г. Красноярск |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А74-9529/2022 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Юдин Д.В.,
рассмотрел апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "07" февраля 2023 года по делу N А74-9529/2022, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (ИНН 1901065260, ОГРН 1041901200021 далее - заявитель, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Озерная средняя школа N 9 (ИНН 1911004932, ОГРН 1031900881880, далее - ответчик, учреждение) о взыскании задолженности в сумме 9547 рублей 57 копеек: 391 рубль 36 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 6 месяцев 2022 года по требованию N 84520 по состоянию на 02.08.2022, 1654 рубля 56 копеек пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 6 месяцев 2022 года по требованию N84520 по состоянию на 02.08.2022, 44 рубля 20 копеек пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай нетрудоспособности и в связи с материнством за 6 месяцев 2022 года по требованию N84520 по состоянию на 02.08.2022, 4200 рублей 22 копейки пени по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения по требованию N85716 по состоянию на 04.08.2022, 902 рубля 83 копейки пени по транспортному налогу по требованию N85716 по состоянию на 04.08.2022, 201 рубль 98 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по требованию N85716 по состоянию на 04.08.2022, 2042 рубля 47 копеек пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по требованию N85716 по состоянию на 04.08.2022, 84 рубля 95 копеек пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай нетрудоспособности и в связи с материнством по требованию N85716 по состоянию на 04.08.2022, 25 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 06.06.2022 N 1021).
пунктом 1 статьи 126 налогового кодекса Российской Федерации (решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 06.06.2022 N 1021), В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении требований, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в указанной части, в данной части принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции неправомерно уменьшил размер пени на сумму недоимки, поскольку действие моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", на ответчика не распространяется.
Ответчиком отзыв на апелляционную жалобу не направлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
28.07.2022 страхователем в налоговый орган представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 6 месяцев 2022 года, в котором исчислены к уплате страховые взносы: на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 373 766 рублей 47 копеек, на обязательное медицинское страхование в сумме 318 464 рублей 02 копеек, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 181 087 рублей 38 копеек.
Учреждение оплату начисленных страховых взносов своевременно и в полном объеме не произвело.
В адрес ответчика налоговым органом направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 84520 по состоянию на 02.08.2022 со сроком для добровольной уплаты до 25.08.2022 года, в которое включена недоимка: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 6 месяцев 2022 года по требованию в размере 78 533 рублей 75 копеек, а также пени в размере 391 рубля 36 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 6 месяцев 2022 года в размере 160 395 рублей 76 копеек, а также пени в размере 1654 рублей 56 копеек, по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай нетрудоспособности и в связи с материнством за 6 месяцев 2022 года в размере 8868 рублей 93 копеек, а также пени по налогу на доходы физических лиц, источником которых является налоговый агент, в размере 73 082 859 рублей 40 копеек.
29.04.2022 страхователем в электронном виде в налоговый орган представлен расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за 3 месяца 2022 года, 02.09.2022 страхователем в электронном виде в налоговый орган представлен расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за 6 месяцев 2022 года. Страхователем представлена в налоговый орган декларация по налогу на имущество организаций за 2021 год от 29.03.2022, а также уточненные налоговые декларации от 23.05.2022, 23.08.2022.
Налоговый орган произвел исчисление транспортного налога, подлежащего уплате ответчиком.
В адрес ответчика налоговым органом направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 885716 по состоянию на 04.08.2022 со сроком для добровольной уплаты до 29.08.2022, в которое включена следующая недоимка: пени по налогу на доходы физических лиц, источником которых является налоговый агент, в размере 38 977 рублей 53 копеек (пени начислены на недоимку за 2 квартал 2022 года), пени по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, в размере 4200 рублей 22 копейки (пени начислены на недоимку за 2021 год со сроками уплаты 11.05.2021, 05.08.2021, 08.11.2021, 01.03.2022), пени по транспортному налогу с организаций за 2021 год в размере 902 рублей 83 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 201 рубля 98 копеек (пени начислены на недоимку, образовавшуюся по сроку уплаты 16.05.2022, 15.06.2022, 15.07.2022), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2042 рублей 47 копеек (пени начислены на недоимку, образовавшуюся по сроку уплаты 15.03.2022, 16.05.2022, 15.06.2022, 15.07.2022), пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 84 рублей 95 копеек (пени начислены на недоимку, образовавшуюся по сроку уплаты 16.05.2022, 15.06.2022, 15.07.2022).
В ходе мероприятий налогового контроля установлено, что учреждение несвоевременно представило в налоговый орган бухгалтерскую отчетность за 2021 год. Налоговым органом составлен акт от 25.04.2022.
