г. Санкт-Петербург |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А56-69648/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Нестерова С.А., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания:
до перерыва - Ворониной Е.Ю.
после перерыва - Овчинниковой А.Ю.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 10.04.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41432/2023) общества с ограниченной ответственностью "Ладога 8" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2023 по делу N А56-69648/2023 (судья Новикова Е.В.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ладога 8"
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ладога 8" (далее - заявитель, Общество, ООО "Ладога 8") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - ответчик, Комитет):
- о признании незаконным Решения Комитета имущественных отношений СанктПетербурга об отказе N 05-15-35937/23-0-1 от 19.04.2023 в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт - Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации для размещения нестационарных объектов для оказания бытовых услуг, выданного по результатам рассмотрения заявлений от 12.04.2023 NN 05-15-35937/23-0-0, 05-15-35936/23-0-0, 05-15-35933/23-0-0, 05-15-35931/23-0-0, 05-15-35930/23-0-0.
- обязании Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ладога 8" путем выдачи в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда, разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, для размещения нестационарных объектов для оказания бытовых услуг согласно заявлений ООО "Ладога 8" от 12.04.2023 N N 05-15-35937/23-0-0, 05-15-35936/23-0-0, 05-15-35933/23-0-0, 05-15-35931/23-0-0, 05-15-35930/23-0-0.
Решением от 21.10.2023 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель указал, что внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2023 N 440 в пункт 19 Перечня N 1300 изменения, не устанавливают новых видов объектов, а лишь расширяют виды деятельности, в целях ведения которых может использоваться существующий вид объектов - нестационарные объекты. Правомерность данной позиции подтверждает и то обстоятельство, что помимо прочих изменений Постановлением Правительства РФ от 21.03.2023 N 440 Перечень N 1300 дополнен новыми пунктами, отсутствовавшими в предыдущей редакции (пункты 31(1) и 34), в которых поименованы новые виды объектов. При этом нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (сезонные (летние) кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг не были выделены в отдельный пункт Перечня N 1300, а включены в ранее введенный пункт 19.
Таким образом, по мнению Общества, оснований для применения к рассматриваемым правоотношениям положений пункта 3 статьи 2 Закона N 521-118 и, соответственно, пункта 2 статьи 7 того же Закона, не имеется
Кроме того, судом первой инстанции не учтено, что перечни видов объектов, размещение которых осуществляется на основании договора, заключаемого без проведения аукциона или по результатам аукциона, предусмотрены статьей 7 Закона N 521-118, и такие объекты как нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (сезонные (летние) кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг ни в одном из этих перечней не указаны.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы отклонил и просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Представитель истца, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
Арбитражный апелляционный суд на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося участника арбитражного процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес Заявителя 24.04.2023 направлено Решение об отказе N 05-15-35937/23-0-1 от 19.04.2023 Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет). По результатам заявок Комитет отказал в выдаче разрешения на использование земельных участков для размещения нестационарных объектов для оказания бытовых услуг на основании подпункта 14 пункта 44 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках. находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон Санкт-Петербурга).
При этом Комитет указал, что размещение новых объектов осуществляется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 7 Закона Санкт-Петербурга - на основании договора на размещение объекта по результатам аукциона. Таким образом, по мнению Комитета, размещение Объекта на основании разрешения действующим законодательством не предусмотрено.
Как указало ООО "Ладога 8", Комитет, в обоснование отказа, ссылается на п. 3 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга, которым установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации новых видов объектов их размещение осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 2 статьи 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга. При этом Законом Санкт-Петербурга не раскрыто понятие "новые виды объектов".
