г. Пермь |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А60-56688/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ушаковой Э.А.,
судей Власовой О.Г., Гребенкиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Можеговой Е.Х.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Администрации Горноуральского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 января 2023 года
по делу N А60-56688/2022
по иску муниципального унитарного предприятия "Пригородная теплоснабжающая компания" (ИНН 6623132824, ОГРН 1196658076097)
к Администрации Горноуральского городского округа (ИНН 6648000629, ОГРН 1036602351532)
о взыскании задолженности за оказанные услуги по приему, очистке и транспортировке поверхностных сточных вод,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Пригородная теплоснабжающая компания" (далее - истец, МУП "Пригородная ТК") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Администрации Горноуральского городского округа (далее - ответчик, Администрация) о взыскании задолженности в сумме 2 606 182 руб. 80 коп. за услуги по водоотведению поверхностных сточных вод с земель общего пользования в период с 01.02.2020 по 31.12.2021 (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.01.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе ее заявитель приводит доводы о том, что между сторонами отсутствуют какие-либо отношения, связанные с приемом, транспортировкой и очисткой поверхностных сточных вод, что договор водоснабжения и водоотведения между сторонами никогда не заключался. Отметил, что схемой водоснабжения и водоотведения Горноуральского городского округа до 2037 г., утвержденной постановлением Администрации от 05.08.2021 N 960, не предусматривается прием сточных вод в систему водоотведения; до 05.08.2021 действовала схема водоснабжения и водоотведения Горноуральского городского округа, утвержденная постановлением Администрации от 15.12.2014 N 3403, которая также не предусматривала прием сточных вод в систему водоотведения.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в порядке ст. 121, 123 АПК РФ, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, МУП "Пригородная ТК" является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет выработку и отпуск тепловой энергии, поставку холодного и горячего водоснабжения, предоставляет услуги по водоотведению для абонентов (граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) на территории Свердловской области.
С 01.02.2020 МУП "Пригородная ТК" является пользователем канализационных сетей (сетей водоотведения) и очистных сооружений, расположенных в Горноуральском городском округе.
В период с 01.02.2020 по 31.12.2021 в отсутствие договора МУП "Пригородная ТК" оказывало Администрации Горноуральского городского округа услуги по водоотведению поверхностных сточных вод с земель общего пользования Горноуральского городского округа через используемые им канализационные сети и очистные сооружения.
Поскольку оплата услуг Администрацией не произведена, по расчету МУП "Пригородная ТК", задолженность Администрации составила 2 606 182 руб. 80 коп., изложенное в досудебной претензии требование об оплате задолженности Администрацией не исполнено в добровольном порядке, что послужило основанием для МУП "Пригородная ТК" обратиться в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, установив, что в спорный период истец надлежащим образом оказывал ответчику услуги по приему, очистке и транспортировке поверхностных сточных вод, данные услуги ответчиком не оплачены, проверив расчет задолженности, представленный истцом, признав его верным, суд первой инстанции исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения судебного акта не установил исходя из следующего.
Согласно пунктам 2, 23 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; сточные воды централизованной системы водоотведения (сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
В соответствии с пунктом 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) поверхностные сточные воды - принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.
В силу части 4 статьи 20 Закон N 416-ФЗ коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом.
Пунктами 23, 25 Правил организации коммерческого учета вод, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), предусмотрено, что при отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III настоящих Правил. При этом учитывается объем поверхностных сточных вод, который рассчитывается в соответствии с пунктом 25 Правил, в случае если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения или договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.
Коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с Методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 25 Правил N 776).
Согласно пункту 3 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.10.2014 Кв 639/пр, атмосферные осадки отводятся в централизованные системы водоотведения в виде дождевых, талых, инфильтрационных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при отсутствии подключения дренажей, через неплотности, негерметичные соединения элементов трещины и отверстия, образующиеся как в процессе эксплуатации существующих канализационных сетей, так и при строительстве новых сетей), а также дренажных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при подключении к ним дренажей).
Отведение атмосферных осадков в виде дождевых, талых, инфильтрационных вод (грунтовых (подземных) вод поступающих в централизованные системы водоотведения при отсутствии подключения дренажей, через неплотности, негерметичные соединения элементов, трещины и отверстия, образующиеся как в процессе эксплуатации существующих канализационных сетей, так и при строительстве новых сетей), а также дренажных вод (грунтовых (подземных) вод поступающих в централизованные системы водоотведения при подключении к ним дренажей является объективным процессом обусловленным текучестью воды.