Решением от 09.06.2022 учреждение привлечено к ответственности за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности за 2021 года в виде штрафа в размере 25 рублей.
В адрес ответчика налоговым органом направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 71377 по состоянию на 21.06.2022 года со сроком для добровольной уплаты до 14.07.2022 об уплате штрафа в размере 25 рублей.
Учреждение оплату начисленных пени и штрафа не произвело.
Поскольку указанные выше требования в полном объеме не исполнены ответчиком, налоговый орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик имеет право на применение последствий, предусмотренных пунктом 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), поскольку учреждение должно находиться в равных экономических условиях с иными субъектами хозяйственной деятельности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции, учитывая следующее.
Из материалов дела следует, что ответчиком представлен расчёт по страховым взносам за 6 месяцев 2022 года, в котором исчислены страховые взносы, подлежащие к уплате в бюджет, расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за 3 месяца 2022 года, за 6 месяцев 2022 года, декларация по налогу на имущество организаций за 2021 год, уточненные налоговые декларации. Поскольку ответчик не выполнил обязанность, установленную статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, не уплатил своевременно налоги, страховые взносы, налоговым органом в установленный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок направлены в адрес ответчика требования N 84520, 85716 71377.
Судом первой инстанции установлено, что суммы пени: 391 рубль 36 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 6 месяцев 2022 года по требованию N 84520 по состоянию на 02.08.2022, 1654 рубля 56 копеек пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 6 месяцев 2022 года по требованию N84520 по состоянию на 02.08.2022, 44 рубля 20 копеек пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай нетрудоспособности и в связи с материнством за 6 месяцев 2022 года по требованию N84520 по состоянию на 02.08.2022, 4200 рублей 22 копейки пени по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения по требованию N85716 по состоянию на 04.08.2022, 902 рубля 83 копейки пени по транспортному налогу по требованию N85716 по состоянию на 04.08.2022, 201 рубль 98 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по требованию N85716 по состоянию на 04.08.2022, 2042 рубля 47 копеек пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по требованию N85716 по состоянию на 04.08.2022, 84 рубля 95 копеек пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай нетрудоспособности и в связи с материнством по требованию N85716 по состоянию на 04.08.2022, рассчитаны с учётом сумм недоимки по налогам и страховым взносам, с учётом периодов просрочки и ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации.
Применительно к требованию в части пени суд первой инстанции установил, что в период действия моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022 пени начислению не подлежат.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497) с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления). На основании пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Закона о банкротстве (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44) в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 НК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
При этом правила о моратории, установленные Постановлением N 497, распространяют свое действие на всех лиц (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. После опубликования заявления об отказе лица от применения в отношении его моратория, действие моратория не распространяется на такое лицо, в отношении его самого и его кредиторов ограничения прав и обязанностей, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве, не применяются (абзац третий пункта 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве). Сведения об отказе ответчика от применения в отношении него моратория в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве отсутствуют.
Действительно, действующее законодательство не предусматривает возможность банкротства казенных учреждений. Вместе с тем, принятие Постановления N 497 с учетом положений статьи 9.1 Закона о банкротстве обусловлено необходимостью поддержки российской экономики и предполагает помощь всем субъектам экономического оборота. Иной подход нарушает принцип юридического равенства между активно участвующими в гражданском обороте муниципальными, государственными учреждениями и прочими участниками экономических отношений, которые окажутся в менее выгодном положении, нежели коммерческие организации и предприниматели, на которых распространяется освобождение от уплаты финансовых санкций в период моратория.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно установил, что ответчик имеет право на применение последствий, предусмотренных в пункте 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве. По расчету суда первой инстанции, требования заявителя подлежат удовлетворению частично в размере 5518 рублей 83 копеек.
Возражая против законности решения суда первой инстанции, заявитель настаивает на том, что действие моратория на ответчика не распространяется.
Данный довод подлежит отклонению, поскольку соответствующее ограничение на начисление пени, применительно к статьям 9.1, 63 Закона о банкротстве, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44, распространяется на ответчика, учитывая, что мораторные правила заключаются не только в предоставлении отсрочки на возбуждение дела о банкротстве, но и направлены на поддержку хозяйствующих субъектов в условиях кризиса.
Ссылка заявителя на письмо ФНС России от 08.04.2022 N КЧ-4-18/4265@ судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку указанный документ не носит нормативного характера.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы.
Государственная пошлина за апелляционное обжалование не распределяется, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "07" февраля 2023 года по делу N А74-9529/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Юдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-9529/2022
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОЗЕРНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА N 9