Вместе с тем Постановлением Правительства РФ от 21.03.2023 N 44 "О внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" внесены именно изменения в Перечень, а пункт 19 изложен в новой редакции, и нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (сезонные (летние) кафе предприятий общественного питания) не вводятся как новый вид объектов, а лишь увеличивают перечень ранее установленного вида объектов. Таким образом, Правительством РФ не указано, что в Перечень вносятся новые виды объектов. Постановление лишь конкретизирует пункт 19, но не устанавливает новый вид объектов. Пунктом 19 Постановления нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (сезонные (летние) кафе предприятий общественного питания) включены в перечень конкретного вида объектов. Таким образом, нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания по смыслу п. 19 Постановления N 1300, Постановления N 44, Закона Санкт-Петербурга N 521-118, нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания не относятся к новым видам.
С учетом изложенного заявитель полагает, что решение Комитета не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права Общества в сфере экономической деятельности.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для их удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения на основании следующего.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 той же статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, определены Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Постановление N 1300).
Порядок и условия размещения таких объектов на территории Санкт-Петербурга установлены Законом N 521-118.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 521-118 размещение объектов на земельных участках, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, осуществляется на основании: разрешения на использование земельного участка для размещения объекта (далее - разрешение); договора на размещение объекта в случаях, предусмотренных статьей 7 названного Закона (далее - договор).
Виды объектов, размещение которых осуществляется на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона, определены пунктом 1 статьи 7 Закона N 521-118, по результатам аукциона - пунктом 2 той же статьи.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 521-118 на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом по результатам аукциона, на земельных участках размещаются следующие виды объектов:
1) сезонные аттракционы, а также элементы благоустройства территории - аттракционы;
2) передвижные цирки, передвижные зоопарки, передвижные луна-парки;
3) лодочные станции;
4) нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, временные павильоны и киоски, туалеты, пункты проката инвентаря);
5) платежные терминалы для оплаты услуг и штрафов;
6) элементы благоустройства территории - индивидуальные ограждающие конструкции парковочных мест, парковочные столбики.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 521-118 в случае установления Правительством Российской Федерации новых видов объектов их размещение осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 2 статьи 7 того же Закона, - то есть на основании договора, заключаемого по результатам аукциона.
Порядок выдачи разрешений регламентирован статьей 4 Закона N 521-118.
Пунктом 4 названной статьи определены основания для отказа уполномоченным органом в выдаче разрешения. Согласно подпункту 14 указанной нормы уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения, если объект, указанный в заявлении, относится к видам объектов, размещаемых на основании договора в соответствии со статьей 7 Закона N 521-118.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2016 N 385 "О внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300", Перечень был дополнен, в частности, пунктом 19, согласно которому к числу объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, были отнесены нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2023 N 440 пункт 19 Перечня изложен в новой редакции, согласно которой в числе видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, определены нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (сезонные (летние) кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), за исключением расположенных на землях лесного фонда указанных нестационарных объектов.
Изменения, внесенные в Перечень постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2023 N 440, свидетельствуют о дополнении пункта 19 Перечня такими объектами как нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (сезонные (летние) кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг.
С учетом изменений, внесенных в Перечень постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2023 N 440, нестационарные объекты для оказания бытовых услуг являются новым видом объектов, размещение которых осуществляется на публичных землях без предоставления земельных участков и установления сервитутов, ранее не поименованным в Перечне.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 521-118 размещение таковых новых видов объектов осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 2 статьи 7 названного Закона, - то есть на основании договора.
Кроме того, объекты, указанные в пункте 19 Перечня в редакции, действовавшей до внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2023 N 440 (нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов), в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 7 Закона N 521-118 также отнесены к числу объектов, размещение которых осуществляется на основании договора.
При таком положении у Комитета имелось предусмотренное подпунктом 14 пункта 4 статьи 4 Закона N 521-118 основание для отказа в выдаче Обществу испрашиваемых разрешений, соответственно, принятое им решение от 21.04.2023 N 05-15-35885/23-0-1 является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения либо опровергали выводы арбитражного суда, в связи с чем признаны судом несостоятельными.
По существу доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Поскольку судом полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2023 по делу N А56-69648/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-69648/2023
Истец: ООО "ЛАДОГА 8"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА