия к административной ответственности, судом установлено, что положения ст. ст. 4.5, 25.1, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом соблюдены.
С учетом изложенного основания для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным отсутствуют, в связи с чем решение суда подлежит отмене на основании п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с ч. 4 ст. 270 Кодекса, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2023 по делу N А40-237760/22 отменить.
В удовлетворении заявленных требований, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-237760/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: 120 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России