г. Москва |
|
11 апреля 2023 г. |
Дело N А40-221821/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФАС России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.01.2022 по делу N А40-221821/22
по заявлению ООО "Агентство экспресс доставки" (ИНН 4345102547)
к Федеральной антимонопольной службе (ИНН 7703516539)
третьи лица: ФГБУ "Рослесинфорг",
о признании незаконным п. 1.4. приказа,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Ратникова А.В. по дов. от 21.11.2022; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Агентство экспресс доставки" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным пункта 1.4. приказа ФАС России (далее - антимонопольный орган, заинтересованное лицо) N 1518/21 от 24.12.2021 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Агентство экспресс доставки", предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц".
Решением суда от 13.01.2023 заявление ООО "Агентство экспресс доставки" удовлетворено.
С таким решением суда не согласилась ФАС России и обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Агентство экспресс доставки" с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФАС России поддержал доводы жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителя ФАС России, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Управление ФАС по г. Москве) поступило обращение ФГБУ "Рослесинфорг" (далее - Заказчик) о проведении проверки по факту уклонения ООО "Агентство экспресс доставки" от заключения договора по результатам запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по курьерской экспресс-доставке отправлений для нужд Вятского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупокwww.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 32110697479).
Как следовало из указанного обращения, в соответствии с протоколом подведения итогов от 14.10.2021 победителем закупки признано ООО "Агентство экспресс доставки".
Между тем, решением от 01.11.2021 ООО "Агентство экспресс доставки" признано Заказчиком уклонившимся от заключения договора в связи с не подписанием договора в регламентированные сроки.
Комиссия УФАС по г. Москве, рассмотрев представленные документы и сведения, представленные ФГБУ "Рослесинфорг", пришла к выводу о том, что факт уклонения заявителя от заключения договора, а равно наличие в действиях последнего признаков недобросовестности, подтверждены, что было отражено им в заключении от 12.11.2021 по делу N 077/10/5-19788/2021 о проверке сведений необходимости включения в реестр недобросовестных поставщиков, которое направлено в ФАС России.
По результатам рассмотрения указанного заключения ФАС России издан приказ 24.12.2021 N 1518/21 о включении сведений о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков (п. 1.4 Приказа).
Не согласившись с пунктом 1.4 приказа ФАС России, заявитель обратился в суд с заявлением.
В обоснование своей позиции заявитель указывает на то, что заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 12.11.2021 по делу N 077/10/5-19788/2021 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков об ООО "Агентство экспресс доставки" было признано судом незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.
В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (ред. 02.11.2013) (далее - Положение) ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные федеральными законами "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в пределах своей компетенции.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1211) ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (далее - недобросовестный участник закупки, поставщик (исполнитель, подрядчик)), осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра (далее - уполномоченный орган), на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru)(далее - Официальный сайт).
Пунктом 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановление N 1211 определено, что в случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора заказчик не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора направляет в уполномоченный орган:
а) сведения, предусмотренные пунктами 3-8 перечня, а в случае закупки товаров, работ, услуг, по которой принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", или в случае закупки товаров, работ, услуг и заключения договоров, сведения о которых составляют государственную тайну, - сведения, предусмотренные пунктами 3-5 перечня;
б) копию решения суда о расторжении договора.
В соответствии с пунктом 4 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением N 1211, уполномоченный орган осуществляет размещение в Реестре сведений, предусмотренных перечнем сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утвержденным Постановлением N 1211, с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Таким образом, ФАС России издала приказ N 1518/21 от 24.12.2021 в оспариваемой заявителем части п. 1.4 в пределах возложенных на нее полномочий (функций) по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках, действовала в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Судом установлено, что основанием для издания ФАС России приказа от 24.12.2021 N 1518/21 о включении сведений о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков в части пункта 1.4 явилось заключение Московского УФАС России от 12.11.2021 по делу N 077/10/5-19788/2021 о проверке сведений необходимости включения в реестр недобросовестных поставщиков, которое поступило в ФАС России, в которым Московское УФАС России указывает на факт уклонения заявителя от заключения договора, а равно наличие в действиях последнего признаков недобросовестности.
Также указанным заключением Московским УФАС России ФАС России рекомендовано включить сведения о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Между тем, судом также установлено, что ООО "Агентство экспресс доставки" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Московскому УФАС России об оспаривании заключения от 12.11.2021 по делу N 077/10/5-19788/2021.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2022 по делу N А40-15740/22-92-118 заявление ООО "Агентство экспресс доставки" оставлено без удовлетворения.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2022 N 09АП-43206/2022 решение Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2022 по делу N А40-15740/22 отменено; заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 12.11.2021 по делу N 077/10/5-19788/2021 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков об ООО "Агентство экспресс доставки" признано незаконным.
Согласно п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела.
Поскольку заключение Московского УФАС России от 12.11.2021 по делу N 077/10/5-19788/2021, которое послужило основанием для включения антимонопольным органом пунктом 1.4. Приказа N 1518/21 от 24.12.2021 сведений в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Агентство экспресс доставки", предусмотренным Федеральным законом "О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц", признано судом незаконным, указанный пункт приказа также является незаконным.
Доводы ФАС России о том, что заключение Управления ФАС по г. Москве от 12.11.2021 по делу N 077/10/5-19788/2021 по рассмотрению обращения заказчика по факту уклонения ООО "Агентство экспресс доставки" от заключения договора не является окончательным решением о включении сведений о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков и не является безусловным основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, отклоняются судом как несостоятельные, поскольку факт того, что п. 1.4 оспариваемого приказа был вынесен именно на основании данного заключения подтверждается материалами дела и антимонопольным органом по существу не опровергнут.
При этом доказательств того, что ФАС России проводилась какая-либо самостоятельная проверка необходимости включения сведений о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с его уклонением от заключения договора, антимонопольным органом в материалы дела не представлено.
Доводы ФАС России о том, что заключение Управления ФАС по г. Москве от 12.11.2021 по делу N 077/10/5-19788/2021 не относится к числу ненормативных актов государственных органов, которые могут быть обжалованы в порядке ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно отклонил как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании действующего законодательства с учетом того, что заявление общества об оспаривании указанного заключения было рассмотрено судом и удовлетворено.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что пункт 1.4 приказа Федеральной антимонопольной службы от 24.12.2021 N 1518/21 о включении сведений об ООО "Агентство экспресс доставки" в реестр недобросовестных поставщиков не соответствует закону, а также нарушает права и законные интересы заявителя.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренныест. 13 ГК РФ ич. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования ООО "Агентство экспресс доставки" подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.01.2022 по делу N А40-221821/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-221821/2022
Истец: ООО "АГЕНТСТВО ЭКСПРЕСС ДОСТАВКИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ФГБУ "РОСЛЕСИНФОРГ"