Такому водоотведению корреспондирует обязанность по оплате оказанных услуг.
При отсутствии ливневой канализации отведение поверхностных сточных вод через централизованную систему водоотведения является презюмируемым фактом, и как следствие, объем поверхностных сточных вод определяется исключительно расчетным методом (пункт 25 Правил N 776).
Приказом Минстроя России от 25.12.2018 N 860/пр утвержден и введен в действие "СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85", в п. 7.2 которого установлен порядок определения среднегодовых объемов поверхностных сточных вод путем суммирования среднегодового объема дождевых, талых и поливо-моечных вод соответственно.
Аналогичный порядок расчета объема принятых поверхностных сточных вод определен в пунктах 14, 15 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.10.2014 Кв 639/пр.
Кроме того, согласно пункту 41 типового договора водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, отведение поверхностных сточных вод осуществляется с непосредственным подключением или без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения.
Таким образом, при наличии стока (земли общего использования) закон презюмирует их отведение через централизованную канализацию, что также согласуется с пунктом 13 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.10.2014 Кв 639/пр, согласно которому территории, не оформленные в установленном порядке в качестве земельного участка, поверхностный сток с которых поступает в централизованные системы водоотведения, допускается определять в пределах кратчайшего расстояния 50 метров в обе стороны от системы водоотведения (канализационной сети). Тем самым закон устанавливает, что по крайней мере на расстоянии 50 метров в обе стороны от системы водоотведения ливневые стоки в любом случае попадают в централизованную канализацию.
Учитывая положения частей 1, 4 статьи 8, части 4 статьи 18 Закона N 416-ФЗ, пункта 18 Правил N 644, части 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что в спорный период истец являлся пользователем канализационных сетей (сетей водоотведения) и очистных сооружений, расположенных в Горноуральском городском округе, суд пришел к верному выводу, что он не вправе отказаться полностью или в части от приема любых сточных вод абонентов, которые законно присоединены к централизованной системе водоотведения, из содержания статьи 2 Закона N 416-ФЗ следует, что ответчик является абонентом истца в части поверхностных сточных вод, к сетям которой подключены источники сбросов.
Таким образом, истец в спорный период также не вправе отказываться от приема ливневых стоков с территории земель общего пользования, оказание данных услуг для него являлось обязательным в силу закона, отсутствие муниципального контракта не исключает право взыскания платы за отведение сточных вод в судебном порядке.
Судом первой инстанции принято во внимание, что возражений на прием поверхностных сточных вод в канализационную систему администрация в адрес истца не направляла, а истец не отказывался от водоотведения данных вод на очистные сооружения. Отсутствие между сторонами надлежащим образом оформленного договора в силу особенностей отведения поверхностных сточных вод и непрерывности этого процесса не может являться основанием для прекращения истцом оказания данных услуг (пункт 21 Обзора применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Исходя из вышеизложенного, подлежат отклонению ссылки заявителя жалобы на отсутствие между сторонами договора водоснабжения и водоотведения.
Учитывая вышеизложенное, исходя из системного толкования положений статей 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона N 416-ФЗ, пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" от 05.05.1997 N 14, статьи 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", является недопустимым создание ситуации, при которой фактически услуги водоотведения организацией оказаны, но абонент освобождается от их оплаты.
Стороны в спорный период состояли в фактических договорных отношениях по водоотведению поверхностных сточных вод, соответственно, на ответчике лежит обязанность по оплате услуги за отведение данных вод с территории. В противном случае ответчик получит неосновательное обогащение, что является недопустимым (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом основанием для возникновения оплаты задолженности за оказываемые услуги водоотведения поверхностных сточных вод являются публично-правовые обязательства администрации.
На основании п. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ. В соответствии с нормой ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 408 ГК РФ только надлежащее исполнение прекращает обязательство.
С учетом изложенного, поскольку доказательства оплаты оказанных истцом услуг в материалах дела отсутствуют, требования истца правомерно признаны судом первой инстанции обоснованными и подлежащими удовлетворению.
