г. Москва |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А41-76347/22 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Диаковской Н.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центрклининг"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 09 февраля 2023 года по делу N А41-76347/22,
по иску акционерного общества "Мосэнергосбыт"
к обществу с ограниченной ответственностью "Центрклининг"
при участии в деле третьих лиц: публичного акционерного общества "Россети МР" и акционерного общества "Мособлэнерго"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мосэнергосбыт" (далее - АО "Мосэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к общество с ограниченной ответственностью "Центрклининг" (далее - ООО "Центрклининг", ответчик) о взыскании задолженности по договору с ИКУ N 93122315 от 01.11.2021 за период 01.01.2022 по 31.03.2022 в сумме 76 136 руб. 74 коп. и законной неустойки за период с 22.02.2022 по 31.03.2022 в сумме 2 922 руб. 26 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 февраля 2023 года по делу N А41-76347/22 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Центрклининг" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, АО "Мосэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком на рынке услуг по реализации электрической энергии на территории Москвы и Московской области и осуществляет её поставку в многоквартирные дома (далее - МКАД), расположенные по адресу:
- Московская область. Одинцовский городской округ, Одинцово г., ул. Кутузовская. д. 23;
- Московская область. Одинцовский городской округ, Одинцово г., ул. Кутузовская. д. 33;
- Московская область, Одинцовский городской округ, Одинцово г., ул. Чистяковой, д. 42.
Указанные МКД в спорный период с 01.01.2022 по 31.03.2022 находились в управлении ООО "Центрклининг", что подтверждается сведениями с сайта Главного управления "Государственная жилищная инспекция Московской области", а также данными размещенными на сайте www.dom.gosusliigi.ru. на котором согласно Приказу Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014 "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается информация организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, статья 4210) определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.
29 декабря 2021 года истцом в адрес ответчика была направлена оферта о заключении договора N 93122315, в соответствии с которой ответчику надлежало подписать и вернуть один экземпляр договора истцу, однако до настоящего времени указанный договор со стороны ответчика не подписан (т. 1 л. д. 37).
В соответствии с условиями договора истец обязуется осуществлять продажу ответчику электрической энергии (мощности) и урегулировать отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса энергоснабжения объектов ответчика, а ответчик обязуется оплачивать поставленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в порядке, предусмотренном договором (пункт 1.1 договора).
Порядок расчетов определен в разделе 5 договора.
Ссылаясь на то обстоятельство, что ответчик не оплатил коммунальные ресурсы, поставленные ему истцом за период с 01.01.2022 по 31.03.2022, АО "Мосэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (часть 1 статьи 542 ГК РФ).
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 1); порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 2).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и необоснованный односторонний отказ от их исполнения не допускается.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в стоимость расходов на содержание общего имущества МКД не подлежат включению расходы на снабжение электроэнергией подвалов и чердаков, обосновано отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил, обязательным при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, (далее - Правила N 124) объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или з истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, учитывающей показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо при отсутствии индивидуальных приборов учета - нормативам потребления услуги.
Истец указал, что объем электроэнергии полученной в МКД, расположенного по спорному адресу рассчитан по нормативу.
Управляющая организация, в том числе потребительский и иной специализированный кооператив как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее: заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать такие коммунальные услуги, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (п.п. 2, 8, 9, пп. "а", "б" п. 31, п. "а" п. 32 Правил N 354).
Согласно пункту 21.1 Правил N 124 управляющие организации приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в МКД, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в МКД и в целях содержания общего имущества в МКЖД (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг в МКД);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКЖД (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в МКД в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
АО "Мосэнергосбыт" правильно определило общую площадь мест общего пользования при проведении расчета по нормативу поставляемого объема электрической энергии в связи с отсутствием коллективных (общедомовых) приборов учета.
Согласно подпункту "в" пункта 21 (1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании норматива потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд=Vнодн,
где Vнодн определяется в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Таким образом, при отсутствии установленных и введенных в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета объем электрической энергии, подлежащий оплате на общедомовые нужды, определяется расчетным методом - с использованием норматива потребления.
Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в МКД (согласно сведениям, указанным в паспорте дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.
В соответствии с пунктами 9.2 и 9.3 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется:
- при наличии коллективного (общедомового) прибора учета (далее - ОДНУ) исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов РФ в установленном порядке, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ;
- при отсутствии ОДПУ определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов. Согласно п. 21, 21.1 Правила N 124, объем коммунального ресурса, поставляемый за расчетный период в многоквартирный дом (далее - МКД) и подлежащий оплате исполнителем коммунальных услуг (далее - ИКУ) определяется:
- при наличии ОДПУ исходя из его показаний (с учетом вычета объема потребления электроэнергии в жилых/нежилых помещениях, в отношении которых заключены договоры с ресурсоснабжающей организацией);
- при отсутствии/выходе из строя ОДПУ исходя из среднемесячного объема потребления (в течение трех месяцев), затем исходя из нормативов потребления коммунального ресурса.
Таким образом, при организации расчетов за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды (далее - ОДН), как между ИКУ и ресурсоснабжающей организацией, так и между ИКУ и собственниками помещений, особое значение имеет порядок применения нормативов потребления коммунальных ресурсов.
Приложением N 2 к Распоряжению Министерства ЖКХ МО от 22.05.2017 N 63-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области" (далее - Распоряжение N63-РВ) (в редакции Постановления N335-РВ от 18.09.2020) с учетом установлены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области.
При расчете норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в указанном многоквартирном доме нормативы из Приложения N 2 к Распоряжению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 22.05.2017 N 63-Р:
- для категории многоквартирных домов, оборудованных лифтами и необорудованный электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, который составляет 3,230 кВтч в месяц на кв. метр.
Информация о площадях мест общего пользования определена истцом на основании сведений, имеющимся в отношении спорных адресов на сайте Государственной жилищной инспекции (далее - ГЖИ).
Расчет норматива:
1. Чистяковой ул., д. 42
Количество этажей - 20, количество лифтов - 18 Электроплиты
Площадь помещений общего имущества - 4712
Норматив на МОП: 4712х3,230=15219.
2. Кутузовская ул., д. 23
Количество этажей - 19, количество лифтов - 12 Электроплиты
Площадь помещений общего имущества - 5542
Норматив на МОП: 5542х3,230=17901.
3. Кутузовская ул., д.33
Количество этажей - 19, количество лифтов - 8 Электроплиты
Площадь помещений общего имущества - 4186
Норматив на МОП: 4186х3,230=13521.
При изложенных обстоятельствах АО "Мосэнергосбыт" обосновано применило расчетный способ при определении объема электрической энергии по нормативу с учетом верного определения общей площади мест общего пользования. Технические этажи, чердаки и подвалы в расчет не принимались.
Как следует из материалов дела, истец обращался к ответчику с письмом от 20.05.2022 N МЭС/ИП/42/4623 о необходимости предоставления информации о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, общей площади помещений входящих в состав общего имущества по спорным адресам, периоду (т. 1 л. д. 163).
Технические паспорта на МКД ответчиком истцу не предоставлены до начала спорного периода, показания расчетных приборов учета переданы за пределами спорного периода, например письмом от 02.11.2022 N 642 ответчик отправляет показания учета по адресу: Московская область. Одинцовский городской округ, Одинцово г., ул. Кутузовская. д. 33; от 02.11.2022 N 642 показания учета по адресу: Московская область. Одинцовский городской округ, Одинцово г., ул. Кутузовская. д. 23; письмом от 01.11.2022 N 640 о проведении проверки подключения спорных домов.
Оценив и проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи согласно статье 71 АПК РФ, принимая во внимание заявленный спорный период, состав и структуру взыскиваемой суммы, отсутствие доказательств оплаты задолженности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование истца о взыскании задолженности по договору с ИКУ N 93122315 от 01.11.2021 за период 01.01.2022 по 31.03.2022 в сумме 76 136 руб. 74 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" истец начислил ответчику неустойку за период с 22.02.2022 по 31.03.2022 в сумме 2 922 руб. 26 коп.
Представленный истцом расчет неустойки судом проверен и является правильным.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09 февраля 2023 года по делу N А41-76347/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Судья |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-76347/2022
Истец: АО МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭНЕРГОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ, ПАО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ООО "Центрклининг"