По расчету истца, произведенному в соответствии с Методическими указаниями по расчету объемов принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.10.2014 N 639/пр, задолженность ответчика по оплате оказанных в период с 01.02.2020 по 31.12.2021 услуг по приему сточных вод составила 2 606 182 руб. 80 коп.
Данный расчет проверен и признан верным, соответствующим указанной Методике. В апелляционной жалобе на приведено ответчиком доводов об оспаривании расчета истца.
Таким образом, с учетом изложенного, требования истца обоснованно удовлетворены судом в заявленном истцом размере.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что схемой водоснабжения и водоотведения не предусмотрен прием сточных вод в систему водоотведения, аналогичны доводам ответчика, заявленным в суде первой инстанции, данные доводы судом первой инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены на основании следующего.
Согласно приложению "А" к Своду правил СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения": поверхностные (дождевые, ливневые, талые) сточные воды - сточные воды, которые образуются в процессе выпадения дождей и таяния снега; система канализации - совокупность взаимосвязанных сооружений, предназначенных для сбора, транспортирования, очистки сточных вод различного происхождения и сброса очищенных сточных вод в водоем-водоприемник или в подачу на сооружения оборотного водоснабжения, включающая в себя канализационные сети (в том числе снегоплавильные пункты и сливные станции), насосные станции, регулирующие и аварийно-регулирующие резервуары, и очистные сооружения; система канализации подразделяется на общесплавную, полураздельную и раздельную; общесплавная система канализации - система канализации, предназначенная для совместного отведения и очистки всех видов сточных вод, включая городские и поверхностные; полураздельная система канализации - система коммунальной канализации, при которой устраиваются две самостоятельные уличные сети трубопроводов: одна - для отведения городских сточных вод, другая - для отведения дождевого, талого и поливомоечного стока; раздельная система канализации - система канализации, при которой устраиваются две или более самостоятельные канализационные сети: сеть для отведения хозяйственно-бытовых и части производственных сточных вод, допускаемых к сбросу в систему городской канализации; сеть для загрязненных производственных сточных вод, не допускаемых к совместному отведению и очистке с бытовыми сточными водами: сеть для отведения с селитебных территорий и площадок предприятий дождевого, талого и поливомоечного стока, который перед сбросом в водоем подвергается очистке.
Таким образом, отведение поверхностных сточных вод возможно одним из указанных способов.
Как пояснил истец, в рассматриваемом населенном пункте не имеется полураздельной или раздельной системы канализации, доказательств обратного в материалы дела ответчиком не представлено.
Постановлением Администрации Горноуральского городского округа от 05.08.2021 N 960 "Об актуализации Схемы водоснабжения и водоотведения Горноуральского городского округа до 2037 года" утверждена Актуализированная Схема водоотведения.
Согласно Схеме системы централизованного водоотведения (комплекс инженерных сооружений, обеспечивающих сбор и транспортировку сточных вод по канализационному коллектору) имеются в наиболее крупных населенных пунктах, входящих в состав Горноуральского городского округа. Централизованные системы водоотведения, в отношении которых эксплуатацию осуществляет истец, имеются в п. Новоасбест, с. Петрокаменское, с. Покровское, п. Зональный, п. Первомайский, п. Беляковка (с. 67 Схемы).
Сточные воды сплавляются по коллекторам самотеком, при значительном заглублении коллектора сточные воды подаются в канализационные насосные станции, откуда они по напорному трубопроводу поступают на более высокую отметку. В конечном итоге сточные воды по системе напорных и безнапорных коллекторов собираются с территории населенного пункта и по напорным коллекторам подаются в канализационные очистные сооружения.
Очистные сооружения расположены на территории п. Новоасбест, в с. Петрокаменское. В п. Первомайский сточные воды подаются на канализационную насосную станцию, собирается в емкость. Из накопительной емкости сточные воды вывозятся автотранспортом на очистные сооружения п. Новоасбест.
Таким образом, как указано выше, ответчик в силу закона имеет обязанность по оплате услуг водоотведения сточных вод.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции исследованы и отклонены, как не свидетельствующие о незаконности и необоснованности обжалуемого судебного акта и не влекущие его отмены.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Таким образом, с учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным. Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 января 2023 года по делу N А60-56688/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Э.А. Ушакова |
Судьи |
О.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-56688/2022
Истец: МУП "ПРИГОРОДНАЯ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРНОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА